Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей возникновения мотивов и мотивации, а также самооценки личности и её взаимосвязь с мотивацией.
Задачи исследования: раскрытие понятия «мотив» и «мотивация», изучение видов мотивов и видов мотивации, анализ стадий мотивационного процесса, изучение теорий мотивации отечественных и зарубежных ученых, раскрытие понятия «самооценка» личности и её взаимосвязь с мотивацией.

Содержание

1 глава «Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности» ………………………………………………………………………….4
Понятие «мотив» и «мотивация» личности …………………..……..4
Виды мотивов ….………………………………………………………7
Виды мотивации ……………………………………………………...10
Стадии мотивационного процесса …………………………………..12
Теории мотивации ……………………………………………………14
Самооценка личности ………………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………………24
Список литературы …………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      Теория  человеческой мотивации по А.Маслоу заключается в выделении основных видов потребностей и в выстраивании иерархии в виде пирамиды по следующим  уровням:

      1. Физиологические потребности

      2. Потребности в безопасности

      3. Потребности в принадлежности и любви

      4. Потребность в признании

      5. Познавательные потребности

      6. Эстетические потребности

      6. Потребность в самоактуализации 

      Причем  нижележащие потребности должны быть в какой-то степени удовлетворены  прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Потребности также проявляются в мотивах, которые выступают как непосредственные побудители к деятельности [1].

      Ильин выделял несколько видов теорий мотивации:

  1. Потребностные теории мотивации.

      Е.П. Ильин рассматривал работы разных отечественных и  зарубежных ученых. Например, П. Гольбах писал: потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности [6].  Н.Г. Чернышевский писал о том, что: первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических потребностей [].  Е.П. Ильин считал что:  в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул — реакция» [6].

  1. Бихевиористские  теории мотивации.

      Бихевиористы  объясняют поведение через схему  «стимул — реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор. Здесь важно обратить внимание на то, что речь идет только о физиологических нуждах человека, которые по своему содержанию мало отличаются от потребностей животных. Основой любой активности человека, таким образом можно считать потребности пить, есть, испытывать сексуальное удовлетворение, находиться в нормальных температурных условиях.

  1. Когнитивные теории мотивации.

      У. Джемс в конце прошлого века выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения.

  1. Психоаналитические теории мотивации.

      Возникли  с появлением учения Зигмунда Фрейда о бессознательном и влечениях  человека. Он придавал решающую роль в  организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. Основная роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам.

  1. Биологизаторские теории мотивации. Данные теории исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация», с точки зрения этих ученых, становится лишним.
  2. Мотивация в работах отечественных ученых. В данном пункте Е.П. Ильин выделил следующих авторов:

      1) Н. Н. Ланге дал свое понимание  отличий влечений от «хотений», полагая, что последние — это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» — это деятельная воля.

      2) Л. С. Выготский в своих работах  не оставил без внимания проблему  детерминации и мотивации поведения человека. Так, в учебном пособии «Педология подростка»  он отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, прежде всего, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения.  Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации.

      3) Д. Н. Узнадзе рассматривал мотивацию, с позиции «теории установки» и  говорил о том,  что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.

    1.6.Самооценка личности.

      Живя в человеческом обществе и взаимодействуя с людьми и окружающей предметной средой, человек выделяет сам себя из окружающего мира, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, начинает воспринимать себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Переживание наличия собственного «Я» субъективно выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем , прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день.

      Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я» [1]. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента:

  1. когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своем «Я-образе» выдвигает импозантный вид, который, как он предполагает, придают ему джинсы с ярким фирменным ярлыком. Другой его сверстник — незабываемый факт победы на районных соревнованиях по настольному теннису. Третий — драматическое для него поражение на тех же соревнованиях и затруднения при усвоении физики и математики, которые ему действительно нелегко даются.
  2. эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.
  3. поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д. [11].

        Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представление индивида о самом себе складывается в мысленный образ «Я». Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности [11].  Делается попытка найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я такой?», «Что я могу сделать?», «Каковы мои возможности?» [2]

      Самосознание  личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение  собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У.Джеймс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности - самоуважение - характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель - его притязания:

      Самоуважение = успех/ притязания.

      При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь - снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно. Разумеется, правильно поставленный процесс воспитания призван ориентировать личность на первый способ сохранения самоуважения. Человек в своей деятельности (учебной, трудовой и др.) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер и тем самым сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний [8].

      Представление человека о самом себе не всегда адекватно. Степень адекватности зависит  от самосознания человека, т.е. его самооценки.         Самооценкаоценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

      Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает вместе с тем и для других, и может быть в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот [11].

      Самооценка  может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.

      В современной литературе дается следующее  определение: адекватная самооценка позволяет  соизмерять свои силы с поставленными  задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с поставленными задачами разной трудности и требованиями окружающих. Т.е. обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе. При неадекватной завышенной или заниженной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода . Часто берется за то, что ему явно не по силам [5].

      Кроме самооценки есть ещё два показателя, которые входят в структуру личности: ожидаемая оценка окружающих и оценка личностью группы.  Хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.

      Самооценка  – связана с уровнем притязаний личности. Понятие уровня притязаний было введено  Куртом Левином. Он писал: притязание - это стремление  к достижению целей той или иной степени сложности, на которую он считает себя способным. Уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. [10].

      Стремление  к повышению самооценки в том  случае, когда человек имеет возможность  свободно выбирать степень трудности  очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе - соответственно снижается.

      Исследования  уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и  по их содержанию, по связи с целями и задачами коллектива позволяют  лучше понять мотивацию поведения  человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности