Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:27, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении особенностей возникновения мотивов и мотивации, а также самооценки личности и её взаимосвязь с мотивацией.
Задачи исследования: раскрытие понятия «мотив» и «мотивация», изучение видов мотивов и видов мотивации, анализ стадий мотивационного процесса, изучение теорий мотивации отечественных и зарубежных ученых, раскрытие понятия «самооценка» личности и её взаимосвязь с мотивацией.
1 глава «Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности» ………………………………………………………………………….4
Понятие «мотив» и «мотивация» личности …………………..……..4
Виды мотивов ….………………………………………………………7
Виды мотивации ……………………………………………………...10
Стадии мотивационного процесса …………………………………..12
Теории мотивации ……………………………………………………14
Самооценка личности ………………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………………24
Список литературы …………………………………………………………25
Теория
человеческой мотивации по А.Маслоу
заключается в выделении
1. Физиологические потребности
2. Потребности в безопасности
3. Потребности в принадлежности и любви
4. Потребность в признании
5. Познавательные потребности
6. Эстетические потребности
6.
Потребность в
Причем нижележащие потребности должны быть в какой-то степени удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Потребности также проявляются в мотивах, которые выступают как непосредственные побудители к деятельности [1].
Ильин выделял несколько видов теорий мотивации:
Е.П. Ильин рассматривал работы разных отечественных и зарубежных ученых. Например, П. Гольбах писал: потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности [6]. Н.Г. Чернышевский писал о том, что: первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических потребностей []. Е.П. Ильин считал что: в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул — реакция» [6].
Бихевиористы
объясняют поведение через
У. Джемс в конце прошлого века выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения.
Возникли с появлением учения Зигмунда Фрейда о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. Основная роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам.
1)
Н. Н. Ланге дал свое
2)
Л. С. Выготский в своих
3) Д. Н. Узнадзе рассматривал мотивацию, с позиции «теории установки» и говорил о том, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.
1.6.Самооценка личности.
Живя в человеческом обществе и взаимодействуя с людьми и окружающей предметной средой, человек выделяет сам себя из окружающего мира, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, начинает воспринимать себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Переживание наличия собственного «Я» субъективно выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем , прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день.
Важнейшим
психологическим
Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представление индивида о самом себе складывается в мысленный образ «Я». Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности [11]. Делается попытка найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я такой?», «Что я могу сделать?», «Каковы мои возможности?» [2]
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У.Джеймс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности - самоуважение - характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель - его притязания:
Самоуважение = успех/ притязания.
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь - снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно. Разумеется, правильно поставленный процесс воспитания призван ориентировать личность на первый способ сохранения самоуважения. Человек в своей деятельности (учебной, трудовой и др.) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер и тем самым сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний [8].
Представление человека о самом себе не всегда адекватно. Степень адекватности зависит от самосознания человека, т.е. его самооценки. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает вместе с тем и для других, и может быть в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот [11].
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.
В современной литературе дается следующее определение: адекватная самооценка позволяет соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с поставленными задачами разной трудности и требованиями окружающих. Т.е. обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе. При неадекватной завышенной или заниженной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода . Часто берется за то, что ему явно не по силам [5].
Кроме самооценки есть ещё два показателя, которые входят в структуру личности: ожидаемая оценка окружающих и оценка личностью группы. Хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
Самооценка – связана с уровнем притязаний личности. Понятие уровня притязаний было введено Куртом Левином. Он писал: притязание - это стремление к достижению целей той или иной степени сложности, на которую он считает себя способным. Уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. [10].
Стремление
к повышению самооценки в том
случае, когда человек имеет
Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию, по связи с целями и задачами коллектива позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.
Информация о работе Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности