Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:27, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении особенностей возникновения мотивов и мотивации, а также самооценки личности и её взаимосвязь с мотивацией.
Задачи исследования: раскрытие понятия «мотив» и «мотивация», изучение видов мотивов и видов мотивации, анализ стадий мотивационного процесса, изучение теорий мотивации отечественных и зарубежных ученых, раскрытие понятия «самооценка» личности и её взаимосвязь с мотивацией.
1 глава «Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности» ………………………………………………………………………….4
Понятие «мотив» и «мотивация» личности …………………..……..4
Виды мотивов ….………………………………………………………7
Виды мотивации ……………………………………………………...10
Стадии мотивационного процесса …………………………………..12
Теории мотивации ……………………………………………………14
Самооценка личности ………………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………………24
Список литературы …………………………………………………………25
А.Н. Леонтьев в своей работе предлагал другую классификацию мотивов. Он выделял смыслообразующие мотивы и мотивы стимулы. Смыслообразующими мотивами являются: мотивы, побуждающие к деятельности, и вместе с тем придающие ей личностный смысл [7]. А мотивы стимулы это: другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами [7].
В современной литературе мотивы классифицируются как осознанные и неосознанные. Осознанные мотивы характеризуется тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Чем выше степень осознанности, тем активнее действует личность [11]. К осознанным мотивам относятся: интересы, убеждения, мировоззрение.
Интересы – эмоционально-окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления [1].
Убеждение - осознанный мотив придает особую значимость всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность [1].
Мировоззрение – осознанная система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем [1].
К неосознанным мотивам относятся влечения, конформизм и установки.
Влечения
выражаются в том, что человек
стремится удовлетворить
Конформизм – подчинение личности давлению группы, возникающее из конфликта между мнением личности и мнениями окружающих. Человек в данном случае действует неосознанно, выбрав точку зрения других [1].
Установка – неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. Д. Узнадзе писал: Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы [1].
Мы
рассмотрели различные классификации
мотивов, которые предлагают психологи,
но их объединяет одно свойство: именно
мотивы являются предпосылкой для активности
личности и развития мотивационного процесса.
Проблемы мотивации интересовали многих отечественных и зарубежных психологов. Рассмотрим мотивационную деятельность с разных точек зрения.
Х. Хекхаузен рассматривал
Х. Хекхаузен пишет: какого-либо единства взглядов по вопросу о том, чем различается интринсивно и экстринсивно мотивированное поведение, до сих пор не существует [9].
Он рассматривает шесть концепций, связанных с интрисивно мотивированным поведением. Общим для всех них является: лишь понимание интринсивно мотивированного поведения как совершающегося ради себя самого или ради тесно с ним связанных целевых состояний, как не могущего быть лишь простым средством достижения инородной по отношению к такому поведению цели [9].
Е.П. Ильин выделял внешнестимулируемую и внешнеорганизованную мотивации. Он писал: с моей точки зрения, мотивация и мотивы всегда внутренне обусловленны, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. И именно поэтому западным психологам не удалось выделить в чистом виде экстринсивную и интринсивную мотивации. По сути, авторы ведут речь о внешних и внутренних стимулах, побуждающих развертывание мотивационного процесса. Когда говорят о внешних мотивах и мотивации, то имеют в виду либо обстоятельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, действий), либо какие-то внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива (вознаграждение и прочее); в том числе имеют в виду и приписывание самим человеком этим факторам решающей роли в принятии решения и достижении результата, как это имеет место у полезависимых и с внешним локусом контроля. В этих случаях более логично говорить о внешнестимулируемой, или внешнеорганизованной, мотивации понимая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние [6].
В своей работе Е.П. Ильин выделяет положительную и отрицательную мотивации: в случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности влечения возникают положительные эмоциональные переживания, в случае же планирования деятельности как объективно заданной необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга, волевого усилия над собой) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания [6].
Таким образом, построение мотива и мотивационный процесс может сопровождаться как положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые сохраняются и во время деятельности.
Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Рассмотрев различные виды мотиваций можно сказать о том, что мотивация сопровождается как положительными так и отрицательными эмоциями. На мотивацию влияет огромное количество факторов как во внешней среде так структура внутреннего мира человека. Рассмотрим стадии мотивационного процесса.
На необходимость поэтапного рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи. Причем, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних — это структурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, О. К. Тихомиров, А. А. Файзуллаев), у других — биологизированный морфо-функциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Д. В. Колесов), у третьих — гештальт-подход (Ж.-М. Робин).
Е.П. Ильин писал: стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования [6].
Например, О. К. Тихомиров отмечает, что заданные (принятые человеком) и самостоятельно сформированные (по желанию) цели различаются характером связи, образующейся между целью и мотивом (потребностью): в первом случае связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором — от потребности к цели [11].
Например, А. А. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе пять этапов:
Первый этап — возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть, как пишет автор, в потенциальном (скорее — скрытом) состоянии. Однако побуждение — это еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения. А. А. Файзуллаев считает, что, для того чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит, к сожалению, о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.
Второй этап — это принятие мотива. Автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. А. А. Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.
Третий этап — это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации — закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.
Четвертый этап - это закрепление мотива, в результате чего он становится чертой характера.
Пятый этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.
Е.П. Ильин предложил свою схему формирования мотивационного процесса. Она состоит из трех стадий и заключается в следующем:
Первая стадия - это формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности. Е.П. Ильин писал: Для того чтобы нужда (органическая потребность) превратилась в потребность личности1, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвидацию. А для этого необходимо, во-первых, чтобы нужда была осознанна, т. е. чтобы появилось чувство голода, жажды и т. п.; во-вторых, нужно, чтобы чувство голода, жажды достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чувства как неприятного [6].
Вторая стадия - формирования конкретного мотива или поисковая внешняя или внутренняя активность. Е.П. Ильин говорил о том, что: внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется») [6]. Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения.
Третья стадия - выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения. В данном случае целью является и достижение определенной ситуации, в которой потребность может быть удовлетворена с помощью данного объекта. Таким образом, на третьей стадии формирования мотива возникает намерение достичь цели, побуждение воли, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.
Е.П. Ильин отмечал: мотивационный процесс - это решение частных задач, протекающее не только линейно, но и с циклическими возвращениями к предыдущим задачам [6].
Отечественные
и зарубежные психологи по - разному
рассматривали процесс мотивационной
деятельности. Но общие черты рассмотренных
концепций заключаются в том, что первичной
стадией формирования мотива являются
потребности и влечения. Далее, человек
осознавая их, пытается предпринять какие-либо
действия по осуществлению удовлетворения
данной потребности и достичь своей цели.
1.5. Теории мотивации.
Американский ученый Д. Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации. Сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы:
где М — сила мотивации (стремления); П — сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; 3 — личностное значение достижения данной цели для человека.
Если каким-то образом измерить перечисленные переменные и подставить их значения в правую часть формулы, то можно вычислить силу внутреннего стремления человека к достижению соответствующей цели.
А. Маслоу попытался сформулировать позитивную теорию мотивации которая бы отвечала теоретическим требованиям, одним из которых является изучение мотивации здоровых людей и в то же время теория соответствовала бы уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным.
Информация о работе Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности