Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей возникновения мотивов и мотивации, а также самооценки личности и её взаимосвязь с мотивацией.
Задачи исследования: раскрытие понятия «мотив» и «мотивация», изучение видов мотивов и видов мотивации, анализ стадий мотивационного процесса, изучение теорий мотивации отечественных и зарубежных ученых, раскрытие понятия «самооценка» личности и её взаимосвязь с мотивацией.

Содержание

1 глава «Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности» ………………………………………………………………………….4
Понятие «мотив» и «мотивация» личности …………………..……..4
Виды мотивов ….………………………………………………………7
Виды мотивации ……………………………………………………...10
Стадии мотивационного процесса …………………………………..12
Теории мотивации ……………………………………………………14
Самооценка личности ………………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………………24
Список литературы …………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      А.Н. Леонтьев в своей работе предлагал  другую классификацию мотивов. Он выделял  смыслообразующие мотивы и мотивы стимулы. Смыслообразующими мотивами являются: мотивы, побуждающие к деятельности, и вместе с тем придающие ей личностный смысл [7]. А мотивы стимулы это:  другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами [7].

      В современной литературе мотивы классифицируются как осознанные и неосознанные. Осознанные мотивы характеризуется тем, что  человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Чем выше степень осознанности, тем активнее действует личность [11]. К осознанным мотивам относятся: интересы, убеждения, мировоззрение.

      Интересы  – эмоционально-окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления [1].

      Убеждение - осознанный мотив придает особую значимость всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность [1].

      Мировоззрение – осознанная система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем [1].

      К неосознанным мотивам относятся  влечения, конформизм и установки.

      Влечения  выражаются в том, что человек  стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность и являются внутренним стимулом к совершению определенного действия [1].

      Конформизм  – подчинение личности давлению группы, возникающее из конфликта между  мнением личности и мнениями окружающих. Человек в данном случае действует  неосознанно, выбрав точку зрения других [1].

      Установка – неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. Д. Узнадзе писал: Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы [1].

      Мы  рассмотрели  различные классификации  мотивов, которые предлагают психологи, но их объединяет одно свойство: именно мотивы являются предпосылкой для активности личности и развития мотивационного процесса. 

      
    1. Виды  мотивации.

      Проблемы  мотивации интересовали многих отечественных  и зарубежных психологов. Рассмотрим мотивационную деятельность с разных точек зрения.

        Х. Хекхаузен рассматривал мотивированное  поведение следующим образом:

        

        
 
 

      Х. Хекхаузен пишет: какого-либо единства взглядов по вопросу о том, чем различается интринсивно и экстринсивно мотивированное поведение, до сих пор не существует [9].

      Он рассматривает шесть концепций, связанных с интрисивно мотивированным поведением. Общим для всех них является: лишь понимание интринсивно мотивированного поведения как совершающегося ради себя самого или ради тесно с ним связанных целевых состояний, как не могущего быть лишь простым средством достижения инородной по отношению к такому поведению цели [9].

      Е.П. Ильин выделял внешнестимулируемую и внешнеорганизованную  мотивации.  Он писал: с моей точки зрения, мотивация и мотивы всегда внутренне обусловленны, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. И именно поэтому западным психологам не удалось выделить в чистом виде экстринсивную и интринсивную мотивации. По сути, авторы ведут речь о внешних и внутренних стимулах, побуждающих развертывание мотивационного процесса. Когда говорят о внешних мотивах и мотивации, то имеют в виду либо обстоятельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, действий), либо какие-то внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива (вознаграждение и прочее); в том числе имеют в виду и приписывание самим человеком этим факторам решающей роли в принятии решения и достижении результата, как это имеет место у полезависимых и с внешним локусом контроля. В этих случаях более логично говорить о внешнестимулируемой, или внешнеорганизованной, мотивации понимая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние [6].

      В своей работе Е.П. Ильин  выделяет положительную и отрицательную  мотивации:  в случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности влечения возникают положительные эмоциональные переживания, в случае же планирования деятельности как объективно заданной необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга, волевого усилия над собой) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания [6].

      Таким образом, построение мотива и мотивационный  процесс может сопровождаться как  положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые  сохраняются и во время деятельности.

      Во  многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

      Рассмотрев  различные виды мотиваций можно  сказать о том, что мотивация  сопровождается как положительными так и отрицательными эмоциями. На мотивацию влияет огромное количество факторов как во внешней среде так структура внутреннего мира человека. Рассмотрим стадии мотивационного процесса.

               

      
    1. Стадии  мотивационного процесса.

      На  необходимость поэтапного рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи. Причем, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних — это структурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, О. К. Тихомиров, А. А. Файзуллаев), у других — биологизированный морфо-функциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Д. В. Колесов), у третьих — гештальт-подход (Ж.-М. Робин).

      Е.П. Ильин писал: стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования [6].

      Например, О. К. Тихомиров отмечает, что заданные (принятые человеком) и самостоятельно сформированные (по желанию) цели различаются характером связи, образующейся между целью и мотивом (потребностью): в первом случае связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором — от потребности к цели [11].

      Например, А. А. Файзуллаев  выделяет в мотивационном процессе пять этапов:

      Первый  этап — возникновение и осознание  побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть, как пишет автор, в потенциальном (скорее — скрытом) состоянии. Однако побуждение — это еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения. А. А. Файзуллаев считает, что, для того чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит, к сожалению, о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.

      Второй  этап — это принятие мотива. Автор  понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять.  А. А. Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.

      Третий  этап — это реализация мотива, в  течение которого в зависимости  от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое  содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации — закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.

      Четвертый этап -  это закрепление мотива, в результате чего он становится чертой характера.

      Пятый этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.

      Е.П. Ильин предложил свою схему формирования мотивационного процесса. Она состоит  из трех стадий и заключается в  следующем:

      Первая  стадия - это формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности. Е.П. Ильин писал: Для того чтобы нужда (органическая потребность) превратилась в потребность личности1, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвидацию. А для этого необходимо, во-первых, чтобы нужда была осознанна, т. е. чтобы появилось чувство голода, жажды и т. п.; во-вторых, нужно, чтобы чувство голода, жажды достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чувства как неприятного [6].

      Вторая  стадия - формирования конкретного  мотива или поисковая внешняя или внутренняя активность. Е.П. Ильин говорил о том, что: внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется») [6]. Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения.

      Третья  стадия - выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения. В данном случае целью является и достижение определенной ситуации, в которой потребность может быть удовлетворена с помощью данного объекта. Таким образом, на третьей стадии формирования мотива возникает намерение достичь цели, побуждение воли, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.

      Е.П. Ильин отмечал: мотивационный процесс - это решение частных задач, протекающее не только линейно, но и с циклическими возвращениями к предыдущим задачам [6].

      Отечественные и зарубежные психологи по - разному рассматривали процесс мотивационной деятельности. Но общие черты рассмотренных концепций заключаются в том, что первичной стадией формирования мотива являются потребности и влечения. Далее, человек осознавая их, пытается предпринять какие-либо действия по осуществлению удовлетворения данной потребности и достичь своей цели.   

      1.5. Теории мотивации.

      Американский  ученый Д. Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации. Сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы:

                                                    М = П  -   В   •  3

      где М — сила мотивации (стремления); П — сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; 3 — личностное значение достижения данной цели для человека.

      Если  каким-то образом измерить перечисленные  переменные и подставить их значения в правую часть формулы, то можно  вычислить силу внутреннего стремления человека к достижению соответствующей  цели.

      А. Маслоу попытался сформулировать позитивную теорию мотивации которая бы отвечала теоретическим требованиям, одним  из которых является изучение мотивации  здоровых людей и в то же время  теория соответствовала бы уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности