Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей

1.1 Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура»

1.2 Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры детей

1.3 Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей

Выводы

Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовые марина.docx

— 50.52 Кб (Скачать документ)

 

Возникновение детской субкультуры  как целостного историко-культурного  феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда  не прошедшие инициацию (особый обряд  посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений. [44]

 

Это тот мир, который детское  сообщество создавало «для себя»  на протяжении всего социогенеза, его составляют:

 

·                   детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

 

·                   детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства  и опекунское право в разновозрастных  группах, право на использование  грибного/ягодного места);

 

·                   детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

 

Творческая, пристрастная переработка  совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним. [9]

 

По определению М.В. Осориной, «детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности» [32]. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции. [9]

 

Содержание детской субкультуры  может меняться в зависимости  от возрастных характеристик детей. [31]

 

Анализ аспектов детской  культурной традиции показывает, что  она имеет разнообразные функции  и удовлетворяет основные социально-психологические  потребности детей, осваивающих  правила межличностного общения. С  точки зрения психолога, многие традиционные формы детского поведения являются своеобразным психологическим тренингом  навыков общения ребенка. Постепенно усложняющиеся задачи самопознания и саморегуляции, осознания правил и норм взаимоотношений между людьми и сотрудничества с другими он усваивает, активно проживая их в играх и шалостях, в ситуациях испытания храбрости и дразнении. И всегда ребенок может найти опору и выход из положения, обратившись к детской традиции и фольклору, которые в буквальном смысле слова обслуживают все важнейшие сферы жизни ребенка: отношение к самому себе, общение со сверстниками и миром взрослых, с природой и таинственным миром сверхъестественного. [42]

 

 

1.2 Общество сверстников  и его влияние на формирование  психологической культуры детей

 

 

Межличностные отношения  детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. [40] Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко  с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым  и деловым) и лишь частично проявляются  в общении и поведении детей, требуя специальных методик для  обнаружения. Вопрос о необходимости  изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. [20, 21, 34]

 

Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому  Пиаже считает, что общество детей  возникает только в подростковом возрасте). [34] В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее. [2, 41]

 

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные  отношения актуализируются в  общении и в большей своей  части в поступках людей, сама реальность их существования значительно  шире. Выражаясь образно, межличностные  отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его  часть предстает в поведенческих  аспектах личности, а другая, подводная  часть, большая, чем надводная, остается скрытой. [26]

 

Для межличностного общения  в современном социуме характерны различные ситуации. Каждому взрослому  человеку знакомо состояние неловкости, замешательства, ощущение собственной  неполноценности, когда не знаешь, как  утешить человека в горе, что ответить на пренебрежительное или вызывающее обращение, каким образом отстоять свою правоту, чем развеселить приунывшую кампанию. Все эти проблемы общие  и для взрослых, и для детей. [41] Дети различных возрастов должны уметь решать их самостоятельно, поскольку  взрослого может не оказаться  рядом. Для этого требуется не только понимать, что происходит, но и владеть определённой техникой общения. Спецификой этой техники может  стать детский фольклор как способ разрешения конфликтов. Наблюдения показывают, что дети часто применяют фольклор в различных спорных ситуациях. [9] Одна из важнейших черт детской  субкультуры наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося  особым синтаксическим и лексическим  строем, образностью, зашифрованностью. Д.Б. Элъконин при изучении устной и письменной речи учащихся обнаружил своеобразие не только лексических значений и грамматических форм, но и синтаксиса детского языка, например, при несовпадении грамматического и психологического подлежащего [44]. В своих словотворческих опытах ребенок фиксирует резервный потенциал родного языка, возможности его развития, не ведая об этом, вот почему К.И. Чуковский и Р. Якобсон называли детей гениальными лингвистами. Еще одна важная черта детской субкультуры табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками. Эта сторона проявления автономизации детской группы, особенно характерная для подростковой и юношеской среды, к сожалению, до сих пор не стала предметом внимания исследователей. Между тем именно прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ в онто- и социогенезе. [20]

 

Разнообразие характеров, ситуаций, неясности отношений, в  которых так трудно разобраться  с ходу, заставляют детей почувствовать  важность правил не только для игры, но и для того, чтобы регулировать общение, особенно в затруднительных  случаях. [44] В детском фольклоре  исследователи обнаружили своеобразный детский правовой кодекс, регулирующий формы поведения в сложных  и конфликтных ситуациях. Это  нормы, закрепленные в традиционных словесных формулах, имеющих для  детей конкретную силу. Дразнилки  против ябед, жадин, плакс - мощное средство, с помощью которого утверждаются нормы коллективной жизни детей и пресекается нежелательное для группы поведение. Передача всего богатства содержания детской субкультуры происходит непосредственно «из уст в уста» в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства, наряду с устными, появляются письменные тексты песенники, девичьи альбомы, «гадалки», сборники анекдотов. Действенность этого средства достаточно высока, поскольку является продуктом общения детей. [9]

 

В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью является сюжетно-ролевая  игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских  отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные  отношения. Первые два типа детских  отношений в игре составляют ее внешний  план, так как открыты для непосредственного  наблюдения. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе». [44]

 

К 3-м годам, моменту прихода  ребенка в детский сад, только начинает развиваться ведущая деятельность дошкольников - игра. Она еще очень  примитивна по содержанию, так же, как  и первые социальные отношения, складывающиеся внутри нее. В более старшем возрасте полученный опыт систематизируется и конкретизируется, а, следовательно, усложняются и игры. Также обогащается словарный запас ребёнка и происходит собственно знакомство с детским фольклором. [25] Теперь уже всё чаще можно наблюдать, как дети поступают в спорных ситуациях и как решают их с помощью фольклора. А инструментом мирного выхода из спорной ситуации стали различные считалки, стишки, дразнилки и т.д. Такой способ решения - освященная традицией детская культурная норма. В четыре - пять лет ее перенимают достаточно поверхностно от старших детей. Через год-два ребенок начинает осознавать ее глубинный смысл и с пафосом утверждает, справедливость жребия, тщательно следя за соблюдением случайности выбора. Например, удлиняются тексты считалок, чтобы невозможно было заранее угадать, на кого попадет последнее слово. [25]

 

Таким образом, рожденные, опосредованные игрой, межличностные отношения тем не менее могут существовать и независимо от нее, как и от любой другой детской деятельности, в чем существенно отличаются от ролевых и деловых, всецело «утопленных» в игре. Вместе с тем они тесно переплетаются и, будучи очень эмоциональными у дошкольников, нередко «врываются в игру». Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников. [10]

 

Благодаря особой эмоциональной  насыщенности межличностные отношения  гораздо более других «привязаны»  к самой личности ребенка и  могут быть очень избирательными и устойчивыми. Тут особенно ценно, что это не навязанные взрослым «правила справедливости», которые нарушаются, как только дети остаются одни, а норма поведения, нерушимый закон, существующий в самом детском сообществе, помогающий находить мирный, «культурный» выход из затруднительных ситуаций, типичных для социальной жизни младших детей. Передаваемые от поколения к поколению детей фольклорные тексты считалок служат средством воплощения этого закона в жизнь. [7]

 

При всей очевидной важности отношений ребёнка со сверстниками существует явная недооценка роли последних  в формировании личности ребёнка. [26] Отношения со взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, - необходимое условие становления и дальнейшего развития личности ребёнка. [1] Но в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. [4] В 4-5 лет ребенок уже достаточно точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. [25, 26]

 

Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в  том, как к нему относятся сверстники.[11] Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать  контакты с другими детьми, внешности  и т.д. Тем самым были выявлены симптомы детского неблагополучия в  коллективе. Данные, полученные в результате изучения работ различных авторов, свидетельствуют о том, что на первых этапах исследования детской  группы основными симптомами детского неблагополучия являются малая общительность  ребенка или, наоборот, открыто конфликтующее  со сверстниками поведение. Малая общительность - объективно существующее явление. У  таких детей резко снижены  основные характеристики общения по сравнению с остальными членами  группы. Малая общительность в  большинстве рассматриваемых различными авторами случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптом малообщительности, проявляемый внешне одинаково, - сложное явление. [3, 22]

 

Малообщительные дети занимают разное положение в сфере оценочных  и избирательных отношений в  группе. Проведенное А.А. Рояк исследование позволило разделить малообщительных детей на три подгруппы: 1) первоначально стремятся к общению, позже отходят от него из-за недостаточно доброжелательного отношения сверстников; 2) первоначально стремятся к общению, но позже отходят от него, несмотря на доброжелательное отношение сверстников; 3) с момента прихода в группу (имеется в виду средняя группа д/с - от 4 до 5 лет) взаимно со сверстниками не стремятся к общению. [39] Кроме малообщительных детей, внимание исследователей привлекли также открыто конфликтующие со сверстниками дети. В их отношениях со сверстниками также имеются серьезные осложнения. Как и в случае с малообщительными детьми, у всех открыто конфликтующих со сверстниками детей отношения в группе оказались осложненными. [6, 10, 39]

 

Открыто конфликтующие со сверстниками дети были разделены на несколько групп: 1) дети, которые  активно стремятся к контактам  со сверстниками, но последние настойчиво не желают принимать их в игру; 2) дети, контакты которых с ровесниками, несмотря на обоюдное желание, нередко  сопровождаются конфликтами. Неблагополучие детей внутри каждой из групп вызывается различными психологическими причинами. [12]

 

Так, малая общительность  может вызываться отсутствием у  ребенка достаточно развитых игровых  умений и навыков: сниженной подвижностью, тормозящей реализацию адекватных способов сотрудничества: невозможностью реализовать  индивидуальные, не связанные с игрой  потребности: несформированностью потребности в совместной игре (в этих случаях сам ребенок уходит от совместных игр.). [21]

Информация о работе Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей