Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей

1.1 Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура»

1.2 Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры детей

1.3 Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей

Выводы

Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовые марина.docx

— 50.52 Кб (Скачать документ)

 

Разными по содержанию причинами  вызывается и неблагополучие детей, открыто конфликтующих со сверстниками: недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых способов положительного общения; неправильная сформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций. [15, 22]

 

Таким образом, становится очевидной  необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью  межличностных отношениях детей. Очевидной  становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту  плоскость отношений ребенок  наиболее тесно соприкасается с  миром переживаний, ибо без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен. [31]

 

Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях  – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс. [9]

 

 

1.3 Психологическая культура  родителей – фактор формирования  психологической культуры детей

 

 

 

Мир детства – особый мир. И не каждый взрослый способен войти  в него. Это мир нежной и трепетной  души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень  значимо и важно для взрослых. [24]

 

Научиться понимать состояние  души ребенка, сделать так, чтобы  его развитие происходило не по принуждению («это он должен знать в своем  возрасте»), а в процессе радостного сотрудничества со взрослым, - большое родительское искусство. [43]

 

Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и  личностной сферы, традиционно отводится  фактору взаимодействия родителей  и ребенка, как на ранних, так и  на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. [13] Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. [13, 14,16, 17]

 

Д.Б. Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий...». [44] В процессе близких взаимоотношений со своими родными у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает их нормы поведения. Поэтому родители играю ответственную роль в жизни ребенка. [1]

 

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. [37]

 

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный  период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек  активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается  самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в  этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в  ней системы внутрисемейных, а  также детско-родительских отношений. [34]

 

Первые экспериментальные  исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. [3]

 

В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому  испытывается определенный дефицит  информации по данной проблеме. Как  справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. [16]

 

Интерес многих современных  исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью  роли взрослого для детского развития, ведь именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  социально – исторического опыта  и эмоциональных и деловых  взаимоотношений между людьми. Учитывая это, семья всегда была, есть и будет  важнейшим институтом воспитания и  социализации ребенка. [4, 8]

 

В старшем дошкольном возрасте складывается новая потребность  – потребность в уважении со стороны  взрослого. Ребенку уже недостаточно просто внимания и совместных игр. Ему  нужно серьезное, уважительное отношение  к нему, к его вопросам, интересам  и действиям. В возрасте 5-7 лет  потребность в уважении, в признании  взрослым становится основной потребностью малыша. В поведении детей это  выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто  делает замечания. Им важно, чтобы родители не только заметили, но и обязательно  похвалили их действия. [43]

 

Родитель является для  ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, не только партнером по игре, но конкретной личностью с определенными качествами (своим положением в обществе, возрастом, профессией и т.д.). Все эти качества очень важны для старшего дошкольника. [24]

 

Дошкольный возраст, как  отмечает А.А. Крылов, является начальным  этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно  важным с точки зрения генеза и  формирования социальных форм психики  и нравственного поведения. К  концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного  отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. [1] Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье [37]. В исследованиях Коломинского Я. Л., внутрисемейные отношения рассматриваются как межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства, а также общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Содержание и эмоционально-нравственное наполнение таких отношений в каждой семье уникальны, так как зависят от индивидуальных особенностей и уровня психологической культуры каждого члена семьи. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старших поколений младшему. Однако воздействие родительских образцов имеет не механический характер, а постепенно усваивается и перерабатывается ребенком. Именно поэтому дети не могут абсолютно точно копировать родителей и быть их зеркальным отражением. [21]

 

Очень важно понять, как  ребенок и как взрослый представляют себя в системе детско-родительских отношений. В лице взрослого ребенок  находит не столько носителя некоторого личного опыта, сколько выразителя общечеловеческого начала полномочного представителя культуры. Взрослый является посредником между ребенком и  культурой и передает ему для  освоения то практическое богатство, которое  человечество выработало в процессе своей истории. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, сын и дочь по отношению к престарелым родителям. [30].

 

Смирнова Е. О., Быкова М. В. отмечают девять вариантов родительского  поведения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакающий, ситуативный, зависимый  и придерживаются мнения о том, что  в реальной жизни многообразие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, исключает возможность  реализации одного стиля и предполагает осуществление различных вариантов  родительского поведения [18, 36].

 

В современной психологии стили семейного воспитания условно  делят на три основные группы: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. [5] Первый из них проявляется в  семье как отсутствие всяческих  отношений: отстраненность и отчужденность  членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делам и  чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного процесса [17, 19, 20].

 

Фурманов И. А., Аладьин  А. А., Фурманова Н. В. к неблагоприятным  стилям семейного воспитания относят  потворствующую гиперпротекцию, доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение, повышенную моральную ответственность, гиперпротекцию, а также тип «родителя – начальника» и «родителя – товарища». Авторы отмечают, что ни одна из этих ролей не позволяет родителям создать в семье атмосферу доверия [16].

 

Захаров А. И. выделяет такие  значимые стороны поведения родителей  как гиперопека, непоследовательность и протеворечивость воспитания, характеризующиеся разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованность педагогических действий, дезориентирующих ребенка, а также негибкость родителей в отношениях с детьми, аффективность, тревожность и авторитарность семейного воспитания [42].

 

Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия  для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных  социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут  оказаться невосполнимыми и проявляться  позднее в асоциальном поведении  ребенка, в трудностях его адаптации  к жизни в обществе, в различных  отклонениях психического и личностного  развития. [30]

 

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем  психологической и педагогической культуры, которая проявляется в  безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильной  мотивационной ограниченности в  решении проблем семейного воспитания, неготовности и нежеланием менять сложившиеся  стереотипы воспитания. [30, 32]

 

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с  низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития. [30]

 

Однако в настоящее  время отсутствует единая система  формирования психологической культуры родителей. Нет четкого представления  о феноменологии психологической  культуры родителей, формах и методах  ее формирования в современных условиях. [1]

 

Для характеристики психологической  культуры родителей были выделены два  следующих параметра:

 

1) способы и приемы общения  родителей с детьми в ходе  воспитательного воздействия: методы  словесного воздействия (побуждение, убеждение, увещевание, принуждение), методы контроля, наглядного показа, поощрения, наказания.

 

2) стиль взаимодействия  с ребенком, который синтезирует  в себе весь характер компетентности  родителей в вопросах воспитания  и развития детей и дает  интегральную характеристику определенному  уровню психологической культуры  родителей. [8]

 

Критерием высокого уровня психологической  культуры семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь по отношению  родителей к ребенку. Было установлено, что для родителей с низким уровнем характерны следующие особенности. В отношении к ребенку такие  родители воспринимают его незадачливым, непутевым, плохим; испытывают досаду, злость, раздражение по отношению  к нему. Такие родители не в состоянии  встать на место ребенка, видеть мир  его глазами. Они практически  не имеют знаний о законах психического и личностного развития ребенка  и часто не желают перестраивать  систему отношений с ребенком с целью преодоления негативных проявлений в возрастных кризисах. Такие родители слабо разбираются  в сильных и слабых сторонах своего ребенка, а иногда их представления  крайне неадекватны действительности, поэтому их требования к ребенку расходятся с его реальными возможностями. Нередко они не имеют представлений о способах и методах организации деятельности ребенка, предоставляя ему развиваться самому по себе. Контактируя с ребенком, родители с низким уровнем психологической культуры редко хвалят его, чаще негативно оценивают его деятельность, проявляет неадекватную реакцию на успех ребенка, либо полное безразличие. Очень часто такие родители, взаимодействуя с ребенком, показывают свое неприятие его индивидуальных особенностей, сочетая с жесткими формами наказания, авторитаризмом, либо могут подчеркнуто игнорировать ребенка, порождая у него чувство ненужности, агрессии.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей