Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей
1.1 Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура»
1.2 Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры детей
1.3 Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей
Выводы
Литература
Разными по содержанию причинами вызывается и неблагополучие детей, открыто конфликтующих со сверстниками: недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых способов положительного общения; неправильная сформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций. [15, 22]
Таким образом, становится очевидной
необходимость исследовать
Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс. [9]
1.3 Психологическая культура
родителей – фактор
Мир детства – особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. [24]
Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению («это он должен знать в своем возрасте»), а в процессе радостного сотрудничества со взрослым, - большое родительское искусство. [43]
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. [13] Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. [13, 14,16, 17]
Д.Б. Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий...». [44] В процессе близких взаимоотношений со своими родными у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает их нормы поведения. Поэтому родители играю ответственную роль в жизни ребенка. [1]
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. [37]
Дошкольный возраст является
предметом пристального внимания ученых
и практиков как важный и ответственный
период в жизни человека, как момент
рождения личности. В этот период происходит
ускоренное развитие психических процессов,
свойств личности, маленький человек
активно осваивает широкий
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. [3]
В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. [16]
Интерес многих современных
исследователей к сфере детско-родительских
отношений объясняется
В старшем дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно просто внимания и совместных игр. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к нему, к его вопросам, интересам и действиям. В возрасте 5-7 лет потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью малыша. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Им важно, чтобы родители не только заметили, но и обязательно похвалили их действия. [43]
Родитель является для
ребенка уже не абстрактным источником
внимания и доброжелательности, не
только партнером по игре, но конкретной
личностью с определенными
Дошкольный возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. [1] Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье [37]. В исследованиях Коломинского Я. Л., внутрисемейные отношения рассматриваются как межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства, а также общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Содержание и эмоционально-нравственное наполнение таких отношений в каждой семье уникальны, так как зависят от индивидуальных особенностей и уровня психологической культуры каждого члена семьи. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старших поколений младшему. Однако воздействие родительских образцов имеет не механический характер, а постепенно усваивается и перерабатывается ребенком. Именно поэтому дети не могут абсолютно точно копировать родителей и быть их зеркальным отражением. [21]
Очень важно понять, как ребенок и как взрослый представляют себя в системе детско-родительских отношений. В лице взрослого ребенок находит не столько носителя некоторого личного опыта, сколько выразителя общечеловеческого начала полномочного представителя культуры. Взрослый является посредником между ребенком и культурой и передает ему для освоения то практическое богатство, которое человечество выработало в процессе своей истории. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, сын и дочь по отношению к престарелым родителям. [30].
Смирнова Е. О., Быкова М. В.
отмечают девять вариантов родительского
поведения: строгий, объяснительный, автономный,
компромиссный, содействующий, сочувствующий,
потакающий, ситуативный, зависимый
и придерживаются мнения о том, что
в реальной жизни многообразие ситуаций,
в которых оказываются родители
и дети, исключает возможность
реализации одного стиля и предполагает
осуществление различных
В современной психологии стили семейного воспитания условно делят на три основные группы: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. [5] Первый из них проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делам и чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного процесса [17, 19, 20].
Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. к неблагоприятным стилям семейного воспитания относят потворствующую гиперпротекцию, доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение, повышенную моральную ответственность, гиперпротекцию, а также тип «родителя – начальника» и «родителя – товарища». Авторы отмечают, что ни одна из этих ролей не позволяет родителям создать в семье атмосферу доверия [16].
Захаров А. И. выделяет такие значимые стороны поведения родителей как гиперопека, непоследовательность и протеворечивость воспитания, характеризующиеся разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованность педагогических действий, дезориентирующих ребенка, а также негибкость родителей в отношениях с детьми, аффективность, тревожность и авторитарность семейного воспитания [42].
Анализ современного общества
и современной семьи
Многие социальные проблемы
часто являются следствием воспитания
детей родителями с низким уровнем
психологической и
Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития. [30]
Однако в настоящее
время отсутствует единая система
формирования психологической культуры
родителей. Нет четкого представления
о феноменологии
Для характеристики психологической культуры родителей были выделены два следующих параметра:
1) способы и приемы общения
родителей с детьми в ходе
воспитательного воздействия:
2) стиль взаимодействия
с ребенком, который синтезирует
в себе весь характер
Критерием высокого уровня психологической культуры семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь по отношению родителей к ребенку. Было установлено, что для родителей с низким уровнем характерны следующие особенности. В отношении к ребенку такие родители воспринимают его незадачливым, непутевым, плохим; испытывают досаду, злость, раздражение по отношению к нему. Такие родители не в состоянии встать на место ребенка, видеть мир его глазами. Они практически не имеют знаний о законах психического и личностного развития ребенка и часто не желают перестраивать систему отношений с ребенком с целью преодоления негативных проявлений в возрастных кризисах. Такие родители слабо разбираются в сильных и слабых сторонах своего ребенка, а иногда их представления крайне неадекватны действительности, поэтому их требования к ребенку расходятся с его реальными возможностями. Нередко они не имеют представлений о способах и методах организации деятельности ребенка, предоставляя ему развиваться самому по себе. Контактируя с ребенком, родители с низким уровнем психологической культуры редко хвалят его, чаще негативно оценивают его деятельность, проявляет неадекватную реакцию на успех ребенка, либо полное безразличие. Очень часто такие родители, взаимодействуя с ребенком, показывают свое неприятие его индивидуальных особенностей, сочетая с жесткими формами наказания, авторитаризмом, либо могут подчеркнуто игнорировать ребенка, порождая у него чувство ненужности, агрессии.