Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей
1.1 Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура»
1.2 Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры детей
1.3 Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей
Выводы
Литература
Родители со средним уровнем
психологической культуры постоянно
ощущают тревогу за ребенка, стараются
оградить его от трудностей и неприятностей
жизни, ребенок все время кажется
им слабым и беззащитным. Для таких
родителей характерно стремление к
постоянному самоконтролю, они довольно
ответственны, часто внутренне напряжены,
им свойственно преобладание утомляемости
и озабоченности. Знания закономерностей
психического развития, возрастных кризисов
у них довольно размыты. Родители
имеют не всегда объективные представления
о сильных и слабых сторонах личности
своего ребенка или видят только
сильные, либо слабые стороны его
личности, испытывают трудности в
прогнозировании дальнейшего
Родителям с высоким уровнем психологической культуры ребенок нравиться таким, какой он есть, они не стремятся активно «переделать» его, уважают его индивидуальность, стараются как можно больше времени проводить с ребенком, заинтересованы в его делах и планах, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, хорошо осведомлены о них. Родители доверяют ребенку, поощряют его самостоятельность. Они уверены в себе, хорошо рефлексируют свои собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, у них развито чувство внутреннего долга, активность и самостоятельность. Родители этой категории хорошо прогнозируют дальнейшее развитие всех сторон личности ребенка в соответствии с его реальными возможностями и способностями. Взаимодействуя с ребенком, такие родители часто используют позитивную оценку, похвалу, одобрение деятельности ребенка, последовательны в требованиях к нему. [30]
Перечисленные выше критерии
являются элементами психологической
культуры родителей, они формируются
в виде запретов, советов и указаний.
У каждого человека есть свое собственное
представление о развитии и воспитании
ребенка, а также реализуется
та или иная психологическая концепция.
Анализ процессов, происходящих в современной
семье, свидетельствует о
Таким образом, характер семьи изначально содержит в себе противоречивость родительских ориентаций по отношению к ребенку в семье. Различие этих ориентаций обнаруживается в характере и содержании стиля воспитания ребенка, который является одним из наиболее значимых показателей психологической культуры родителей. [16]
Основные элементы психологической
культуры родителей могут по-разному
детерминировать эмоциональное
благополучие ребенка, а также его
представления о многообразии тех
психологических приемов, которые
в дальнейшем помогут ему справиться
с различными неблагоприятными факторами
окружающей микросреды. Таким образом,
взрослые, своим собственным примером,
должны научить ребенка быть психологически
культурным и иметь определенный
уровень психологических знаний
и психологической
Непосредственное влияние
на развитие личности ребенка оказывает
стиль его взаимоотношений с
родителями и эмоциональный тон
семейных взаимоотношений. Общение
родителей и детей представляет
собой процесс постоянного
Исследования отечественных психологов Алексеевой Л. С., Буевой Л. П., Жизневского Б. П., Коломинского Я. Л., Панько Е. А., Фурманова И. А. в области взаимоотношений детей дошкольного возраста и родителей показало, что подавляющее большинство детей, у которых в семье отношения строятся на основе сотрудничества, проявляют готовность к сотрудничеству и в коллективе своих сверстников [1, 20, 21]. Психологическая среда в такой семье оказывается более человечной и положительно-эмоциональной.
Семья, где родители использует неадекватные элементы воспитания спонтанного уровня, например, эмоциональные, физические или словесные воздействия на ребенка, становится для ребенка травмирующим фактором. [24]
Таким образом, психологическая
культура родителей представляет собой
такое личностное образование, которое
выражается в их ценностно-целевой
направленности на полноценное воспитание
и развитие ребенка, способности
к рефлексии, самоконтролю, регуляции
своего поведения, в творческом владении
психолого-педагогическими
Итак, в первые семь лет
жизни последовательно
Выводы
В ходе данной работы производилось исследование детской психологической субкультуры. Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс, а также имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, детского сообщества, группы сверстников.
Детская субкультура является
продуктом социального
1.
Она является частью или
2.
Детская субкультура
Общая психологическая культура личности – это составная часть базовой культуры личности, позволяющая ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью. [7, 28]
Задача взрослых в семье, школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком. [6, 17, 32]
Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. [30] Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. Помните, у А.М. Горького в рассказе «Рождение человека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы, лёжа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования. [21]
Литература
1. Алексеева Л. С., Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н., Косолапова Л. А. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье. – М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. – 190с.
2.
Аркин Е. А. Ребенок и его
игрушка в условиях
3. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1994.- №1.- с.122-127.
4. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
5.
Большой психологический
6. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.
7. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М, 1984. - т. 4.
8. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.
9. Детский поэтический фольклор: Мир детства и традиций, 1996.
10.
Деятельность и
11. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. жури. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.
12. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987.
13. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
14. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.104-113.
15. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001
16.
Захарова Е.И. Исследование
17.
Зиновьева М.В. Взаимосвязь
18. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2003.
19.
Климов Е.А. Введение в
20. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М., 1988.
21. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. – Мн.: Нар. Асвета, 1984
22.
Конфликты в школьном возрасте:
пути их преодоления и
23. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
24.
Кулакова Е. Изучение
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
26. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989
27. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
28. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1989.
29. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2001.
30. Матуля Г.Я. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи.- Минск:,1990.
31.
Особенности психического
32. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2004.
33. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 126—143.
34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.
35. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.:Гардарика, 1998.
36.
Преподавание психологии в