Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей

1.1 Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура»

1.2 Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры детей

1.3 Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей

Выводы

Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовые марина.docx

— 50.52 Кб (Скачать документ)

 

Родители со средним уровнем  психологической культуры постоянно  ощущают тревогу за ребенка, стараются  оградить его от трудностей и неприятностей  жизни, ребенок все время кажется  им слабым и беззащитным. Для таких  родителей характерно стремление к  постоянному самоконтролю, они довольно ответственны, часто внутренне напряжены, им свойственно преобладание утомляемости и озабоченности. Знания закономерностей  психического развития, возрастных кризисов у них довольно размыты. Родители имеют не всегда объективные представления  о сильных и слабых сторонах личности своего ребенка или видят только сильные, либо слабые стороны его  личности, испытывают трудности в  прогнозировании дальнейшего развития личности ребенка, не знают каким  образом можно организовать деятельность ребенка для его полноценного развития. Родители этой категории  либо недооценивают, либо переоценивают  реальные возможности ребенка. Одни из них спокойны, другие безразличны, третьи проявляют излишнее волнение и тревогу за успех или неуспех  ребенка. Взаимодействуя с ребенком, могут следовать либеральному стилю, предоставляя ребенку свободу выбора, слабо контролируя его деятельность, или, наоборот, стремятся удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности.

 

Родителям с высоким уровнем  психологической культуры ребенок  нравиться таким, какой он есть, они  не стремятся активно «переделать» его, уважают его индивидуальность, стараются как можно больше времени  проводить с ребенком, заинтересованы в его делах и планах, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, хорошо осведомлены  о них. Родители доверяют ребенку, поощряют его самостоятельность. Они уверены  в себе, хорошо рефлексируют свои собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, у них развито чувство внутреннего долга, активность и самостоятельность. Родители этой категории хорошо прогнозируют дальнейшее развитие всех сторон личности ребенка в соответствии с его реальными возможностями и способностями. Взаимодействуя с ребенком, такие родители часто используют позитивную оценку, похвалу, одобрение деятельности ребенка, последовательны в требованиях к нему. [30]

 

Перечисленные выше критерии являются элементами психологической  культуры родителей, они формируются  в виде запретов, советов и указаний. У каждого человека есть свое собственное  представление о развитии и воспитании ребенка, а также реализуется  та или иная психологическая концепция. Анализ процессов, происходящих в современной  семье, свидетельствует о доминировании  той или иной концепции в отношении  ребенка. [14]

 

Таким образом, характер семьи  изначально содержит в себе противоречивость родительских ориентаций по отношению  к ребенку в семье. Различие этих ориентаций обнаруживается в характере  и содержании стиля воспитания ребенка, который является одним из наиболее значимых показателей психологической  культуры родителей. [16]

 

Основные элементы психологической  культуры родителей могут по-разному  детерминировать эмоциональное  благополучие ребенка, а также его  представления о многообразии тех  психологических приемов, которые  в дальнейшем помогут ему справиться с различными неблагоприятными факторами  окружающей микросреды. Таким образом, взрослые, своим собственным примером, должны научить ребенка быть психологически культурным и иметь определенный уровень психологических знаний и психологической деятельности. [29]

 

Непосредственное влияние  на развитие личности ребенка оказывает  стиль его взаимоотношений с  родителями и эмоциональный тон  семейных взаимоотношений. Общение  родителей и детей представляет собой процесс постоянного взаимодействия. Совокупность психологических знаний ребенка образуют его психологическую  предобразованнсть. Такого рода житейские знания позволяют в дальнейшем детям выстраивать свою собственную линию поведения и взаимоотношений со сверстниками. [43]

 

Исследования отечественных  психологов Алексеевой Л. С., Буевой Л. П., Жизневского Б. П., Коломинского Я. Л., Панько Е. А., Фурманова И. А. в области взаимоотношений детей дошкольного возраста и родителей показало, что подавляющее большинство детей, у которых в семье отношения строятся на основе сотрудничества, проявляют готовность к сотрудничеству и в коллективе своих сверстников [1, 20, 21]. Психологическая среда в такой семье оказывается более человечной и положительно-эмоциональной.

 

Семья, где родители использует неадекватные элементы воспитания спонтанного  уровня, например, эмоциональные, физические или словесные воздействия на ребенка, становится для ребенка  травмирующим фактором. [24]

 

Таким образом, психологическая  культура родителей представляет собой  такое личностное образование, которое  выражается в их ценностно-целевой  направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности  к рефлексии, самоконтролю, регуляции  своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком. [30] О важном условии  полноценного воспитания хорошо сказала  в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». [5]

 

Итак, в первые семь лет  жизни последовательно возникают  главные виды потребности ребенка  в общении ребенка с другими  людьми: потребность во внимании, в  сотрудничестве, уважении, сопереживании  и взаимопонимании. От того, как и  насколько полно родители удовлетворяют  эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но и  успешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование его  способностей и личностных качеств. [31]

 

 

Выводы

 

 

В ходе данной работы производилось  исследование детской психологической  субкультуры. Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях  – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс, а также имеет большое  значение для развития сознания и  личности ребенка, детского сообщества, группы сверстников.

 

Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей  в свободном общении, играх познавательной деятельности в неформальных группах. При этом одна из важнейших функций  детской субкультуры состоит  в регуляции взаимоотношений  между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых. [30] Она передается от ребенка к  ребенку в непосредственном общении  и характеризуется следующими особенностями:

 

1.                 Она является частью или подсистемой  культуры того общества, к которому  принадлежат дети, но всегда сохраняет  относительную автономию и самостоятельность.

 

2.                 Детская субкультура отличается  консерватизмом, обладает своеобразными  «Цензурными фильтрами», не позволяющими  расшатывать ее устои. При этом  она гибко реагирует на события  окружающего мира и ассимилирует  новую информацию, вводя ее в  традиционно-детские культурные  структуры. [21]

 

Общая психологическая культура личности – это составная часть  базовой культуры личности, позволяющая  ему эффективно самоопределяться и  самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью. [7, 28]

 

Задача взрослых в семье, школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком. [6, 17, 32]

 

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести  себя в обществе по-человечески, как  разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое  образование представляется необходимым  и естественным для нормального  развития современного подрастающего  человека. [30] Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого  взаимодействия, предполагает и реализует  живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая  культура исключает манипулирование  сознанием, чувствами, отношениями  людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. Помните, у А.М. Горького в рассказе «Рождение  человека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человек  неизвестной судьбы, лёжа на руках  у меня, солидно сопел». И эта  судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с  момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это  научение происходит в контексте культуры и образования. [21]

 

 

Литература

 

 

1.                 Алексеева Л. С., Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н., Косолапова Л. А. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье. – М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. – 190с.

 

2.                 Аркин Е. А. Ребенок и его  игрушка в условиях первобытной  культуры. – М.: Государственное  издательство, 1935. – 130с.

 

3.                 Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1994.- №1.- с.122-127.

 

4.                 Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

 

5.                 Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: М, 2003.

 

6.                 Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.

 

7.                 Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М, 1984. - т. 4.

 

8.                 Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.

 

9.                 Детский поэтический фольклор: Мир  детства и традиций, 1996.

 

10.            Деятельность и взаимоотношения  дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.

 

11.            Донцов А. И., Полозова Т. А.  Проблема конфликта в западной  социальной психологии // Психол. жури. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.

 

12.            Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987.

 

13.            Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.

 

14.            Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.104-113.

 

15.            Егорова М.С. и др. Из жизни  людей дошкольного возраста. Дети  в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001

 

16.            Захарова Е.И. Исследование особенностей  эмоциональной стороны детско-родительского  взаимодействия // Психолог в детском  саду .- 1998.- №1.- с.9-17.

 

17.            Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских  отношений и ненормативного поведения  детей дошкольного возраста // Психологическая  наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.

 

18.            Зинченко В.П. Психологические  основы педагогики. - М., 2003.

 

19.            Климов Е.А. Введение в психологию  труда. - М, 1998.

 

20.            Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М., 1988.

 

21.            Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. – Мн.: Нар. Асвета, 1984

 

22.            Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.

 

23.            Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

 

24.            Кулакова Е. Изучение эмоционального  самочувствия дошкольника в семье  // Обруч.- 1999.- №5.- с.11-13.

 

25.            Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.

 

26.            Лисина М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989

 

27.            Лихачев Д.С. Избранные труды  по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.

 

28.            Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1989.

 

29.            Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2001.

 

30.            Матуля Г.Я. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи.- Минск:,1990.

 

31.            Особенности психического развития  детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988

 

32.            Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2004.

 

33.            Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 126—143.

 

34.            Пиаже Ж. Речь и мышление  ребенка. М.; Л., 1932.

 

35.            Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.:Гардарика, 1998.

 

36.            Преподавание психологии в школе.  Учебно-методическое пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М; Воронеж; НПО МОДЭК, 2007.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы влияния психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей