Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития

Автор работы: v**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является: анализ влияния особенностей детскородительского взаимодействия на способность к эмпатии.
Объект исследования – отношения родителей и детей в современной семье.
Предмет исследования – процесс формирования способности к эмпатии под влиянием детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

Содержание

Введение 3
1. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка 6
1.1 Понятие и виды детско-родительских отношений в психологии 6
1.2 Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка 11
2. Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития 21
2.1 Эмпатия: понятия, особенности 21
2.2 Влияние типа детско-родительских отношений на развитие эмпатии 21
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория Эмпатия.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

 

      Введение

    С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических  заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и вне семейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения.

    Их  исследования осуществляются в самых  разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

    В нашей стране всплеск интереса и  внимания к закономерностям детско-родительских отношений, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи, приобрели огромный размах в последние годы.

    Помимо  того, что ценность семьи в российском обществе безусловно растет, интерес  к данной теме в отечественной  психологии связан еще и с малочисленностью и разрозненностью теоретических исследований, а также с запросами практики, с необходимостью создания эффективных и экономичных технологий практической работы с семьей в современном российском обществе.

    Родительское  отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).

    Личностное  начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр.

    Предметное  начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера.

    Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них.

    Актуальность  проблематики детско-родительских отношений  и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

    Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

    Будучи  её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые  могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    По  мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это  система разнообразных чувств к  ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

     Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для  полноценного развития способности  сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.

    Поэтому актуальность и значимость проблемы влияния детско-родительских отношений на способность к эмпатии остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

     Целью нашего исследования является: анализ влияния особенностей детскородительского взаимодействия на способность к эмпатии.

    Объект  исследования – отношения родителей и детей в современной семье.

    Предмет исследования процесс формирования способности к эмпатии под влиянием детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

    Гипотеза: родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование способности к эмпатии.

     В процессе работы на основании цели, предмета, объекта и гипотезы, нами были выдвинуты задачи исследования:

     1. рассмотрение детско-родительских  отношений в психологии;

     2. изучение классификации стилей  воспитания в психологии;

     3. рассмотрение личностных особенностей родителей в воспитании;

     4. рассмотрение семьи как фактора  развития ребенка;

     5. изучение влияния детско-родительских  отношений на способность к  эмпатии.

    Методы  исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических методов исследования: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.

    Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности подростков в рамках педагогической и семейной психологии.

    Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     1. Детско-родительские  отношения как  фактор развития  ребенка

           1.1 Понятие и виды детско-родительских отношений в психологии

           Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ.

     Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями. Наибольшую популярность завоевала теория привязанности. Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности1.

     В современных исследованиях, данного  вопроса, происходит переориентация с  изучения самосознания ребенка к  исследованию его поведения, которое  чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. Исследователи отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании P.Crittenden (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

     Помимо  теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа:

     1) авторитетный;

     2) авторитарный;

     3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

     В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Russel, которое показало, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

     Согласно  гипотезе, специфика родительского  отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной  стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще2.

     Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского  отноше-ния заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество3.

     Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

     Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

     Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе с  ним оказываются сломленными  и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

     Опека в семье - это  система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

     В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе4.

     По  данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым  казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

     Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Информация о работе Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития