Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития

Автор работы: v**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является: анализ влияния особенностей детскородительского взаимодействия на способность к эмпатии.
Объект исследования – отношения родителей и детей в современной семье.
Предмет исследования – процесс формирования способности к эмпатии под влиянием детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

Содержание

Введение 3
1. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка 6
1.1 Понятие и виды детско-родительских отношений в психологии 6
1.2 Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка 11
2. Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития 21
2.1 Эмпатия: понятия, особенности 21
2.2 Влияние типа детско-родительских отношений на развитие эмпатии 21
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория Эмпатия.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может  порождаться тактикой "невмешательства".

     При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

     Чаще  всего в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей  как воспитателей, а порой и  их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству.

     Причем такой вариант  может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья  алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной  раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая, прежде всего, обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннем возрасте приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается, предоставлен самому себе; после же того, как ребенок "встанет на ноги", практически всякая забота о нем прекращается)5.

     Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

     Именно  в этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

     1.2  Влияние семейных  взаимоотношений  на развитие ребенка

     Во  многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей (гиперопека), порожденная виной. Шизофреногенная мать - это, прежде всего набор личностных характерных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение6.

     Разнообразие  родительского поведения диктуется  множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

     То, что за определенным родительским отношением стоит определенная черта личности родителя утверждает и И.С.Шефер (1959). Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила "Я", и факторами родительского отношения "любовь - ненависть", "автономия - контроль". Так, фактор "экстраверсия-интроверсия" представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор "любовь - ненависть" - это образующая родительского отношения. Эти структурные пары представляют собой варианты социального поведения человека, и обозначают точки на круговой модели социального поведения.

     Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или  иного родительского отношения  показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект "Я" - осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития "Я". API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит прежде всего к подавлению внутренней жизни и ребенка. В данном случае, клинико-психологические особенности родителя так же влияют и на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. (1980). С большим трудом депрессивной матери по сравнению с нормальной, удастся установить интерактивные взаимодействия с ребенком. Она попросту сможет отделить свои потребности от его потребностей7.

     По мнению Захарова А.И. деструктивный стиль отношения к ребенку зачастую приводит к его невротизации. Он зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность (подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность: впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу") и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов).

     Помимо  этого, деструктивность в отношении  к ребенку обусловлена также, отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет  в своей основе имевшийся ранее  поихотравмирующий опыт межличностных отношений.

     Также было выявлено, что "деструктивные" матери обладают следующими чертами  личности: они сензитивны, склонны  к подозрительности, недоверчивости.

     У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с  окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний.

     На  конструктивный стиль отношения  родителей к ребенку оказывают  влияние такие черты личности, как: стремление наиболее полно проявить свои задатки и способности; созидательность; умеренная тревожность; способность брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии.

     Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.

     Так, один из основоположников отечественной  психиатрии И.М. Балинский считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка8.

     Жестокое  воспитание (по мнению Сикорского И.А.) способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще9.

     Многие  источники, также, указывают на то, что  воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим  фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

     В работах зарубежных авторов можно найти подтверждение того, какую огромную роль играют детско-родительские отношения в возникновении нарушений и отклонений психического-физического развития ребенка. Например, А.Адлер отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании10.

     С. Блюменфельд, И.Александреско, Т. Георгиу  считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики, и агрессивности детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение.

     Б.Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным  тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как  личность, тем больше он склонен  к пассивности и апатичности  и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер11.

     Личностные  особенности родителей оказывают  существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери Фромма – Райхманна.

     Шизофреногенная мать - деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает  своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка  из-за сильной потребности контролировать чужие жизни.

     Она стремиться быть безупречной в своих  поступках и требует того же от других. Поэтому он пассивно изолируется  от семьи и позволяет своей  жене окружить ребенка всеобъемлющей  опекой.

     В результате ребенок уступает позиции  и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу12.

     Таким образом, существует связь между  личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

     Многочисленные  психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение  к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые  непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

     1) Детский опыт  самих родителей. Люди, став взрослыми,  зачастую в своей собственной  семье неосознанно формируют  отношения, которые сложились  в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве. Например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, "забравшего" всю любовь и внимание родителей, то весь период взросления может оцениваться им как "несчастливый" период жизни, при этом радость и безмятежность младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Вероятнее всего, такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его "еще слишком маленьким", игнорируя растущую потребность в самостоятельности.

     2) Нереализованные  потребности родителей. Для некоторых  родителей (особенно матерей)  воспитание может становиться  основной деятельностью и даже  основным смыслом жизни. Тогда  сам ребенок становится единственным  объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди.

     Подобные следствия  взросления воспринимаются такими родителями как угроза собственному благополучию, вследствие чего, они могут неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир.

     Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда Родитель хочет, чтобы  ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам.

     Отрицательным результатом  реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.

     Обычно  не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые  отличны от тех, что связанны с  запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско.

     Но  ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем  самым разочарование родителей  из за несбывшихся надежд, и в  результате возникают глубокие конфликты  в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Информация о работе Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития