Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития

Автор работы: v**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является: анализ влияния особенностей детскородительского взаимодействия на способность к эмпатии.
Объект исследования – отношения родителей и детей в современной семье.
Предмет исследования – процесс формирования способности к эмпатии под влиянием детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

Содержание

Введение 3
1. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка 6
1.1 Понятие и виды детско-родительских отношений в психологии 6
1.2 Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка 11
2. Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития 21
2.1 Эмпатия: понятия, особенности 21
2.2 Влияние типа детско-родительских отношений на развитие эмпатии 21
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория Эмпатия.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     П.А. Сорокин особое внимание в своих  исследованиях уделил роли любви  в воспитании детей. И сегодня  актуальным является его учение о  методе любви, которая должна присутствовать «... в любой приносящей успех методике нравственного и социального воспитания нормального ребенка». Любовь, считал П.А. Сорокин, проявляется как решающий фактор жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида.

     П.А. Сорокиным установлено, что «нелюбимые и нелюбящие дети дают более высокую долю извращенных, враждебно настроенных и неуравновешенных взрослых, чем дети, выросшие под сенью благотворящей любви».

     Исследовав  биографии великих альтруистов, выросших в апостолов любви, он пришел к выводу о том, что почти все  они вышли из гармоничных семей, где были желанными и любимыми20.

     Состоявшаяся  семья — это семья, где психологический  климат характеризуется взаимной доверительностью, а несостоявшаяся — семья, где  нет такой доверительности.

     Согласно  мнению А.В. Петровского: «Семья, три—четыре человека, соединенных родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости того, какой характер приобретут межличностные взаимоотношения»21.

     Семьям, которым присущи отношения сотрудничества, характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, сочувствие, взаимопомощь, сплоченность, соучастие.

     К сожаленью, многие семьи не выполняют  такую важную функцию, как эмоциональная  поддержка своих членов, формирование чувства психологического комфорта и защищенности.

     А взаимодействие детей с родителями не носит направленного на конкретную деятельность характера, детей и родителей не связывают общее любимое дело, родители редко обсуждают проблемы своих детей, редко радуются их успехам, родители реже делятся своими переживаниями даже между собой.

     Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и  эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает  отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.

     «Трудные» дети — это результат семейных травм: конфликтов в семье, недостатка родительской любви, родительской жестокости, непоследовательности в воспитании.

     Дети  нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения  родителей, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор, и он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

     Стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним влияют на формирование эмпатии.

     Неблагополучие  взаимоотношений с родителями создает  опасность нарушения последующего хода формирования эмпатии у ребенка  как личностного образования  и может привести к тому, что он может оказаться нечувствительным к проблемам другого человека, равнодушным к его радостям и печалям.

     Очень важным является стиль родительского  отношения к детям, в котором  проявляются эмоциональное принятие или отвержение ребенка, воспитательные воздействия, понимание мира ребенка, прогнозирование его поведения в той или иной ситуации.

     Очень важным для ребенка является то, что он растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. Воспитание должно быть окрылением, окрылять ребенка нужно признанием, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищение и поощрением, одобрением и похвалой.

     Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.

     Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.

     Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка. Будущее — как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпатичной личности — эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми22.

     Родителям можно рекомендовать следующее: разбирать с детьми случившиеся  нравственные, конфликтные коллизии, ведь часто в таких ситуациях дети слышат только себя, они направлены исключительно на себя, нужно помочь им услышать своего партнера, понять его эмоциональное состояние, научить вставать на позицию другого, представить себя на его месте. В процессе общения происходит совместное восприятие сложившейся ситуации, понимание собственного поведения. Только заинтересованное, доброжелательное отношение к ребенку поможет (позволит) ему полностью проявиться, что даст наилучшую возможность для взаимопонимания и успешного общения.

     Ребенок — отражение семейных отношений, воспитывать его надо личным примером, стать для него образцом, поддерживать и направлять усилия ребенка.

     Дети, имеющие близкие теплые эмоциональные  отношения с родителями, чаще могут  делиться с ними своими проблемами (рассказывать ситуации, связанные с проявлением определенных эмоций, переживаний), и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей.

     Успешное  воспитание эмпатии и эмпатийного  поведения (сопереживание, сочувствие и содействия к другим) возможно на базе развития творческого воображения при сочетании детских деятельностей (восприятия художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в который входят такие эмоции: сострадание, осуждение, гнев, удивление.

     Эти социально ценные эмоции должны еще  закрепиться, актуализироваться, привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый. Также могут быть использованы такие формы: творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

        Таким образом, по второй главе  можно сделать следующие выводы. Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.

     В своем исследовании Кузьмина В.П. делает вывод о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность. Форма и устойчивость проявления эмпатии ребенка к сверстникам зависит от особенностей детско-родительских отношений в семье23.

     Эта зависимость определяется понятием «социальной связности», представленной следующей цепочкой: эмпатийное отношение  к ребенку в семье (формирование эмпатии у ребенка как личностной характеристики по законам интериоризации-экстериоризации (эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и сверстнику (прямая связь)).

     Эмпатия первична по отношению к поведению и посредством интериоризации и последующей экстериоризации «вбирается» личностью в себя, а затем направляется на других людей.

     Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для  полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.

 

Заключение

     В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения.

     Система межличностных  отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства".

     При этом предполагается, что могут сосуществовать два  мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству.

     Сотрудничество  как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

     Именно  в этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

     Личностные  особенности родителей оказывают  существенное влияние на характер их отношения к ребенку.

     Таким образом, существует связь между  личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

     Очевидно, что огромное влияние на развитие человека оказывают родители, семья, детство. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются нравственные, социальные качества.

     В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

     Дети, имеющие близкие теплые эмоциональные  отношения с родителями, чаще могут  делиться с ними своими проблемами (рассказывать ситуации, связанные  с проявлением определенных эмоций, переживаний), и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей.

     Успешное  воспитание эмпатии и эмпатийного  поведения (сопереживание, сочувствие и содействия к другим) возможно на базе развития творческого воображения при сочетании детских деятельностей (восприятия художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в который входят такие эмоции: сострадание, осуждение, гнев, удивление.

     Эмпатия первична по отношению к поведению и посредством интериоризации и последующей экстериоризации «вбирается» личностью в себя, а затем направляется на других людей.

     Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для  полноценного развития способности  сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера  семейных, дружественных отношений. 
 

Список литературы

  1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2007. – 352с.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М.: Просвещение, 2009. – 1825с.
  3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение. – 2008. - 207с.
  4. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 2007. – 253с.
  5. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2006. - № 3. – С. 41-88
  6. Выготский Л. С.  Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс,  2009. – 1008с.
  7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Прогресс, 2006. - 240с.
  8. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие. – М.: Прогресс, 2005. – 204с.
  9. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - С. 186 - 187.
  10. Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, 2008. - 150с.
  11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2006. - 40с.
  12. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 2006. – 243с.
  13. Железнякова З.Р. Организация взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 2008. - 221с.
  14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2007. - 128с.
  15. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 2008. – 242с.
  16. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2007. - 992с.
  17. Кузьмина В.П. Психология личности в семье. – М.: Просвещение, 2008. – 342с.
  18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 2008. – 832с.
  19. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2007. – 263с.
  20. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 2005. - 416с.
  21. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 2007. - 486с.
  22. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова. -  М.: Прогресс, 2009. – 318с.
  23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2007. - 576с.
  24. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая Гвардия, 2007. - 223с.
  25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Прогресс, 2005. - 360с.
  26. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2008. – 182с.
  27. Сорокин П.А. Семейное воспитание в формировании личности. – М.: Прогресс, 2009. – 372с.
  28. Теория личности в западно-европейской и американской психологии / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2006. - 480с.
  29. Фромм Э. Искусство любить / под ред. Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. - 224с.
  30. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Просвет, 2008. – 362с.

Информация о работе Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития