Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития

Автор работы: v**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является: анализ влияния особенностей детскородительского взаимодействия на способность к эмпатии.
Объект исследования – отношения родителей и детей в современной семье.
Предмет исследования – процесс формирования способности к эмпатии под влиянием детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

Содержание

Введение 3
1. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка 6
1.1 Понятие и виды детско-родительских отношений в психологии 6
1.2 Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка 11
2. Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития 21
2.1 Эмпатия: понятия, особенности 21
2.2 Влияние типа детско-родительских отношений на развитие эмпатии 21
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория Эмпатия.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Второй  вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности.

     Подобные  отношения нередко выстраиваются  в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая.

     Однако  та настойчивость, с которой они  ее добиваются, а также игнорирование  возрастных особенностей ребенка и  предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

     Одна  из базовых человеческих потребностей в привязанности, особым образом  может проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность  в эмоциональной привязанности  к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

     3) Личностные особенности  родителей. Наверное, действие этого  фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако  при некотором навыке или с  помощью специалиста вполне возможно  осознать наличие у себя тех  или иных черт и их влияние  на восприятие ребенка. Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка. Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится.

     Поэтому, если он встречает их проявления у  своего ребенка, то реагирует на них  очень эмоционально и начинает вести  борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет "военные действия" на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно "улучшать").

     Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.

     4) Отношения со вторым родителем  ребенка. Если что-то в ребенке  напоминает того, кого хотелось  бы стереть из памяти, кто нанес  душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя.

     К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом -гой, но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

     5) Обстоятельства рождения ребенка.  Если родители воспринимают своего  ребенка как "болезненного", "хрупкого" или "беззащитного", то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш13.

     Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии  таких проблем, как долгое лечение  бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

     Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей  к ребенку. Однако их достаточно для  того, чтобы понять, как сложны эти  отношения и из каких разных компонентов  они складываются.

     

          Таким образом, по главе можно  сделать следующие выводы. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

     Во  многих описаниях отношения и  поведения родителей, скрыто или  явно присутствует указание на особенности  личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей (гиперопека), порожденная виной. Шизофреногенная мать - это, прежде всего набор личностных характерных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение14.

     Разнообразие  родительского поведения диктуется  множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при  общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 

 

      2. Теоретический  обзор литературы  по проблеме эмпатической  способности и  факторов ее развития

     2.1 Эмпатия: понятия,  особенности

     Эмпатия является ведущей социальной эмоцией  и рассматривается, как способность  человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

     В зарубежной и отечественной психологии содержание понятия эмпатии трактуется неоднозначно и рассматривается  под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная  идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.

     Психологи различных направлений выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий  аспекты эмпатического взаимодействия.

     Особую  значимость проблема изучения эмпатии  приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика. Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, К.Н. Дембеле, В.В. Зеньковский, Е.И. Захарова, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.)15.

           2.2 Влияние типа детско-родительских отношений на развитие эмпатии

     Эмпатия является ведущей социальной эмоцией  и рассматривается как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

     В зарубежной и отечественной психологии содержание понятия эмпатии трактуется неоднозначно и рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.

     Психологи различных направлений выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий аспекты эмпатического взаимодействия.

     Особую  значимость проблема изучения эмпатии  приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и  взрослыми в семье, где ребенок  получает первые уроки эмоционального отклика. Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, К.Н. Дембеле, В.В. Зеньковский, Е.И. Захарова, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.)16.

     Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается, а недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками.

     Поэтому очевидно, что огромное влияние на развитие человека оказывают родители, семья, детство. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются нравственные, социальные качества.

     В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

     В области возрастной психологии А. Бек  и В. Штерн положили начало изучению эмпатии и ее проявлений у детей. Проблема эмпатии рассматривается  в связи с формированием личности ребенка, развитием форм поведения, социальной адаптацией17.

     В дальнейшем А. Валлона привлекает эта  проблема в аспекте развития эмоциональной  сферы ребенка, и он намечает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка  на чувства взрослых и детей. Валлон отмечает, что ребенок на первых этапах жизни связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения.

     По  А. Валлону, на втором году жизни ребенок  вступает в «ситуацию симпатии». На этой стадии ребенок как бы слит с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. «Ситуация симпатии» подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (4-5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения.

     Так по мере психического развития ребенок  переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.

     Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как  способность к эмоциональной  отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла18.

     Х.Л. Рош и Е.С. Бордин считают эмпатию  одним из важнейших источников развития личности ребенка. По их мнению, эмпатия — сочетания теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процессе установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, если эмпатия определяет психологический климат обучения ребенка взаимоотношениям с людьми19.

     Эмпатия в отношениях родителей и детей  возможна только в том случае, когда  родители понимают чувства детей, принимают  участие в их делах и разрешают им некоторую самостоятельность. Эмпатийные отношения родителей облегчают процесс адаптации подростка. В отношениях со взрослыми эмпатия выступает как мотивация поведения, изменяющаяся по мере эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

     Сочувствие  у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Тот, кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию  другого, охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Сочувствие и  альтруистическое поведение свойственны  детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами.

     Развитие  эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.

Информация о работе Теоретический обзор литературы по проблеме эмпатической способности и факторов ее развития