Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:03, реферат
Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Введение
Психологи заметили,
что школьное обучение (познание нового,
проверка полученных навыков и умений)
всегда сопровождается повышением тревожности
у детей. Более того, некоторый
оптимальный уровень тревоги
активизирует обучение, делает его
эффективнее. Здесь тревога - фактор
мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных
способностей. Но когда уровень тревожности
превышает этот оптимальный предел,
человека охватывает паника. Стремясь
избежать неуспеха, он устраняется
от деятельности, либо ставит все на
достижение успеха в конкретной ситуации
и так изматывается, что "проваливается"
в других ситуациях. И все это
усиливает страх неудачи, тревожность
возрастает, становясь постоянной помехой.
И родителям и
учителям хорошо известно, сколь мучительно
протекают годы учебы для тревожных
детей. А ведь школьная пора - основная
и основополагающая часть детства:
это время формирования личности,
выбора жизненного пути, овладевания
социальными нормами и
Бросается в глаза
существование целого ряда зловещих
терминов для обозначения эмоциональных
нарушений ребенка-школьника: школьная
дезадаптация, школьный невроз, страх
школы и т.д. Зачастую школа лишь
выявляет, как лакмусовая бумажка, особенности
ребенка, сформированные в семье. Тем
не менее нельзя не признать, что
характер обучения в том виде, в
каком оно имеет место во многих
школах, содержит целый "букет" факторов,
способных вызвать, развить и
углубить тревогу у учащегося.
Школа могла бы (а
по-хорошему и должна бы) "расколдовать"
тревожного ребенка, вывести его
из плена страхов. Учитель, который,
как режиссер, направляет ход событий
в классе, может и должен стать
"психотерапевтом" для тревожного
ребенка. Ведь у него в руках множество
средств: и оценка, которой можно
не только карать и награждать, но и
"лечить", и общественная жизнь
коллектива, и работа на уроках, и
внеклассные дела....
Понятие о тревоге
и тревожности.
Тревога - одно из самых
тягостных переживаний. Каждому
знакомо чувство неизвестно откуда
надвигающей опасности, когда потеют
ладони, сердце замирает, а неотвязное
ощущение:"Надо что-то делать и срочно!"
не дает усидеть на месте. Но что
именно делать , чего опасаться, от чего
бежать - мы не знаем.
Тревога - страх неизвестно
чего. Немецкий философ Пауль Тилих
писал, что тревога - реакция на угрозу
небытия. Боязнь чего-то, не имеющего ни
названия, ни четкого облика, но грозящего
человеку потерей себя, утратой своего
"я".
Тревогу определяют
как "ощущение неконкретной, неопределенной,
ненаправленной угрозы, неясное чувство
опасности. Ожидание надвигающей опасности
сочетается с чувством неизвестности:
человек не осознает, откуда она
может грозить. В отличии от эмоций
страха, тревога не имеет определенного
источника . Можно сказать, что тревога
-"страх неизвестно чего".
Объединяющим началом
для страха и тревоги будет
чувства беспокойства.
При остро возникающем
чувстве беспокойства человек теряется,
не находит нужных слов для ответа,
говорит невпопад, невнятным, дрожащим
от волнения голосом и часто замолкает
совсем. Взгляд отсутствующий, выражение
лица испуганное. Внутри все "опускается",
холодеет, тело становится тяжелым, ноги
ватными, во рту пересыхает, дыхание
перехватывает, "сосет под ложечкой",
щемит в области сердца, ладони
становятся влажными, лицо бледнеет, и
весь человек "обливается потом".
Одновременно он совершает много
лишних движений, переминается с ногу
на ногу, поправляет без конца одежду
или становится неподвижным и
скованным. Перечисленные симптомы
острого беспокойства говорят о
перенапряжении психофизиологических
функций организма.
В состоянии беспокойства
с преобладанием тревожности
отмечается двигательное возбуждение,
непоследовательность в поступках,
нередко чрезмерное любопытство
и стремление занять себя любой, даже
ненужной деятельностью. Характерна непереносимость
ожиданий, которая выражается в виде
трудно управляемого потока слов (логория).
Типична многословность, излишняя обстоятельность
в разъяснениях, беспрерывные звонки,
что создает видимость
Для состояния беспокойства
с преобладанием боязни типична
медлительность, скованность и топтание
на одном месте. Речь невыразительна,
мышление инертное, на сердце "тяжесть",
настроение времени мрачное и
подавленное. В отличие от депрессии
нет тоски, апатии, идеи самоуничтожения,
мысли о самоубийстве, сохраняется
достаточная активность в других,
не затронутых страхом сфер жизнедеятельности.
Состояние боязни, т.о. имеет более
избирательный и динамичный характер.
Следовательно, тревожность
напоминает в чем-то проявление холерического,
а боязнь - флегматического темперамента.
В ряде случаев длительно действующий
аффект тревоги и страха действительно
способны заострить крайние типы
темперамента.
При состояниях хронического
беспокойства и страха человек находится
в напряженном ожидании, часто
пугается, редко улыбается, всегда серьезен
и озабочен. Он не может полностью
расслабить мышцы, излишне устает, ему
свойственны приходящие головные боли
и спазмы с различных участках
тела. Несмотря на усталость, не удается
сразу заснуть, так как мешают
всякого рода навязчивые мысли, догадки,
предчувствия. Сон беспокойный, часто
бывает сноговорение, шумное дыхание.
Постоянно преследуют кошмарные
сновидения, в которых человек
воюет сам с собой, со своим
неосознаваемым "Я". Характерны внезапные
пробуждения, связанные с ясным
сознанием, обдумывание беспокоящих
вопросов и нередко их решение. Отсутствует
чувство сна, имеется стремление
как можно раньше проснуться, при
этом проявляется спешка, страх не
успеть, и все начинается снова.
Общение становится
избирательным, эмоционально неровным
и, как правило, ограничивается старым
кругом привязанностей. Затрудняются
контакты с незнакомыми людьми, трудно
начать разговор, легко возникает
замешательство и торможение при
внезапных вопросах. Особенно это
заметно при разговоре по телефону,
когда невозможно сразу ответить,
собраться с мыслями и сказать
самое главное.
Тревога в большей
мере присуща людям с развитым
чувством собственного достоинства, ответственности,
долга и повышенно
Следовательно, если
страх - аффективное (эмоционально заостренное)
отражение в сознании конкретной
угрозы для жизни и благополучия
человека, то тревога - это эмоционально
заостренное ощущение предстоящей
угрозы.
Тревога в отличие
от страха не всегда отрицательно воспринимаемое
чувство, т.к. она возможна и в
виде радостного волнения, волнующего
ожидания. Чувство беспокойства в
зависимости от психической структуры
человека, его жизненного опыта, взаимоотношений
с окружающими может приобрести
значение как тревоги, так и страха.
Человек, находящийся в состоянии
безотчетного, неопределенного беспокойства,
ощущает тревогу, а человек, боящийся
определенных объектов или мыслей,
испытывает страх.
Термин "тревога"
используется для описания неприятного
по своей окраске эмоционального
состояния или внутреннего
Термин "тревога"
или, точнее, "тревожность" используется
также для обозначения
По мировой статистике,
обычная "норма тревожности" -
15% , в России - 60-75%.
Из обширной литературы
по тревоге ясно, что, по крайней
мере, при измерении тревогу не
следует считать однозначной
по структуре. Мак-Рейнолдо дал обзор
88 процедур измерения тревоги и
заключил, что большинство из них
отражают одну или более трех попарно
различаемых групп переменных тревоги:
состояние тревоги и
Тревога как состояние
относится к аспекту "здесь
и сейчас", а тревожность как
черта - к абстракции, характерному,
привычному или обычному уровню тревоги
личности. Под склонностью к тревоге
понимается качество уязвимости, потенциальная
готовность реагировать или отвечать
тревожным образом, по контрасту
с "существующей" тревогой как
таковой.
В отличие от тревоги
как состояния тревожность как
черта личности присуща далеко не
каждому. "Тревожный человек" -
человек постоянно не уверенный
в себе и своих решениях, все
время ждет неприятностей, эмоционально
неустойчив, мнителен, недоверчив. Тревожность
как черта личности может стать
предвестником развития невроза. Но,
чтобы она сформировалась, человек
должен накопить багаж неудачных, неадекватных
способов преодоления состояния
тревоги. Именно для профилактики невротически-тревожного
типа развития личности необходимо помогать
детям находить эффективные способы, с
помощью которых они могли бы совладать
с волнением, неуверенностью, другими
проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Можно выделить две
большие группы признаков тревоги.
Первая - внутренние, соматические признаки
(от греческого "сома" - тело), возникающие
у человека под влиянием волнения,
вторая - внешние поведенческие реакции
в ответ на тревожащую ситуацию.
Сложность описания этих проявлений
заключается в том, что все
они могут сопровождать не только
тревогу, но и другие состояния и
переживания, например отчаяние, гнев
или даже радостное возбуждение.
Внутренние признаки
тревоги известны каждому из личного
опыта. Учащенное сердцебиение, поверхностное
дыхание, сухость во рту, ком в
горле, ощущение тяжести или боль
в голове, чувство жара, слабость
в ногах, дрожание рук, холод в
области солнечного сплетения, боль
в животе, холодные и влажные ладони,
неожиданное и не к месту желание
сходить в туалет, чувство собственной
неловкости, неаккуратности, неуклюжести,
зуд, покалывание, щекотание то там,
то здесь и многое другое. Эти
ощущения объясняют нам, почему ученик
идя к доске, тщательно трет нос,
одергивает костюм, почему мел дрожит
в его руке и падает на пол, почему
во время контрольной кто-то запускает
всю пятерню в волосы, кто-то не
может прокашляться, а кто-то настойчиво
просится выйти. Нередко это раздражает
взрослых, которые даже в таких
естественных и невинных проявлениях
подчас усматривают злой умысел.
Вряд ли нужно
говорить, что перечисленные признаки
почти никогда не встречаются
в "полном наборе". Так, даже понятно,
что каждый из них может в данном
случае свидетельствовать не о тревоге,
а о чем-то совсем другом, например
о простуде, повышенной температуре.
Если состояние
тревоги повторяется, если ребенок
не находит способа справится
с собой, эти внутренние проявления
могут перерасти в симптомы серьезных
нарушений. Как образно заметил
А.Моруа, " перспектива трудного экзамена
иной раз действует на школяра
сильнее самого мощного слабительного.
Тревога и страх - сами по себе болезни;
наслаиваясь на другой недуг, они
утяжеляют его течение".