Тревожность и страхи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:03, реферат

Описание

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.37 Кб (Скачать документ)

Отсюда понятно  сколь осторожно следует обращаться к пресловутому принципу "единства семьи и школы". Даже хороший  воспитатель может перегнуть  палку, в чем-то не учтя особенностей ребенка. И в этой ситуации семья  и школа не должны копировать действия друг друга, а гибко их дополнять, чтобы в одной из сфер жизни  ребенок мог получить то, что ему  не хватает в другой. К сожалению, это крайне редко учитывают педагоги, которые хотят чтобы семья  слепо воспроизводила школьные требования. Зачастую объединение семьи и  школы выражается лишь в том, что  родители перенимают, усваивают и  даже развивают оценочный подход, согласно которому хороший ребенок - это тот, кто хорошо учится, ладит  с родителями, приносит домой почетные грамоты, благодарности и прочие свидетельства своей успешности. При этом семья и школа выступают  единым фронтом... против ребенка. 

Чаще у учителей хороших не бывает скованных тревогой детей: если тревожность появилась  до школы, в школе она снижается , утрачивает свою остроту. Это оттого, что организация учебной деятельности у таких учителей исключает опору  на чувство страха. Напротив они  видят свою задачу в том, чтобы  вернуть уверенность в своих  силах ребенку.  

Однако подавляющее  большинство ребят учатся в других условиях. Для многих в школьную пору не просто обостряются старые , нажитые в семье проблемы, но и к ним прибавляются новые, еще  более тяжкие - и часто на всю  жизнь. 

Было бы несправедливо  перекладывать всю ответственность  за эмоциональные проблемы учащихся только на плечи школы, забывая о  семье. В жизни школьника эти  два фактора неразрывно связаны. Идя в школу ученик не может  оставлять за порогом дома сундук с семейными традициями, с грузом переживаний , а уходя домой забывать в школьном гардеробе сумку с  событиями дня, требованиями учителей, новыми конфликтами. Более того создавая свой "я-образ", ребенок подобно  пчеле , собирает дань информации о  себе в семье и в школе, во дворе  и секции, и вновь в школе  и семье. Теплое, хорошее отношение  в семье к ребенку может  компенсировать отрицательные переживания, связанные со школой. И наоборот, минусы воспитания могут быть погашены и чутким учителем, доброжелательным отношением одноклассников.  

Это возможно когда  семья и школа дополняют друг друга - во имя ребенка, создавая ему  гармоничный, целостный мир. Но к  сожалению, семья и школа объединяют свои усилия не для поддержки ребенка , а для порицания и наказания. Это создает у ученика чувство  безвыходности: никто не верит в  него, все - против. 

Нередко при неудачах детей в школе родители исходят  из "презумпции виновности" : не разбираясь, не вникая считают сына или дочь виноватыми. Это приводит к снижении самооценки ребенка, а в результате все к новым и новым неудачам.  

Часто тревожность  усиливается под влиянием переутомления. К сожалению, режим школьной жизни, структура учебного года сами по себе способствуют переутомлению, особенно физически ослабленных или эмоционально неустойчивых детей. Психогигиенисты  не раз подчеркивали, что деятельность учебной четверти не должна превышать  шести недель, после которых детям  необходим 7-10 -дневный отдых. Учеба  в субботу малоэффективна. У школьников, получающих домашнее задание на понедельник, отличает от своих более счастливых ровесников, имеющих возможность  полноценно отдохнуть в воскресенье, повышенная раздражительность, конфликтность, тревожность. И экзамены - сильнейший стресс для подавляющего большинства  учащихся. 

В разные годы наиболее значимым для школьников оказывается  отношение разных людей. Младшие  школьники, особенно первоклассники, в  первую очередь стремятся к симпатии учителей, ради этого они готовы учится отлично. Если же учитель ставит плохие оценки, значит, по мнению младшего школьника, "он меня не любит".  

Уровень тревожности  младших школьников очень сильно зависит от того, насколько гармонично удается сочетать в своем сознании требования двух чрезвычайно значимых для них общностей, членами которых  вдруг оказываются одновременно: семьи (к ее требованиям уже давно  привыкли) и школы (установленные  ею требования не очень известны, но очень важны). Если семья выпускает  их "в свет", а школа принимает  их такими, каковы они есть, то эмоциональных  проблем не возникает.  

Однако не всегда так происходит. Либо родители не отпускают  ребенка от себя: на словах-то ратуют за учебу, но, по существу, "держат" его возле себя, поскольку без  него не могут справиться со своими личными или супружескими проблемами. Либо школа не помогает ученику приспособиться к новой жизни: учитель требует  от него , чтобы он был как все , но, когда это ребенку не удается, противопоставляет его одноклассникам. В этом случае у младшего школьника  могут возникнуть серьезные эмоциональные  нарушения. Это и есть школьный невроз. Проявляется он чаще всего в якобы  беспричинных заболеваниях желудка, повышении  температуры, головных болях и т.д.; или в бурных реакциях протеста против школы - скандалах, истериках, агрессии; или даже в детской депрессии - подавленном настроении, слезливости, мыслях о смерти. 

Острее всего реагируют  дети с небогатым опытом отношений  со сверстниками. 

Еще одна важная причина  повышения тревожности младших  школьников недостаточный уровень  физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у  многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление  в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят  в разное время и с разными  приобретениями. Кто-то активен и  сообразителен, другой удручает медлительностью  и тупоумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости  сгладятся, способности детей более  или менее уравняются - если они  не утратят веру в себя и не почувствуют  отвращения к учебе и школе. 

Однако всю эту  пестроту индивидуальных вариаций в  характерах, в возможностях детей  не учитывают большинство учителей. Они ставят оценки ребятам, руководствуясь "нормой справедливости". Не ответил - "2", не слышал объяснения - замечание  в дневник.  

Тот, кто сегодня  отстает при нивелировке оказывается  в тупике, а тот, кто легко учится, на "отлично", может заболеть "звездной болезнью", что нередко заканчивается  катастрофой - неспособностью переносить неудачи и бурной вспышкой тревожности  в ответ на первый промах. 

Иногда для ребенка  значим лишь источник предъявляемых  ему высоких требований, но не их содержание, не их направленность: он, например, старается учиться изо  всех сил, чтобы не огорчать без конца  маму, хотя самому отметки безразличны. 

В других случаях  сами эти завышенные требования усваиваются  ребенком, превращаются в его собственные  требования к себе, которые действуют  даже при ослаблении внешнего давления. Однако в его сознании при этом образуется противоречивый комплекс: на одном полюсе "должен", а  на другом "а вдруг не смогу?" или отчаяние "наверняка не смогу!". Отсюда панический страх получить четверку у некоторых детей, воспитанных  по принципу "учеба превыше всего". Когда этот страх овладел ребенком, то заверения родителей, что "4" и "3" не так уж страшны, не помогают. Ведь образ-я - отличник" становится частью представлений школьника  о себе... 

Ценить ребенка  исключительно по его достижениям (в школе, в секции) - значит обречь его на постоянный внутренний конфликт. Никакие достижения не являются абсолютными, всегда рядом может найтись другой, кто достигнет большего. Отсюда зависть  и вечное стремление сравнивать, "кто  лучше - мой или сын Ивановых", - неизбежные спутники оценочного подхода  к ребенку. 

Освобождение от тревожности возможно, если взрослые поймут: любой ребенок - отличник или  двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - заслуживает  любви и уважения; ценность человека в нем самом , прежде всего в  его моральных качествах, а не в наградах, оценках и других условных знаках благополучия. 

Все еще встречаются  семьи, в которых детей открыто  унижают, бьют. Чаще всего такие ситуации бывают в семьях алкоголиков. Подобные ситуации ужасны, но тревожные дети выходят не из таких семей. В такой  семье ребенок, скорее всего, окажется агрессивным, либо эмоционально отстранится  от взрослых и начнет искать дружбу, эмоциональную близость на стороне. И если найдет - то у него есть все  шансы на нормальное развитие. 

Тревогу у детей  вызывает эмоциональное отторжение именно от близкого человека. В нашем  обществе гуманные установки по отношению  к детям признаются подавляющим  большинством родителей. Однако глубоко  ли они осознанны и усвоены? Увы, подчас поверхностно.  

Корень детской  тревожности - не открытое пренебрежение  интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в  нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и  наказан - и сам не знает за что. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально  ощущает в себе противоположные  силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх  страшнее любого наказания.  

Как же следует бороться с тревожностью и страхами младших  школьников? Или хотя бы снизить  их негативное влияние на успеваемость в школе до минимума? Прежде всего  следует разобраться какие психологические  явления лежат в их основе и  в зависимости от этого выбирать наиболее подходящий способ их лечения. Способов психологического лечения  страхов существует несколько. О  некоторых из них пойдет речь далее. 

Психологическое лечение  страхов 

Рисование страха 

Невротичный ребенок  должен изобразить свой страх на листе  бумаги. Это задание выполняется  дома в течение двух недель. На повторном  занятии я предлагаю ребенку  подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким  образом, бессознательный страх  выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.  

В моей практике были случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне листа. При этом они говорили, что страх очень  сильный, и они не знают, что нужно  сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в  присутствии ребенка может взять  лист с изображением страха и сжечь  его со словами: «Вот видишь, от злого  чудища осталась маленькая горстка  пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх  испарится».

Этот несколько  мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта. 

Сочинение рассказа на тему страха 

В этом случае задача психолога — приблизить ребенка  к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.  

Использование игры, небольших представлений и инсценировок 

На занятиях в  группах детям следует придумать  страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают  истории с печальным концом. Задача психолога заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок  сам должен предложить свой рассказ  для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление.  

В группах детей  более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут  просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а  его долго нет, и вот наконец  он появляется», «Ссора с другом»  и т.д.  

Использование фильмов  ужасов 

Несмотря на спорность  этого метода, он вполне применяем. Обязательное условие — фильм  должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом. 

Фантазирование 

Не у всех детей  страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует  неопределенность, необъяснимая тревожность  и подавленность эмоций. В таких  случаям следует попросить невротического ребенка закрыть глаза и пофантазировать  на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как  он выглядит и его размер, но и  чем он пахнет, каков страх на ощупь. Предлагать ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени  о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок  от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь  могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать. 

Информация о работе Тревожность и страхи младших школьников