Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:03, реферат
Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Отсюда понятно
сколь осторожно следует
Чаще у учителей
хороших не бывает скованных тревогой
детей: если тревожность появилась
до школы, в школе она снижается
, утрачивает свою остроту. Это оттого,
что организация учебной
Однако подавляющее
большинство ребят учатся в других
условиях. Для многих в школьную
пору не просто обостряются старые
, нажитые в семье проблемы, но
и к ним прибавляются новые, еще
более тяжкие - и часто на всю
жизнь.
Было бы несправедливо
перекладывать всю
Это возможно когда
семья и школа дополняют друг
друга - во имя ребенка, создавая ему
гармоничный, целостный мир. Но к
сожалению, семья и школа объединяют
свои усилия не для поддержки ребенка
, а для порицания и наказания.
Это создает у ученика чувство
безвыходности: никто не верит в
него, все - против.
Нередко при неудачах
детей в школе родители исходят
из "презумпции виновности" : не разбираясь,
не вникая считают сына или дочь
виноватыми. Это приводит к снижении
самооценки ребенка, а в результате
все к новым и новым неудачам.
Часто тревожность
усиливается под влиянием переутомления.
К сожалению, режим школьной жизни,
структура учебного года сами по себе
способствуют переутомлению, особенно
физически ослабленных или
В разные годы наиболее
значимым для школьников оказывается
отношение разных людей. Младшие
школьники, особенно первоклассники, в
первую очередь стремятся к симпатии
учителей, ради этого они готовы
учится отлично. Если же учитель ставит
плохие оценки, значит, по мнению младшего
школьника, "он меня не любит".
Уровень тревожности
младших школьников очень сильно
зависит от того, насколько гармонично
удается сочетать в своем сознании
требования двух чрезвычайно значимых
для них общностей, членами которых
вдруг оказываются
Однако не всегда
так происходит. Либо родители не отпускают
ребенка от себя: на словах-то ратуют
за учебу, но, по существу, "держат"
его возле себя, поскольку без
него не могут справиться со своими
личными или супружескими проблемами.
Либо школа не помогает ученику приспособиться
к новой жизни: учитель требует
от него , чтобы он был как все
, но, когда это ребенку не удается,
противопоставляет его
Острее всего реагируют
дети с небогатым опытом отношений
со сверстниками.
Еще одна важная причина
повышения тревожности младших
школьников недостаточный уровень
физиологической и
Однако всю эту
пестроту индивидуальных вариаций в
характерах, в возможностях детей
не учитывают большинство
Тот, кто сегодня
отстает при нивелировке
Иногда для ребенка
значим лишь источник предъявляемых
ему высоких требований, но не их
содержание, не их направленность: он,
например, старается учиться изо
всех сил, чтобы не огорчать без конца
маму, хотя самому отметки безразличны.
В других случаях
сами эти завышенные требования усваиваются
ребенком, превращаются в его собственные
требования к себе, которые действуют
даже при ослаблении внешнего давления.
Однако в его сознании при этом
образуется противоречивый комплекс:
на одном полюсе "должен", а
на другом "а вдруг не смогу?"
или отчаяние "наверняка не смогу!".
Отсюда панический страх получить четверку
у некоторых детей, воспитанных
по принципу "учеба превыше всего".
Когда этот страх овладел ребенком,
то заверения родителей, что "4"
и "3" не так уж страшны, не помогают.
Ведь образ-я - отличник" становится
частью представлений школьника
о себе...
Ценить ребенка
исключительно по его достижениям
(в школе, в секции) - значит обречь
его на постоянный внутренний конфликт.
Никакие достижения не являются абсолютными,
всегда рядом может найтись другой,
кто достигнет большего. Отсюда зависть
и вечное стремление сравнивать, "кто
лучше - мой или сын Ивановых",
- неизбежные спутники оценочного подхода
к ребенку.
Освобождение от
тревожности возможно, если взрослые
поймут: любой ребенок - отличник или
двоечник, подвижный или медлительный,
атлет или рохля - заслуживает
любви и уважения; ценность человека
в нем самом , прежде всего в
его моральных качествах, а не
в наградах, оценках и других условных
знаках благополучия.
Все еще встречаются
семьи, в которых детей открыто
унижают, бьют. Чаще всего такие ситуации
бывают в семьях алкоголиков. Подобные
ситуации ужасны, но тревожные дети
выходят не из таких семей. В такой
семье ребенок, скорее всего, окажется
агрессивным, либо эмоционально отстранится
от взрослых и начнет искать дружбу,
эмоциональную близость на стороне.
И если найдет - то у него есть все
шансы на нормальное развитие.
Тревогу у детей
вызывает эмоциональное отторжение
именно от близкого человека. В нашем
обществе гуманные установки по отношению
к детям признаются подавляющим
большинством родителей. Однако глубоко
ли они осознанны и усвоены? Увы,
подчас поверхностно.
Корень детской
тревожности - не открытое пренебрежение
интересам ребенка, а неустойчивая,
неуверенная, а порой и просто
самообманная любовь порождают в
нем внутренний конфликт. Как же
иначе - он то близок, то далек, то одарен
всеми милостями, то отвергнут и
наказан - и сам не знает за что.
Суть тревоги - внутреннее противоречие
детской души. Ребенок буквально
ощущает в себе противоположные
силы: одна тянет его к родителям,
другая - отталкивает. Он ощущает любовь
(по крайней мере, видит ее признаки),
но одновременно чувствует и постоянный
страх потерять эту любовь. Он не
верит в ее надежность. Такой страх
страшнее любого наказания.
Как же следует бороться
с тревожностью и страхами младших
школьников? Или хотя бы снизить
их негативное влияние на успеваемость
в школе до минимума? Прежде всего
следует разобраться какие
Психологическое лечение страхов
Рисование страха
Невротичный ребенок
должен изобразить свой страх на листе
бумаги. Это задание выполняется
дома в течение двух недель. На повторном
занятии я предлагаю ребенку
подумать и изобразить на обратной
стороне этого же листа, как он
не боится данного страха. Таким
образом, бессознательный страх
выводится на уровень сознания, и,
размышляя над своим страхом,
ребенок самоизлечивается.
В моей практике были
случаи, когда дети отказывались рисовать
на обратной стороне листа. При этом
они говорили, что страх очень
сильный, и они не знают, что нужно
сделать, чтобы от него избавиться.
В подобных случаях психолог в
присутствии ребенка может
Этот несколько
мистический прием работает на редкость
безотказно, его можно использовать
несколько раз до достижения необходимого
эффекта.
Сочинение рассказа
на тему страха
В этом случае задача
психолога — приблизить ребенка
к реальности, для того чтобы он
осознал абсурдность своего страха.
Осуществляется это через введение
в рассказ элементов юмора.
Использование игры,
небольших представлений и
На занятиях в
группах детям следует
В группах детей
более старшего возраста можно использовать
сценки из реальной жизни. Они должны
быть небольшими и в форме диалога.
Один герой отрицательный, а другой
— положительный. При этом дети могут
просто импровизировать на предложенную
психологом тему: «Вас остановил милиционер»,
«Вы ждете на улице приятеля, а
его долго нет, и вот наконец
он появляется», «Ссора с другом»
и т.д.
Использование фильмов
ужасов
Несмотря на спорность
этого метода, он вполне применяем.
Обязательное условие — фильм
должен быть точно по теме страха (например,
страх перед ураганом или наводнением)
и с положительным концом.
Фантазирование
Не у всех детей
страхи выражены конкретно. Бывают случаи,
когда у ребенка превалирует
неопределенность, необъяснимая тревожность
и подавленность эмоций. В таких
случаям следует попросить