Трудные подростки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:00, реферат

Описание

На основании анализа современной научно-педагогической литературы выделено три существенных признака, составляющих содержание понятия девиантные дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Под девиантными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «девиантные дети» (13) и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Работа состоит из  1 файл

трудные подростки.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА I. Определение понятия «трудные» дети. История вопроса

     1.1 Девиантное поведение

     На  основании анализа современной  научно-педагогической литературы выделено три существенных признака, составляющих содержание понятия девиантные дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

     Под девиантными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых  нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать  термины «девиантные дети» (13) и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

     «Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

          Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

     Вопрос  о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и  юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский. Трудные школьники. М., 1930; В.П. Кащенко и Г.В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л.С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936; В.Н. Мясинцев. Трудные дети в массовой школе, Л., 1933 и другие). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И.Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т.д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др. 
 

     1.2. Педагогическая коррекция поведения детей с небольшими отклонениями в нравственном развитии

Не все  индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. Поэтому, переходя к конкретному  анализу отдельных отрицательных  черт характера школьников, прежде всего, нужно перейти к наиболее важным, требующим первоочередного применения мер воспитательного воздействия (ленивые дети, учащиеся с пассивным поведением, неорганизованные, ненастойчивые школьники, эгоистичные школьники).(15)

Ленивые дети

     Леность проявляется в отсутствии желания  трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет. Однако эта проблема не разрешена достаточно успешно даже в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас. Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адоптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни. В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность – мать всех пороков.

     Что является причиной появления лени у детей и подростков? Их несколько. Во-первых, это отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, которые стремятся отразить своих чад от трудовой деятельности, мотивация их слабым здоровьем; и непосилен для детей, и они еще успеют потрудиться в период самостоятельной деятельности.

     Писатель  В. Шаламов отметил, что система  ГУЛАГа формировала у миллионов  пострадавших людей убеждение, что  труд для человека не полезен, а губителен. А поэтому надо учиться работать халтурно, избегать напряженных видов трудовой деятельности. Среди других граждан, работавших в условиях низкооплачиваемого и уравнительного труда, к этому добавлялась малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своей профессиональной деятельности. Подобные взгляды еще остаются у многих взрослых людей в нашей стране. Они, безусловно, отрицательно влияют на детей и подростков. Некоторые родители стремятся всячески оградить своих школьников от любого труда и дать им больше развлечений. Они сами воспитывают из них лентяев. Для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самым ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в глазах ребенка.

     Не  так уж мало родителей, особенно среди  горожан, внушающих своим детям  пренебрежительное отношение к  физическому труду. Объясняют свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.

     Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют  все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких  детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной  работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

     Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей  на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.(28)

     Сильным отрицательным фактором может оказаться  для школьников бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками, т.к. затрудняются выбрать свое место в жизни, выбрать профессию.

     В-третьих, возникновению лени способствует отсутствие контроля за поведением детей со стороны  воспитателей или, наоборот, слишком  мелочный контроль. В-четвертых, лень может  возникнуть в результате отрицательного влияния товарищей. В-пятых, лень закрепляется у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя и людей вообще, а также неблагоприятным влиянием отдельных биографических фактов. (В.Г. Степанов)

     Случаи  нежелания учиться и трудиться  вообще встречаются реже, чем проявления лени в определенных условиях.

     Многие  учащиеся включаются и выключаются  из учебной деятельности в зависимости  от получаемых отметок. Некоторые из них, получив плохую оценку, не мобилизуются, а расслабляются, снижают прилежание. Другие, напротив, перестают заниматься, получив хорошую отметку. Нередко у родителей, без меры опекающих детей, в семье растут лентяи. Такие школьники плохо учатся, надеясь на то, что старшие всегда их будут защищать своим авторитетом и обеспечивать материально. Это дети ответственных или просто достаточно состоятельных родителей. Лень у них часто сочетается с инфантилизмом.

     Надо  предостеречь учителей и родителей  от ложного понимания лени. Нельзя считать ленью нежелание ребенка  учиться, если это связано с возникновением какой-либо болезни. Бывают случаи, когда родители и учителя побуждают длительно болевшего ребенка побыстрее ликвидировать свое отставание в учебе. Они не понимают того, что организм ребенка ослаблен болезнью, ему трудны сразу большие нагрузки, нужно время для полного восстановления сил.

     Нередко ленивыми считают детей, стремящихся  больше бывать на улице, чаще общаться со сверстниками. Но подобное поведение  часто обусловлено нехваткой  свежего воздуха и физической активности, дефицитом общения.

     Конфликт  между учителем и учеником, вызывающий и закрепляющий лень последнего в отношении учебы, может быть из-за невнимания педагога, который не замечает стараний и усилий школьника в отношении преподаваемого предмета, делает слишком много критических замечаний в его адрес. Своевременная положительная оценка учителем достаточно длительных усилий ученика и его явных успехов не только снимает конфликтную ситуацию, но и способствует изжитию лени у ребенка.

     Основным  путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Здесь следует учитывать, что трудолюбие возникает при успехе какой-либо деятельности, прежде всего учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включатся в процесс учебы и труда. Нужно позаботиться об устойчивости у учащегося подобного психического состояния. Во многом помогают здесь убеждение и разъяснение. Часто нельзя обойтись без методов поощрения и наказания. Применяя награды, надо стремиться, чтобы школьник получал наибольшее удовлетворение от самой учебной деятельности и ее результатов. В качестве наказания можно использовать лишение подарка, какого-либо бытового удовольствия, строгий выговор. Насилие вызывает обратный эффект: отвращение к деятельности, резкое падение работоспособности. Воспитательное воздействие следует предпринимать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, у младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. Они хотят хорошо учиться, но не умеют соблюдать распорядок дня и воспитателю следует помочь им в этом. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также представить им возможность проявить свою самостоятельность в школе.

Дети  с пассивным поведением

     Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова  раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у многих наших исследователей лишено, поэтому собственно позитивного содержания. Основные причины пассивности школьников:

  1. влияние тоталитарного государства, задававшего определенную личностную направленность и стиль поведения граждан;
  2. пониженная интеллектуальная активность;
  3. недостатки физического здоровья;
  4. дефекты развития.

     Известно, что государственный строй и  общественные организации любой  страны в значительной степени влияют на активность и пассивность своих граждан. Советское государство стремилось развить активность своих граждан, лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным действиям по предписаниям тоталитарного государства, но его инициатива ни в коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний. Это приводило, с одной стороны, к формированию значительного количества «агрессивно-послушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Победа демократического строя с рыночным хозяйством приведет к резкому сокращению количества людей обеих указанных категорий граждан.

     В воспитании подлинной активности и  самостоятельности подрастающего  поколения существенно поможет  учет принципов христианско-религиозного воспитания. Использовать вековой опыт необходимо.

     В отечественной психологии проблему (об интеллектуальной пассивности учащихся) впервые сделала непосредственным предметом исследования Л.С. Славина. Результаты его изложены в ее книге «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность и содержательность. Оно выражается через следующие психологические особенности:

     1)недостаточная  сформированность интеллектуальных  умений и навыков;

     2)отрицательное  отношение к интеллектуальной деятельности;

     3)отсутствие  познавательного отношения к  действительности.

Информация о работе Трудные подростки