Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:00, реферат
На основании анализа современной научно-педагогической литературы выделено три существенных признака, составляющих содержание понятия девиантные дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под девиантными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «девиантные дети» (13) и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
ГЛАВА I. Определение понятия «трудные» дети. История вопроса
1.1 Девиантное поведение
На основании анализа современной научно-педагогической литературы выделено три существенных признака, составляющих содержание понятия девиантные дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под
девиантными школьниками
«Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
Вопрос
о трудных детях, подростках, школьниках
не новый. В 20-30 годы им занимались многие
педагоги, психологи, психоневрологи и
юристы. Был создан специальный институт
по изучению трудных детей, написано
немало интересных статей и монографий
о природе, происхождении и формах проявления
трудного детства (П.П. Блонский. Трудные
школьники. М., 1930; В.П. Кащенко и Г.В. Мурашев.
Исключительные дети, дети нервные, трудные
и отсталые, их изучение и воспитание.
М., 1929; Л.С. Выготский. Диагностика развития
и педологическая клиника трудного детства,
М., 1936; В.Н. Мясинцев. Трудные дети в массовой
школе, Л., 1933 и другие). Рассматривая трудное
детство как результат неблагоприятного
воздействия среды, неправильного воспитания
в семье и школе, они делили трудных детей
на педагогически запущенных, социально
запущенных и нервнобольных (страдающих
отклонениями в психике). Были и другие
попытки группировать трудных детей (Н.В.
Чехов, А.Н. Граборов, П.И.Озерецкий). С развитием
педологии трудными детьми стали заниматься
в основном педологи. В этот период научные,
марксистские позиции постепенно подменялись
ненаучными; большую часть трудных детей
рассматривали как нравственно и умственно
дефективных, для них предлагалось создавать
специальные школы с примитивной программой
обучения и т.д. Однако ликвидация педологии
как науки повлекла за собой и фактическое
прекращение изучения трудных детей, работы
по предупреждению и преодолению этого
явления. И только в конце 50-х годов стали
вновь появляться отдельные работы, посвященные
проблеме педагогической трудности детей
(Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев,
В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и
др.
1.2. Педагогическая коррекция поведения детей с небольшими отклонениями в нравственном развитии
Не все
индивидуальные черты выражают характер
человека, а только наиболее существенные.
Поэтому, переходя к конкретному
анализу отдельных
Ленивые дети
Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет. Однако эта проблема не разрешена достаточно успешно даже в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас. Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адоптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни. В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность – мать всех пороков.
Что является причиной появления лени у детей и подростков? Их несколько. Во-первых, это отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, которые стремятся отразить своих чад от трудовой деятельности, мотивация их слабым здоровьем; и непосилен для детей, и они еще успеют потрудиться в период самостоятельной деятельности.
Писатель В. Шаламов отметил, что система ГУЛАГа формировала у миллионов пострадавших людей убеждение, что труд для человека не полезен, а губителен. А поэтому надо учиться работать халтурно, избегать напряженных видов трудовой деятельности. Среди других граждан, работавших в условиях низкооплачиваемого и уравнительного труда, к этому добавлялась малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своей профессиональной деятельности. Подобные взгляды еще остаются у многих взрослых людей в нашей стране. Они, безусловно, отрицательно влияют на детей и подростков. Некоторые родители стремятся всячески оградить своих школьников от любого труда и дать им больше развлечений. Они сами воспитывают из них лентяев. Для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самым ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в глазах ребенка.
Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.
Леность
нередко возникает из-за избалованности
ребенка, когда родители выполняют
все его желания и капризы,
не побуждают его к
Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.(28)
Сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками, т.к. затрудняются выбрать свое место в жизни, выбрать профессию.
В-третьих, возникновению лени способствует отсутствие контроля за поведением детей со стороны воспитателей или, наоборот, слишком мелочный контроль. В-четвертых, лень может возникнуть в результате отрицательного влияния товарищей. В-пятых, лень закрепляется у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя и людей вообще, а также неблагоприятным влиянием отдельных биографических фактов. (В.Г. Степанов)
Случаи нежелания учиться и трудиться вообще встречаются реже, чем проявления лени в определенных условиях.
Многие учащиеся включаются и выключаются из учебной деятельности в зависимости от получаемых отметок. Некоторые из них, получив плохую оценку, не мобилизуются, а расслабляются, снижают прилежание. Другие, напротив, перестают заниматься, получив хорошую отметку. Нередко у родителей, без меры опекающих детей, в семье растут лентяи. Такие школьники плохо учатся, надеясь на то, что старшие всегда их будут защищать своим авторитетом и обеспечивать материально. Это дети ответственных или просто достаточно состоятельных родителей. Лень у них часто сочетается с инфантилизмом.
Надо
предостеречь учителей и родителей
от ложного понимания лени. Нельзя
считать ленью нежелание
Нередко ленивыми считают детей, стремящихся больше бывать на улице, чаще общаться со сверстниками. Но подобное поведение часто обусловлено нехваткой свежего воздуха и физической активности, дефицитом общения.
Конфликт между учителем и учеником, вызывающий и закрепляющий лень последнего в отношении учебы, может быть из-за невнимания педагога, который не замечает стараний и усилий школьника в отношении преподаваемого предмета, делает слишком много критических замечаний в его адрес. Своевременная положительная оценка учителем достаточно длительных усилий ученика и его явных успехов не только снимает конфликтную ситуацию, но и способствует изжитию лени у ребенка.
Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Здесь следует учитывать, что трудолюбие возникает при успехе какой-либо деятельности, прежде всего учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включатся в процесс учебы и труда. Нужно позаботиться об устойчивости у учащегося подобного психического состояния. Во многом помогают здесь убеждение и разъяснение. Часто нельзя обойтись без методов поощрения и наказания. Применяя награды, надо стремиться, чтобы школьник получал наибольшее удовлетворение от самой учебной деятельности и ее результатов. В качестве наказания можно использовать лишение подарка, какого-либо бытового удовольствия, строгий выговор. Насилие вызывает обратный эффект: отвращение к деятельности, резкое падение работоспособности. Воспитательное воздействие следует предпринимать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, у младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. Они хотят хорошо учиться, но не умеют соблюдать распорядок дня и воспитателю следует помочь им в этом. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также представить им возможность проявить свою самостоятельность в школе.
Дети с пассивным поведением
Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у многих наших исследователей лишено, поэтому собственно позитивного содержания. Основные причины пассивности школьников:
Известно, что государственный строй и общественные организации любой страны в значительной степени влияют на активность и пассивность своих граждан. Советское государство стремилось развить активность своих граждан, лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным действиям по предписаниям тоталитарного государства, но его инициатива ни в коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний. Это приводило, с одной стороны, к формированию значительного количества «агрессивно-послушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Победа демократического строя с рыночным хозяйством приведет к резкому сокращению количества людей обеих указанных категорий граждан.
В
воспитании подлинной активности и
самостоятельности
В отечественной психологии проблему (об интеллектуальной пассивности учащихся) впервые сделала непосредственным предметом исследования Л.С. Славина. Результаты его изложены в ее книге «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность и содержательность. Оно выражается через следующие психологические особенности:
1)недостаточная
сформированность
2)отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;
3)отсутствие познавательного отношения к действительности.