Трудные подростки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:00, реферат

Описание

На основании анализа современной научно-педагогической литературы выделено три существенных признака, составляющих содержание понятия девиантные дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Под девиантными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «девиантные дети» (13) и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Работа состоит из  1 файл

трудные подростки.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

     Для преодоления инфантильности у школьников в юношеском возрасте требуется серьезная помощь со стороны воспитателей в определении их природных задатков и способностей, организации ознакомительной деятельности в области выбираемой профессиональной деятельности, самовоспитания волевых черт характера.

     В основе организаторства лежат два предшествующих вида организованности: повседневная и длительно нацеленная организованность. Однако надо сказать, что последние два вида организованности необходимо развивать в значительной степени у всех детей, а организаторские способности – насколько возможно.

     Рыночное  хозяйство в современных условиях является по сравнению с централизованным плановым производством значительно  более прогрессивным и продуктивным, способствующим формированию у людей  многих положительных и полезных качеств (активности, деловитости, инициативности, организованности и т.д.). Но неправильно считать, что рыночное хозяйство автоматически формирует идеальную личность, без каких-либо серьезных недостатков. Общество, основанное на современном рыночном хозяйстве, создает условия для формирования не только положительной, но и отрицательной личностной направленности людей, в том числе и у школьников. В этих условиях у части общества все заметнее и своеобразнее проявляется тенденция к некрофилии. Такие подростки и взрослые в значительной степени отворачиваются от жизни, людей, природы. Все живое, в том числе и самого себя со своими человеческими качествами, со способностью размышлять, видеть, слышать, чувствовать, любить, такой человек стремится превратить в предмет, в вещь. Поэтому воспитание людей, прежде всего молодежи, становится важнейшей общественной функцией, способствующей выживанию и прогрессу человечества.

     Лучшим  средством исправления этих недостатков  является воспитание и самовоспитание у школьников организованности. Можно говорить о трех ее видах: повседневной, длительно нацеленной и организаторской. Воспитание организованности начинается с повседневной организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца. В основе ее воспитания лежит знание школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей. Необходимо составить для ребенка гигиенически обоснованный режим дня, воспитывать аккуратность, добросовестность, обратить внимание на систематичность деятельности ребенка. Организаторство – умение руководить деятельностью группы людей.

     Ненастойчивые дети

     Настойчивость – необходимая черта характера  современного человека. Она выражается в особенности личности завершать  начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т.е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов.

     Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Так, даже среди старшеклассников отмечается достаточно много молодых людей, откладывающих в долгий ящик решение вопроса о своей профессии. Еще больше школьников, которые определили профессию, но не проверили свои способности и не начали подготовку к овладению выбранной специальности.

     Основные  причины отсутствия настойчивости  у школьников связаны с действием  средового, воспитательного и личностного  факторов. Отрицательное воздействие  на личность может оказать направленность общественно-экономического строя государства: низкая оплата труда, малоэффективная система стимулирования, порицание настойчивости в личных стремлениях, в отстаивании своих человеческих и должностных прав и т.п. Неправильное поведение воспитателей, и, прежде всего родителей, может оказаться отрицательным фактором. Н.Д. Левитов указывал, что многие ненастойчивые дети – это избалованные, не приученные к упорному труду школьники. Родители чрезмерно опекают этих детей, отстраняют их от выполнения каких-либо домашних обязанностей. Отсутствие настойчивости связано также с определенными личностными особенностями ребенка. Ненастойчивыми в преодолении трудностей учебной деятельности обычно бывают ученики, которым неинтересно на уроках. Дети часто не проявляют настойчивости в овладении знаниями на начальной стадии обучения, которая кажется многим скучной и неинтересной. Поэтому здесь особенно важную роль играют внешние мотивы (поощрение, наказание, др. средства воспитательного воздействия). Однако по мере возникновения у учащихся интереса к учению следует ограничить применение средств внешнего воздействия. От поощрения отказываться не стоит, поскольку оно позволяет ученику переживать чувство успеха и укрепляет его стремление к еще большему и лучшему усвоению знаний.

     Н.Д. Левитов указывает следующие  основные пути воспитания настойчивости  у школьников.

     От  родителей требуется тщательный контроль над выполнением детьми любой работы. Небрежное дело не следует принимать, а добиться переделки.

     В труде и учебе ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами.

     При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить устранять  все препятствия самим. Пусть  школьники научатся преодолевать посильные  трудности, укреплять свои силы и  станут переживать радость успеха.

     Воспитание  настойчивости непосредственно  связано с формированием других черт характера активности, организованности, упорства, уверенности в себе, сознательности и других.

     Н.Д. Левитов выделяет два типа реакций, вызываемых фактором фрустрации: стенические и астенические. К стеническим относятся:

     а) агрессия против других;

     б) агрессия против себя;

     в) отвлечение на другую деятельность для  «забвения»;

     г) капризное примитивное поведение;

     д) фиксация как бесплодное повторение блокируемой деятельности.

     К астеническим реакциям при фрустрации относятся:

     а) депрессия;

     б) апатия;

     в) скованность; подчас тупообразность.

     Понятие «агрессия» в данном контексте имеет  широкое значение. Это такое состояние, которое не сводится только к прямому  нападению, но и включает в себя угрозу, желание напасть, враждебность. Подобная агрессия может быть у школьников ярко выражена внешне в драчливости, грубости, задиристости. Агрессия при действии фрустратора нередко сопровождается бурным проявлением гнева и беспорядочной активностью. Прежде требуется выяснить причину отклоняющегося поведения, а затем помочь школьнику устранить источник фрустрации или научить сдержанному отношению к его действию.

     Из  астенических реакций исследователи  особо выделяют депрессию. Для нее  характерно чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а подчас и отчаяния. Близки к  ней состояния апатии и скованности.

     Для выявления состояния фрустрации используют различные методы. Помимо наблюдения, беседы, изучения продуктов деятельности, применяют тестовые методики.

     В повседневной жизни наилучшим средством  психологической защиты школьников от фрустрации является воспитание толерантности (терпения) как черты характера. Ее необходимо формировать и развивать при воспитании у ученика настойчивости. Толерантность придает ему устойчивость в поведении при преодолении трудностей.

     Толерантность может выражаться:

     а) в спокойствии, рассудительности при  встрече с фрустрирующим факта

     б) в усилии и напряжении при сдерживании  фрустр,

     в) в подчеркнутом равнодушии, а иногда, к сожалению, недооценке фрустратора.

     О наличии толерантности у ученика  учитель может судить по отсутствию или ослаблению реагирования на неблагоприятный  фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Эгоистичные школьники

     Эгоист  – это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам  других людей и общества, часто  пренебрегающий последними. Жизненная  направленность эгоиста – собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других).

     Эгоизм  часто встречается в жизни  у детей и взрослых. Формы и  степени его выражения множественны. Основные виды выражения эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм.

     Школьники и взрослые с нарцисстическим  характером чрезвычайно влюблены в  себя. Причем объектом собственной  любви у них, особенно у лиц  мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать  себя за внутреннее «совершенство» (способности, ум, характер).

     Психологический портрет современной Клеопатры  описан недавно О.В. Немиринским  и И.В. Федорус. Существо проблемы они  сводят к дилемме любви и гордости. Синдром Клеопатры выражается у  части старшеклассниц в том, что они стремятся обращать на себя внимание юношей, заигрывают с ними, а потом без явной причины начинают раздражаться, зло и грубо насмехаться над своими товарищами. Важно обнаружить его и не пройти мимо, т.к. в будущем этот недостаток характера может привести женщину к несчастью в любви и большим трудностям в семейной жизни.

     Феномен психологического отчуждения человека лучше всего в мировой психологии описан и проанализирован Э. Фроммом  в его недавно переведенной на русский язык книгах: «Иметь или  быть», «Бегство от свободы», «Искусство любви», «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии», «Душа человека» и других. Многие люди ощущают себя в обществе чужими, потому что появляются на свет и умирают не по своей воле, а многое в их жизни определяются родителями, учителями, начальниками и не зависимыми от них социально-историческими факторами.

     Отчужденность возникает у современного человека и потому, что окружающие люди часто  не оказывают ему помощи, не выражают сочувствия, а то и просто равнодушны из-за занятости своими проблемами и делами.

     Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку. Подобное состояние в полной форме  нередко возникает у подростков и старшеклассников, когда они  встречаются с равнодушием окружающих. Многие родители из-за больших трудностей жизни стали все меньше интересоваться детьми. В связи с этим у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и появляются все больше грубость и жестокость по отношению к окружающим.

     Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в  центр всей жизни школьник или  взрослый человек ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания классного коллектива, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Такой ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось ему.

     У детей и подростков групповой эгоизм бывает связан с семьей, дворовой или приятельской компанией, коллективом класса или части его.

     «Семейный»  эгоизм возникает при направленности всех помыслов взрослых членов семьи  на материальное и карьерное благополучие семьи при полном равнодушии к интересам окружающих.

     Групповой эгоизм. Это такое явление, когда люди и каждая личность в отдельности в своем поведении руководствуются только интересами группы, к которой принадлежат. При этом интересы другой части общества не учитываются или считаются неприемлемыми, даже враждебными. Группы бывают большие и малые, поэтому и виды группового эгоизма очень разнообразны. Это может быть государственный эгоизм, национальный, религиозный, политический, корпоративный и т.д.

     Характеризуя  эгоистических школьников, Н.Д. Левитов отмечает у них интерес только к себе, своим удобствам и собственной выгоде. Они обычно нечутки, неотзывчивы. В то же время ученый правильно считал, что нельзя всякого самолюбивого человека причислять к эгоистам.

     Эгоизм  может широко распространяться среди школьников под влиянием неблагоприятных общественных условий. Это происходит сейчас в нашей стране потому, что, во-первых, очень многие взрослые люди решают сейчас задачу своего экономического и социального выживания. В связи с этим в обществе все чаще стало проявляться чувство отчужденности и крайнего индивидуализма. Во-вторых, считается, что рыночное хозяйство, основанное на частном предпринимательстве, требует развития эгоистических начал личности.

Информация о работе Трудные подростки