Трудные подростки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:00, реферат

Описание

На основании анализа современной научно-педагогической литературы выделено три существенных признака, составляющих содержание понятия девиантные дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Под девиантными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «девиантные дети» (13) и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Работа состоит из  1 файл

трудные подростки.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

     Известный педагог Н.Е.Щуркова предлагает несколько вариантов работы с такими детьми:

    • Подавление их действий и поступков, способных нанести вред
    • Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения
    • Вовлечение ребёнка в какую-нибудь активную деятельность(9)

     Подводя итог всем упомянутым способам и методам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный». Если вспомнить, что «трудный» ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимый в большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным. 

2.2. «Трудные дети»  в обществе.

     Одна  из особенностей поведения трудных  детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зачастую «трудные» дети и подростки противопоставляют себя обществу, в котором живут и стараются нанести ему, по возможности, вред. Таким образом, их поведение становится асоциальным, опасным для многих других членов этого общества.

     Сложная социально-экономическая ситуация последних лет в России вызвала  увеличение количества безнадзорных детей. По данным МВД ещё в 1997 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 67,6 тысяч безнадзорных несовершеннолетних, число лиц, лишенных родительских прав, уже тогда его рост считался возросшим за последние 5 лет в три раза.(10) К сожалению, в наши дни рост безнадзорных и беспризорных детей ещё продолжается.

     Растущий  человек оказывается в асоциальной, подчас криминальной среде, где действуют  чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые  нормы (клички, “общий котел”, клятвы, ритуалы, “прописка”, татуировки, уголовный жаргон и пр.).

     Для спасения детей от поднимающейся  волны бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения стало  создание Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Основное назначение Центров - оказание конкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни через обращение педагогов к его внутреннему миру, его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию, самоопределению.

     В условиях Центров воспитываются  несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные  Уголовным Кодексом РФ, получившие отсрочку исполнения приговора или  осужденные условно (В большинстве случаев только благодаря вмешательству Центра в судьбу ребенка. В случае вынесения приговора с лишением свободы Центр содействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и из следственного изолятора ребенок помещается в приют Центра). Существующая система “борьбы” с подростковой преступностью определяет помещение таких детей только в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или в воспитательно-трудовые колонии системы МВД.

     В последние годы отмечается высокий  уровень девиантного поведения принимаемых в подобные Центры детей. Так при анализе базы данных одного из регионов России в 2002 году зафиксировано следующее:

     Состояли  на учете в ОПППН или имели  судимость 88%

     Употребляли алкоголь 98%

     Употребляли наркотические или токсические вещества 78%

     Сексуально-девиантное поведение с половой распущенностью 38%

     Участвовали в грабежах и вымогательствах 26%

     Участвовали в кражах 75%

     Склонность  к бродяжничеству, уходам из дома 64%

     Практически каждый второй подросток - второгодник, либо не обучался в школе в течение 2-3 лет и более. В Центрах воспитываются дети от 10 до 18 лет, по возрастному составу свыше 50% - подростки старше 15 лет.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  «трудные дети» являются большой  проблемой нашего общества, и могут быть опасны для него. В то же самое время они нуждаются в постоянной заботе и поддержке этого общества, требуют к себе внимания и огромных затрат – как моральных, так и материальных.   

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог работе, можно заключить, что  проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Возникает девиантное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических, физических и социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьёй и обществом.

     «Трудными»  обычно становятся дети из неблагополучных  семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны  взрослых.

     С возрастом проблемы «трудного» ребёнка  могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.

     Школьники с девиантным поведением были, есть и конечно, будут. Трудные дети, детская  исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность – такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей. 

 

     

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Азаров  Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.
    2. Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю// Педагогика. - 1989.- № 4. С.18 -25.
  1. Блонский П.П. Трудные школьники. – М., 1930.
    1. Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника// Вопросы психологии.- 2003.-№5. С.43.
    2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
    3. Коротов В.М. Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике воспитания – М: “Педагогика”, 1989г.
    4. Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 1984г.
    5. Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 1990г
    6. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя – М: “Просвещение”, 1984г.
    7. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.
  1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отношений в развитии и поведении школьников/Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону, 2004.
  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девинтным поведением: Учеб.-метод. пособие/Под ред. М.И Рожкова. – М., 2001.
  2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. – М., 199.
  3. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. – Курск, 1998.
  4. Зинченко С.Н. Трудные дети. – Киев, 1988.
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1994.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция, исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1986.
  7. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов/Зайцева И.А., Кукушкина В.С., Ларин Г.Г. и др.; Под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону, 2002.
  8. Кочетов А. Работа с трудными детьми. – М., 1986.
  9. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. – М., 1961.
  10. Натазон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М., 1984.
  11. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М., 2002.
  12. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.
  13. Социальные отклонения – М., 1989.
  14. Степан В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся.
  15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.
  16. Степаценко И.А. Коррекционная педагогика: Учебно-методическое пособие для преподавателей педагогических вузов. – Таганрог, 2000.
  17. Татаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.

Информация о работе Трудные подростки