Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:00, реферат
На основании анализа современной научно-педагогической литературы выделено три существенных признака, составляющих содержание понятия девиантные дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под девиантными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «девиантные дети» (13) и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основными причинами возникновения эгоизма у детей являются неправильное воспитание (преимущественно в семье, где ребенку чрезмерно потворствуют в выполнении всех его желаний и балуют) и неблагоприятные условия жизни (многим семьям приходится решать задачу своего экономического и социального выживания, в связи с этим в обществе все чаще стало проявляться чувство отчуждения и крайнего индивидуализма).
Рассмотрим
способы коррекции
В борьбе с эгоизмом нужно учитывать возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте эгоизм обычно нестоек, временен, неглубок и проявляется в немногом (ребенок может не давать свои игрушки другим детям). Родителям рекомендуется при первых проявлениях эгоизма реагировать на это отрицательно и при этом замечать и поощрять товарищество.
У подростков эгоизм возникает в связи с их стремлением к взрослости, самостоятельности. Это происходит, если, во-первых, родители слишком опекают подростка и он в знак протеста проявляет негативное отношение к требованиям старших, не считаясь при этом с интересами окружающих; во-вторых, родители предоставляют подростку полную свободу действий и он неразумно пользуется ею, проявляя своеволие и эгоизм. Родителям рекомендуется предоставлять подросткам самостоятельность там, где это возможно, но не забывать о том, что школьник в этом возрасте нуждается в контроле и поддержке со стороны воспитателей.
Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети
Недисциплинированные дети – это не учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями нередко возникает конфликт.
Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей и особенно у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной деятельности, разумно направлять проявления их активности.
Не так уж редко возникают конфликтные ситуации и в процессе взаимодействия учителя с упрямыми, непослушными, капризными детьми. Разрешая эти ситуации, учитель должен действовать твердо, быть требовательным, но одновременно доброжелательным и тактичным.
Не так уж редко возникают конфликтные и в процессе взаимодействия учителя с упрямыми, непослушными, капризными детьми. Разрешая эти ситуации, учитель должен действовать твердо, быть требовательным, именно доброжелательным и тактичным. Не надо стремиться, как это подчас бывает у неопытных учителей, во что бы не стало переупрямить упрямца и тем более сломить его волю, прибегать к угрозам и неприкрытому и грубому давлению. Не всегда бывает оправдана приказная форма обращения к таким учащимся, в определенных случаях большой воспитательный эффект достигается ненавязчивым и деликатным советом. Иногда целесообразно дать возможность упрямому ребенку поступить по-своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности своего поведения. Выступая против слишком большой строгости в обращении с упрямыми учащимися, хочется предупредить и против другой крайности. С упрямыми детьми не надо вступать на путь уговоров и упрашиваний, приводящих в конечном итоге к уступкам со стороны воспитателей.
Для окончательного устранения конфликтов с упрямыми детьми надо знать причины, вызывающие этот недостаток. Ими могут быть: неудачно выраженное стремление школьников к самостоятельности, неправильное понимание упрямства как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять подавлению его личности некоторым взрослыми, избалованность, перевозбуждение от обилия ярких впечатлений, переутомление, тяжелые переживания. Основной путь профилактики и искоренения упрямства – устранение причин, вызывающих этот недостаток, учет потребностей и интересов ребенка, организация правильного режима учебы и отдыха, нормальные взаимоотношения в семье и школе.
Грубые дети – одни из тех, кто часто вызывает конфликтную ситуацию или попадает в нее. Для разрешения конфликта надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослыми (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т.д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.(25)
Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. У некоторых юношей, а особенно у подростков грубость бывает связана с неправильным представлением о мужестве. Поэтому этим школьникам важно обрисовать правильный идеал действительно мужественного человека. Наконец, ребенок может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.
Лживость
детей бывает вызвана разными причинами:
боязнью наказания, стремлением во что
бы то ни стало привлечь к себе внимание
окружающих, желанием прикрыть совершившего
проступок товарища. Для искоренения этого
качества надо обратить особое внимание
на воспитание у таких детей честности
и смелости, готовности мужественно перенести
наказание за совершенный проступок. Следует
проявлять уважение к правдивости ребенка,
сообщить ему, что лживость – презренное
качество человека, отягощающее дурной
поступок. Воспитатель сам должен быть
примером честности и искренности. Никогда
не следует оставлять без последствий
проступок, маскируемый ложью. Но надо
избегать таких средств наказания, которые
вызывают у ребенка чувство страха и глубокой
подавленности.
1.3 Девиантные школьники с акцентуацией темперамента и характера
Немаловажным фактором, влияющим на отклоняющееся поведение школьников, является акцентуация их темперамента и характера, выступающая как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты ребенка чрезмерно усилены. При этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, т.е. при определенном стечении обстоятельств школьники могут неадекватно реагировать на явления окружающей жизни. Акцентуации темперамента и характера необязательно связаны с девиантным поведением, но такие школьники обладают меньшей устойчивостью против негативного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации, темперамента и характера как бы провоцируют отклоняющееся поведение школьников.(28)
Исследованием акцентуации темперамента и характера школьников занимались такие ученые, как К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин и другие. Существуют различные подходы к выделению акцентуации темперамента и характера. В.Г. Степанов, опираясь на труды К. Леонгарда, выделяет следующие типы.
Педантические школьники чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно нередко вызывают у этих людей неуверенность в себе и побуждают их без особой необходимости прибегать к частым перепроверкам сделанного. Слабое звено их характера отчетливо обнаруживается, когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Поэтому им лучше не поручать подобных заданий.
Особенности личности педантов в неблагоприятных для них условиях могут приводить к трудностям в общении. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, воспитать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а переходить своевременно к следующим действиям или мыслям.
Демонстративные личности. Эти люди часто говорят не правду, а то, что им выгодно для достижения цели. Для коррекции отрицательных моментов в поведении этих личностей необходимо научиться выявить их хитрости, т.к. поведение этих людей обычно необдуманно. Формирование у этих лиц достойных целей и мотивов поведения, переключения их на полезные дела способны сделать их полноценными членами общества.
Застревающие личности. У этих лиц сильные эмоциональные переживания, не нашедшие завершения (например, неотомщенная обида), длятся дольше, чем у большинства людей. Педагогической коррекции отрицательных особенностей таких школьников способствует устранение неровного отношения воспитателей к ребенку, борьба с мнительностью, подозрительностью, мстительностью застревающих личностей, разумное направление их честолюбивых поисков.
Возбудимые личности. Для этих личностей характерно ослабление сознательного, разумного управления своими действиями и поступками и, вместе с тем, усиление власти над поведением неосознаваемых побуждений. В ходе коррекции поведения этих людей основные усилия желательно направить на то, чтобы способствовать осознанию возбудимым человеком недостатков своего характера и появлению у него желания их исправить, на формирование твердых моральных устоев, развитие сознательного контроля над своими действиями и поступками, борьбу с эмоциональной взрывчатостью.
Тревожные личности. Эти дети отличаются пугливостью или боятся темноты, пустой квартиры, животных, грозы. Тревожные дети опасаются попадать в конфликтные ситуации, но именно поэтому они часто в такие ситуации вовлекаются окружающими детьми, которые замечают их боязливость. Чтобы исправить это положение, у тревожных детей следует воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя и дать отпор обидчикам. Воспитателю надо обращаться с такими школьниками не слишком категорично и требовательно, переключать их внимание на глубокое осмысление учебной работы, подбадривать и вселять уверенность в успехе.
Гипертимические личности. Такие люди – несомненные оптимисты. В общении они веселы, оживленны, остроумны. С ними интересно. Впрочем, их чрезмерная и постоянная радостная эмоциональность может временами надоедать и раздражать окружающих. Очень хорошее настроение у этих людей связано с повышенной потребностью в деятельности. Помимо всего прочего, они очень разговорчивы, причем в беседе часто перескакивают с одной темы на другую, приходя к неожиданным ассоциациям. В общем люди такого типа хорошо приспосабливаются к требованиям окружающих.
У гипертимических детей бывают конфликты с некоторыми учителями. Они вызываются чрезмерной требовательностью некоторых педагогов, их стремлением жестко регламентировать поведение учеников. Для разрешения конфликта достаточно либо устранить причину гнева, либо просто переключить такого школьника на какое-либо интересное для него дело.
Дистимические личности. Этот тип личности прямо противоположен предшествующему. Представители этого типа смотрят на мир преимущественно «через темные очки», пессимистически. У них преобладает серьезная настроенность и ответственное отношение к своим поступкам. Радуются они мало, их жизненная активность ослаблена, мысль замедлена. Не владеют умением контактировать с окружающими, в общении неразговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями.
Аффективно-лабильные личности. Этот тип сочетает в себе два вышеописанных: радостные события вызывают жажду деятельности, подъем энергии, болтливость; а печальные ведут к подавленности, замедленности мышления и двигательных реакций. Смена противоположных психических состояний может происходить и без видимой внешней причины.
Аффективно-
Эмотивные личности. Они чувствительны и мягкосердечны. Печальные события вызывают у них глубокие переживания, но и радостные эмоции у таких людей сильны. Эти люди человеколюбивы, отзывчивы. Эмотивные личности похожи на экзальтированных, но отличаются от них меньшей крайностью своих эмоций и не такой большой скоростью их возникновения. Учителю следует знать, что для гармоничного психического развития детей последних трех типов необходимо у них закреплять устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.
Экстравертированные личности. Главной особенностью этих личностей является преимущественная направленность на внешний мир. Подобные люди не концентрируются на собственных переживаниях, а стремятся быть в центре событий; они тяготятся одиночеством, им по душе шумное общество. Мышление экстравертов обладает некоторой поверхностностью, они обычно не стремятся подвергать полученные сведения глубокому анализу. На действия этих людей оказывает существенное влияние сложившаяся обстановка, их реакции часто импульсивны. Таким образом, экстраверты живут под впечатлениями от окружающего мира, внешние стимулы играют для них решающее значение.