Управленческая деятельность как специфический вид общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:04, реферат

Описание

Управление касается всех видов производительной и общественной деятельности человека. Он управляет прежде всего собой, своими действиями, поведением и т.д. В быту и производстве человек управляет различными приборами и механизмами, а также деятельностью других людей. Однако он в то же самое время сам является объектом управления. В результате возникает сложная система управления, основанная на подчинении низших звеньев управления средним, а средних – высшим.
Управленческая деятельность очень разнообразна, все ее виды перечислить невозможно. Они различаются по степени сложности и их можно разделить на несколько групп, в каждой из которых есть общие направления управленческой деятельности.

Содержание

Введение.
Механизмы процесса восприятия:
социальная стереотипизация;
идентификация;
эмпатия;
рефлексия;
факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать человека;
Виды слушания:
рефлексивное слушание;
нерефлексивное слушание;
эмпатическое слушание;
типичные ошибки при слушании;
Манера общения, взаимодействия с людьми;
Этапы общения;
Деловая беседа;
Деловые переговоры;
Деловые совещания;
Деловые дискуссии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Управленческая деятельность как специфический вид общения.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

 

 

ПЛАН

 

Введение.

    1. Механизмы процесса восприятия:
    • социальная стереотипизация;
    • идентификация;
    • эмпатия;
    • рефлексия;
    • факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать человека;
    1. Виды слушания:
      • рефлексивное слушание;
    • нерефлексивное слушание;
    • эмпатическое слушание;
    • типичные ошибки при слушании;
    1. Манера общения, взаимодействия с людьми;
    2. Этапы общения;
    3. Деловая беседа;
    4. Деловые переговоры;
    5. Деловые совещания;
    6. Деловые дискуссии.

Заключение. 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений», изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003

Уткин Э.А. «Социальная  психология», изд. «Зерцало», Москва, 1999

Вачугов Д.Д. «Основы менеджмента», изд. «Высшая школа», Москва, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление касается всех видов производительной и общественной деятельности человека. Он управляет прежде всего собой, своими действиями, поведением и т.д. В быту и производстве человек управляет различными приборами и механизмами, а также деятельностью других людей. Однако он в то же самое время сам является объектом управления. В результате возникает сложная система управления, основанная на подчинении низших  звеньев управления средним, а средних – высшим.

Управленческая деятельность очень разнообразна, все ее виды перечислить невозможно. Они различаются  по степени сложности и их можно разделить на несколько групп, в каждой из которых есть общие направления управленческой деятельности.

Одним из таких видов  является хозяйственное управление. Оно включает управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами организации. Тесно связано с ним техническое управление. В него входят управление техникой и технологиями, обучение персонала приемам и методам работы и др.

Во всех организациях, где имеет место коллективный труд, возникает необходимость еще одного вида управленческой деятельности – управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение культурного уровня трудящихся, организация отдыха и т.п. Этот вид тесно связан с управлением кадрами, включающим в себя решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха.

Управление производством, помимо организации технологических  процессов, включает в себя правильную расстановку людей; управление снабжением и сбытом напрямую связано с взаимодействием с самыми разнообразными людьми, умением воздействовать на них; в управление финансовой деятельностью входит работа с кредиторами, инвесторами, дебиторами.

Управление эккаутингом – сбором и обработкой информации, анализом  хозяйственной деятельности предприятия – напрямую зависит от организации коммуникационного процесса. Руководитель от 50 до 90 % времени тратит на коммуникацию, так как он должен довести информацию до подчиненных и получить них требуемую реакцию, а также осуществлять взаимодействие с коллегами и вышестоящими руководителями.

Управленческая деятельность реализуется и проявляется в  своих функциях – планировании, организации, координации, мотивации и контроле. Планирование подразумевает определение целей и задач организации, необходимые для решения резервы, ответственных за исполнение поставленных целей и самих исполнителей; организация включает создание структур управления и коммуникации, обеспечение работающих всем необходимым; основная задача координации – корректировка работы людей, направление их усилий. Управленец должен мотивировать деятельность людей, контролировать ее, поправлять  и исправлять работников. 

    Таким образом,  неотъемлемой составляющей управленческой деятельности   является общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы процесса восприятия

Процесс восприятия одним  человеком другого выступает  как обязательная составная часть  любого общения. Впечатления, возникающие  при этом, играют важную регулятивную роль в данном процессе.

Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на оценке его внешнего вида или поведения.

В деловом общении  приходиться взаимодействовать  с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые достаточно хорошо знакомы. Психологические исследования доказали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей лежат психологические механизмы межгруппового общения, а знакомые люди воспринимаются с помощью механизмов межличностного общения.

Социальная  стереотипизация. К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесса социальной стереотипизации. Суть этого процесса заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. 

Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представление о членах одной национальной группы с точки зрения других (например, о вежливости англичан, загадочности славянской души и т.п.).

Формирование образа другого человека тоже осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько верно первое впечатление, не совсем прост.

Почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности  человека, его манере говорить и  поведению достаточно точно определить многие его социально-психологиченские характеристики. Однако точность эта возможна только в нейтральных ситуациях, в иных же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, создаваемый при знакомстве, служит регулятором последующего поведения.

Характеристики, позволяющие  отнести партнера к какой-либо группе, воспринимаются наиболее точно, а остальные  черты достраиваются по определенным схемам. При неравенстве партнеров наиболее часто встречаются ошибки неравенства, связанные с  действием фактора превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-либо важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен, и наоборот. Причем превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (недооценка) – по многим. Для определения этого параметра информацией служит одежда человека и прочее его внешнее «оформление», а также манера поведения.

Действие фактора привлекательности при восприятии заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими. Ошибка здесь кроется в том, что если человек нам нравиться, то мы склонны переоценивать многие его личностные характеристики. Причем привлекательность носит скорее социальный характер, т.к. в разные времена господствовали разные представления о привлекательности, у каждого народа свои каноны красоты. Привлекательность – это не что иное, как степень приближения к тому типу личности, который максимально одобрен группой, к которой мы принадлежим.

Фактор отношения  к нам действует так, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами, запускает данную схему восприятия. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего его человека. Это правило имеет и обратную силу: чем выше оценивается человек, тем большее сходство во взглядах с собственными от него ожидается.

Идентификация. В постоянном общении становиться важным более объективное и глубокое понимание партнера. Здесь восприятие и понимание партнера происходит на другой основе. Идентификация – уподобление себя другому человеку - является наиболее простым способом решения этой задачи. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как он действовал в подобной ситуации.

Эмпатия очень близка к иднтификации, при ней ситуация не столько продумывается, сколько прочувствуется.

Эмпатия – это способность проникнуть во внутренний мир человека, эмоционально воспринять его и принять со всеми его чувствами и мыслями. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень - низший, когда человек не замечает переживаний, состояния и намерений собеседника; второй уровень, когда по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о состоянии другого человека; третий уровень – умение сразу войти в состояние другого человека на протяжении всего периода взаимодействия.

Рефлексия. Рефлексия - это логическая форма познания личностных особенностей себя и других. Она предполагает попытку логически проанализировать некоторые признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, однако зачастую эти выводы являются ошибочными.

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто понимание знание другого, а знание того, как другой воспринимает меня. Это своеобразный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс было описано еще в конце 19 века Дж. Холмсом, который, исследуя процесс общения двух субъектов («Джон» и «Генри»), показал, что в этой ситуации существуют 6 субъектов: Джон (Генри), каков он есть на самом деле; Джон (Генри), каким он сам себя видит; Джон (Генри), каким его видит Генри (Джон). Впоследствии были добавлены еще два элемента - Джон (Генри), каким ему представляется его образ в сознании Генри (Джона).

Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей: 

    1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.

Предубеждение – это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

Установки – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три  измерения: конгитивное (мнения, убеждения  относительно чего-либо, кого-либо), аффективное (положительные или отрицательные эмоции), поведенческое (готовность к определенным реакциям поведения).

Установки формируются  под действием других людей и СМИ, закрепляются между 20 и 30 годами, меняясь затем с трудом, а также на основе личного опыта. Предвзятое мнение влияет на то, как человек воспринимает информацию. Например, лицо человека может восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от того, что о нем известно. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную информацию, идею, неправду, если человек логически обосновал ее.

  1. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые заранее относятся к определенной категории и формируется определенная установка.
  2. Стремление сделать преждевременные выводы о личности человека до того, как о нем будет получена исчерпывающая информация.
  3. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что все черты, не подходящие для созданного образа,  отбрасываются.
  4. «Эффект ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-либо частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переноситься на оценку его качеств. Если общее впечатление благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются, и наоборот.
  5. «Эффект проецирования» проявляется в том, что другому человеку по аналогии с собой приписываются свои собственные качества и эмоциональные состояния.

Так, добрый, отзывчивый, честный человек может воспринять незнакомого через     «розовые очки» и ошибиться. Упрямый подозрительный человек будет видеть эти качества в партнере по общению, даже если они объективно отсутствуют.

Информация о работе Управленческая деятельность как специфический вид общения