Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:03, реферат
Руководитель — это человек, в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение. Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель.
Введение
1) Что такое конфликт?
2) Типы конфликта
3) Причины конфликта
4) Управление конфликтной ситуацией
5) Структурные методы
6) Межличностные стили разрешения конфликтов
Заключение
Список литературы
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Алтайская академия образования им.
В.М. Шукшина»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Управление конфликтом»
г.Бийск,
2011
Содержание
Введение
1) Что такое конфликт?
2) Типы конфликта
3) Причины конфликта
4) Управление конфликтной ситуацией
5) Структурные методы
6) Межличностные стили разрешения конфликтов
Заключение
Список
литературы
Введение
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные совместной работой сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт. Если в жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса не преподносят, то для руководителя конфликт является одним из главных врагов, т.к. последствия от него могут быть самые непредсказуемые.
Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — это люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающая среда. И ресурс особого рода — это наше время.
Руководитель
— это человек, в большей, чем
другие, степени ответственный за
оптимальное использование
Что такое конфликт?
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое:
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Различие
людей во взглядах, несовпадение восприятия
и оценок тех или иных событий
достаточно часто приводят к спорной
ситуации. Если к тому же создавшаяся
ситуация представляет собой угрозу
для достижения поставленной цели хотя
бы одному из участников взаимодействия,
то возникает конфликтная
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Когда
люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с
Современная
точка зрения заключается в том,
что даже в организациях с эффективным
управлением некоторые
Таким
образом, конфликт может быть функциональным
и вести к повышению
Типы конфликта
Ниже приведены четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.
Внутриличностный конфликт.
Этот
тип конфликта не соответствует
определению, данному выше. Однако,
его возможные
Межличностный конфликт.
Это
самый распространённый тип конфликта.
В организациях он проявляется по-разному.
Чаще всего, это борьба руководителей
за ограниченные ресурсы, капитал или
рабочую силу, время использования
оборудования или одобрение проекта.
Каждый из них считает, что поскольку
ресурсы ограничены, он должен убедить
вышестоящее руководство
Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.
Межгрупповой конфликт.
Организации
состоят из множества формальных
и неформальных групп. Даже в самых
лучших организациях между такими группами
могут возникнуть конфликты. Неформальные
группы, которые считают, что руководитель
относится к ним несправедливо,
могут крепче сплотиться и попытаться
«рассчитаться» с ним снижением производительности.
Яркий пример межгруппового конфликта
- конфликт между профсоюзом и администрацией.
К сожалению, частым примером межгруппового
конфликта служат разногласия между линейным
и штабным персоналом. Штабной персонал
обычно более молодой и образованный,
чем линейный, и при общении любит пользоваться
техническим жаргоном. Эти отличия приводят
к столкновению между людьми и затруднениям
в общении. Линейные руководители могут
отвергать рекомендации штабных специалистов
и выражать недовольство по поводу своей
зависимости от них во всем, что связано
с информацией. В экстремальных ситуациях
линейные руководители могут намеренно
выбрать такой способ выполнения предложения
специалистов, что вся затея закончится
провалом. И все это для того, чтобы поставить
специалистов “на свое место”. Штабной
персонал, в свою очередь, может возмущаться,
что его представителям не дают возможности
самим провести в жизнь свои решения, и
стараться сохранить информационную зависимость
от них линейного персонала. Это - яркие
примеры дисфункционального конфликта.
Причины конфликта
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования, а также плохие коммуникации.
Распределение ресурсов.
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение: за какой из четырех секретарей закрепить компьютер с программой-редактором - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость задач.
Возможность
конфликта существует везде, где
один человек или группа зависят
в выполнении задач от другого
человека или группы. Определённые
типы организационных структур увеличивают
возможность конфликта. Такая возможность
возрастает, например, при матричной
структуре организации, где умышленно
нарушается принцип единоначалия. Возможность
конфликта также велика в функциональных
структурах, поскольку каждая крупная
функция уделяет внимание в основном
своей собственной области
Различия в целях.
Возможность
конфликта растет по мере того, как
организации становятся более специализированными
и разбиваются на подразделения.
Это происходит потому, что подразделения
могут сами формулировать свои цели
и большее внимание уделять их
достижению, чем достижению целей
организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной