Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа
Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного предмета и соответственно,занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решают свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.
В 20-х годах эту методику для преодоления ее крайнего индивидуализма было модифицировано. В частности, предпринимались попытки найти в ней место для коллективной деятельности учащихся. В советской школе в 20-х годах практиковалась бригадно-лабораторная форма организации учебных занятий, которая включала: 1) общую работу класса, 2) коллективную работу бригады, 3) индивидуальную работу каждого ученика.
Бригадно-лабораторная форма принудительно вводилась в школах без надлежащей экспериментальной проверки, ее применение быстро выявило значительные недостатки: снижение роли учителя, отсутствие у учащихся мотивации учения, неэкономное расходование времени, несоответствие индивидуальной работы реальным возможностям детей. Эти недостатки отмечались в постановлении ЦК ВКП (б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе", где было указано, что основной формой учебной работы в школе должен быть урок с определенной группой детей и точным расписанием.
В 20-х годах в советской школе под влиянием течения пролетарской культуры была попытка отказаться от урока. Однако это лишь повредило школьному делу. Поэтому в начале 30-х годов урок снова стал основной формой организации обучения.
Последующие десятилетия отмечались различными подходами к развитию урочной системы. 30-50-е годы в нашей стране сказались влиянием авторитаризма и тоталитаризма, а следовательно и школа как своеобразный сколок общества не была лишена этого влияния. Урок, методика его организации и проведения находились в тисках догматического выполнения административных предписаний, были лишены творческого подхода.
Лишь в конце 50-х годов учителя и педагоги-ученые начали активную работу по творческому подходу к организации учебно-воспитательного процесса на уроке.Свидетельством этого оказалось выделение научно обоснованных направлений совершенствования урока, которые дали мощный толчок творческим поискам учителей страны. Укажем несколько направлений.
Липецкое направление: построение так называемого "рационального урока", использование творческих письменных работ, словарных диктантов, раздаточных дидактических материалов и др..
Казанское направление: разработка и внедрение в учебный процесс проблемного обучения (М. И. Махмутов).
Кировоградское направление: разработка лекционно-практической системы обучения в старших классах (А. Хмурая).
Ростовское направление: целенаправленная работа учителей по предотвращению неуспеваемости и отставания учащихся в обучении.
В 70 - 80-х годах появилась целая плеяда учителей-новаторов, которые своим творческим трудом способствовали развитию классно-урочной формы обучения: Ш. А. Амонашвили, И. П.Волков, М. П. Гузик, Е. М . Ильин, С. М. Лисеикова, В. Ф. Шаталов и многие другие.
На этот период приходится немало интересных научных исследований, направленных на совершенствование урока: Ю.К.Бабанского, М. И. Махмутова, А. Онищука, И. П. Пидласого, А. В. Фурмана, М. М. Яковлева и др..
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2. 1 Урок как целостная система
Сейчас среди различных организационных форм обучения, используемых в общеобразовательной школе (урок, экскурсия, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, практикум, зачет, консультация, инструктаж), урок является основным.
Урок - логически законченная, цельная, определенная во времени часть учебно-воспитательного процесса, при которой учитель занимается с группой учащихся (в постоянном составе) по определенному расписанию.
Продолжительность уроков в общеобразовательном учебном заведении составляет 45 мин. Продолжительность перерывов между уроками определяют с учетом потребностей в организации активного отдыха и питания учеников, но не менее 10 мин., большого перерыва (после второго или третьего урока) - 20 мин.
В современной дидактике существуют различные классификации уроков в зависимости от взятых за основу признаков. По способам их проведения выделяют: урок-лекцию, киноуроки, урок-беседу, урок-практическое занятие, урок-экскурсию, урок самостоятельной работы учащихся в классе, урок лабораторной работы. По общепедагогической цели организации занятий выделяют: урок изучения нового материала, совершенствование знаний, умений и навыков; контроля и коррекции знаний, умений и навыков.В зависимости от дидактической цели уроки бывают специализированными (преобладает одна цель), комбинированными (два или более равнозначные цели).Разновидностями специализированного урока являются: урок усвоения новых знаний; урок усвоения умений и навыков; урок применения знаний, умений и навыков; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний.
Урок имеет следующие особенности:
- Является завершенной и
- Каждый урок включается в
расписание и регламентируется
во времени и по объему
- В отличие от других форм
организации обучения является
постоянной формой, обеспечивающей
систематическое усвоение
- Посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;
- Является гибкой формой
- Совместная деятельность
- Способствует формированию
Основные пути обеспечения учебных результатов в системе уроков, а именно:
1) заблаговременная подготовка учителя к следующему уроку;
2) максимальная
3) дифференцированный подход к организации усвоения учебного материала;
4) повторение и обобщение в системе уроков;
5) средства взаимовозвратной связи между учителем и учеником на уроке.
Чрезвычайно важно, чтобы усвоенные знания переходили в гибкие умения, рациональные способы, чтобы учебный результат урока сочетался с развитием познавательных способностей учащихся, их умением учиться. Исследование показало, что для реализации этого требования необходимо осуществлять разностороннее развитие учащихся. В частности, целенаправленно развивать процессы восприятия, формировать общеучебные умения и навыки; опыт творческой деятельности, мировоззренческие представления и понятия. Такой способ обучения создает наилучшие предпосылки для развития положительного отношения к нему и возникновения познавательных интересов и потребностей. Важным условием успешного обучения на уроке является достаточное разнообразие наглядности для фронтального и индивидуального использования. Для передового педагогического опыта характерно стремление постоянно совершенствовать оборудование и создавать собственное.
Дидактические признаки системы уроков:
1) целеустремленность на
2) преемственность между уроками;
3) соответствие
4) непрерывность воздействия на знания, умения и навыки,которые формирующиеся;
5) равномерность распределения
в рамках системы уроков
Высокая результативность обучения достигается не применением какого-то отдельного методического средства или удачным проведением отдельного этапа урока, а с помощью хорошо продуманной системы в работе учителя. Для этого необходимо прежде всего:
v выяснить, что и в каком объеме изучают в этом классе по програмне;
v просмотреть содержание данной темы по учебнику;
v продумать поурочное распределение материала;
v определить, на каком уровне отражены в учебнике требования к усвоению этого программного материала на конец года;
v установить, что дети будут изучать по этой же теме в следующем классе.
Так чтобы правильно распределить нагрузку учеников, учитель должен четко представлять не только значение данной темы, но и роль отдельного урока в процессе изучения. Это поможет избежать однообразия структуры уроков и методических средств. Определяя объем материала на урок, надо сопоставить материал учебника с теми советами, которые есть в методических рекомендациях, дидактических пособиях, чтобы подобрать оптимальный по содержанию и объему.
Следовательно, в определении содержания урока, в выборе методов и приемов обучения следует исходить не только из специфики содержания, но и дидактических функций различных методов. Это поможет так продумать их последовательность и сочетание, чтобы экономно и с наибольшей пользой для обучения и развития учащихся достичь основной цели урока.
2. 2 Требования к современному уроку в школе
а) Традиционные требования к уроку
Урок остается основной формой организации учебного процесса в школе. Под термином "урок", следовательно, понимают такую организацию обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, в целом одного возраста и уровнем подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием. Из общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2.Оптимальное сочетание и реализация на уроке всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознанных учащимися.
5. Связь с ранее усвоенными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития школьников.
6. Стимулирование и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-познавательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически-необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянного пополнения своих знаний.
12. Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок реализует триединую задачу: научить, развить, воспитать. По этому критерию общие требования к уроку конкретизируются дидактическими, развивающими и воспитательными требованиями.
К дидактическим (образовательным) требованиям относятся:
а) четкое определение образовательных задач каждого урока;
б) рациональное определение содержания урока с учетом социальных и личностных потребностей;
в) внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
г) рациональное сочетание разнообразных форм и методов обучения;
г) творческий подход к построению структуры урока;
д) сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
е) обеспечение оперативной обратной святи, действенного контроля и управления.
К развивающим требованиям относятся:
а) формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
б) изучение и учет уровня развития и психических свойств учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития";
в) стимулирование новых качественных изменений в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся.
Воспитательные требования к уроку включают:
а) постановку и формирования воспитательных задач, обусловленных целями и содержанием учебной работы;
б) формирование у учащихся жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности и др.. ;
в) формирование мировоззренческой, нравственной, правовой, политической, художественно-эстетической, экономической, экологической культуры;;
г) сотрудничество и партнерство с учащимися, заинтересованность в их успехах.
Кроме перечисленных требований к уроку, в педагогической литературе выделяются и другие требования: организационные, психолого-физиологические, санитарно-гигиенические, этнические и др..
Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе