Урок как основная форма обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного предмета и соответственно,занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решают свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по мтодике.docx

— 78.26 Кб (Скачать документ)

     В 20-х годах эту методику для преодоления ее крайнего индивидуализма было модифицировано. В частности, предпринимались попытки найти в ней место для коллективной деятельности учащихся. В советской школе в 20-х годах практиковалась бригадно-лабораторная форма организации учебных занятий, которая включала: 1) общую работу класса, 2) коллективную работу бригады, 3) индивидуальную работу каждого ученика.

     Бригадно-лабораторная форма принудительно вводилась в школах без надлежащей экспериментальной проверки, ее применение быстро выявило значительные недостатки: снижение роли учителя, отсутствие у учащихся мотивации учения, неэкономное расходование времени, несоответствие индивидуальной работы реальным возможностям детей. Эти недостатки отмечались в постановлении ЦК ВКП (б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе", где было указано, что основной формой учебной работы в школе должен быть урок с определенной группой детей и точным расписанием.

      В 20-х годах в советской школе под влиянием течения пролетарской культуры была попытка отказаться от урока. Однако это лишь повредило школьному делу. Поэтому в начале 30-х годов урок снова стал основной формой организации обучения.

     Последующие десятилетия отмечались различными подходами к развитию урочной системы. 30-50-е годы в нашей стране сказались влиянием авторитаризма и тоталитаризма, а следовательно и школа как своеобразный сколок общества не была лишена этого влияния. Урок, методика его организации и проведения находились в тисках догматического выполнения административных предписаний, были лишены творческого подхода.

Лишь в конце 50-х годов учителя  и педагоги-ученые начали активную работу по творческому подходу к организации учебно-воспитательного процесса на уроке.Свидетельством этого оказалось выделение научно обоснованных направлений совершенствования урока, которые дали мощный толчок творческим поискам учителей страны. Укажем несколько направлений.

     Липецкое направление: построение так называемого "рационального урока", использование творческих письменных работ, словарных диктантов, раздаточных дидактических материалов и др..

    Казанское направление: разработка и внедрение в учебный процесс проблемного обучения (М. И. Махмутов).

    Кировоградское направление: разработка лекционно-практической системы обучения в старших классах (А. Хмурая).

    Ростовское направление: целенаправленная работа учителей по предотвращению неуспеваемости и отставания учащихся в обучении.

    В 70 - 80-х годах появилась целая плеяда учителей-новаторов, которые своим творческим трудом способствовали развитию классно-урочной формы обучения: Ш. А. Амонашвили, И. П.Волков, М. П. Гузик, Е. М . Ильин, С. М. Лисеикова, В. Ф. Шаталов и многие другие.

     На этот период приходится немало интересных научных исследований, направленных на совершенствование урока: Ю.К.Бабанского, М. И. Махмутова, А. Онищука, И. П. Пидласого, А. В. Фурмана, М. М. Яковлева и др..

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2. 1 Урок как целостная система

     Сейчас среди различных организационных форм обучения, используемых в общеобразовательной школе (урок, экскурсия, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, практикум, зачет, консультация, инструктаж), урок является основным.

      Урок - логически законченная, цельная, определенная во времени часть учебно-воспитательного процесса, при которой учитель занимается с группой учащихся (в постоянном составе) по определенному расписанию.

      Продолжительность уроков в общеобразовательном учебном заведении составляет 45 мин.  Продолжительность перерывов между уроками определяют с учетом потребностей в организации активного отдыха и питания учеников, но не менее 10 мин.,  большого перерыва (после второго или третьего урока) - 20 мин.

    В современной дидактике существуют различные классификации уроков в зависимости от взятых за основу признаков. По способам их проведения выделяют: урок-лекцию, киноуроки, урок-беседу, урок-практическое занятие, урок-экскурсию, урок самостоятельной работы учащихся в классе, урок лабораторной работы. По общепедагогической цели организации занятий выделяют: урок изучения нового материала, совершенствование знаний, умений и навыков; контроля и коррекции знаний, умений и навыков.В зависимости от дидактической цели уроки бывают специализированными (преобладает одна цель), комбинированными (два или более равнозначные цели).Разновидностями специализированного урока являются: урок усвоения новых знаний; урок усвоения умений и навыков; урок применения знаний, умений и навыков; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний.

Урок имеет следующие  особенности:

- Является завершенной и ограниченной  во времени частью учебного  процесса, во время которого решаются  определенные учебно-воспитательные  задачи;

- Каждый урок включается в  расписание и регламентируется  во времени и по объему учебного  материала;

- В отличие от других форм  организации обучения является  постоянной формой, обеспечивающей  систематическое усвоение учащимися  знаний, умений и навыков;

- Посещение уроков обязательно  для всех учащихся, поэтому они  изучают систему знаний, разделенных  поурочно, в определенной логике;

- Является гибкой формой организации  обучения, которая позволяет использовать  различные методы, организовывать  фронтальную, групповую и индивидуальную  учебную деятельность учащихся;

- Совместная деятельность учителя  и учащихся, а также общение  большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для  сплочения коллектива детей;

- Способствует формированию познавательных  качеств личности (активности, самостоятельности,  интереса к знаниям), а также  умственному развитию учащихся.

      Основные пути обеспечения учебных результатов в системе уроков, а именно:

1) заблаговременная подготовка  учителя к следующему уроку;

2) максимальная целеустремленность  урока;

3) дифференцированный подход к  организации усвоения учебного  материала;

4) повторение и обобщение в системе уроков;

5) средства взаимовозвратной связи между учителем и учеником на уроке.

     Чрезвычайно важно, чтобы усвоенные знания переходили в гибкие умения, рациональные способы, чтобы учебный результат урока сочетался с развитием познавательных способностей учащихся, их умением учиться. Исследование показало, что для реализации этого требования необходимо осуществлять разностороннее развитие учащихся. В частности, целенаправленно развивать процессы восприятия, формировать общеучебные умения и навыки; опыт творческой деятельности, мировоззренческие представления и понятия. Такой способ обучения создает наилучшие предпосылки для развития положительного отношения к нему и возникновения познавательных интересов и потребностей.  Важным условием успешного обучения на уроке является достаточное разнообразие наглядности для фронтального и индивидуального использования. Для передового педагогического опыта характерно стремление постоянно совершенствовать оборудование и создавать собственное.

Дидактические признаки системы  уроков:

1) целеустремленность на усвоение  конечных результатов обучения  по данной теме;

2) преемственность между уроками;

3) соответствие последовательности  и содержания уроков логике  усвоения данного материала;

4) непрерывность воздействия на  знания, умения и навыки,которые формирующиеся;

5) равномерность распределения  в рамках системы уроков упражнений  различного целевого назначения, технических средств обучения, средств  мотивационного и развивающего  стимулирования.

     Высокая результативность обучения достигается не применением какого-то отдельного методического средства или удачным проведением отдельного этапа урока, а с помощью хорошо продуманной системы в работе учителя. Для этого необходимо прежде всего:

v выяснить, что и в каком объеме изучают в этом классе по програмне;

v просмотреть содержание данной темы по учебнику;

v продумать поурочное распределение материала;

v определить, на каком уровне отражены в учебнике требования к усвоению этого программного материала на конец года;

v установить, что дети будут изучать по этой же теме в следующем классе.

      Так чтобы правильно распределить нагрузку учеников, учитель должен четко представлять не только значение данной темы, но и роль отдельного урока в процессе изучения. Это поможет избежать однообразия структуры уроков и методических средств. Определяя объем материала на урок, надо сопоставить материал учебника с теми советами, которые есть в методических рекомендациях, дидактических пособиях, чтобы подобрать оптимальный по содержанию и объему.

      Следовательно, в определении содержания урока, в выборе методов и приемов обучения следует исходить не только из специфики содержания, но и дидактических функций различных методов. Это поможет так продумать их последовательность и сочетание, чтобы экономно и с наибольшей пользой для обучения и развития учащихся достичь основной цели урока.

2. 2 Требования к современному уроку в школе

а) Традиционные требования к уроку

       Урок остается основной формой организации учебного процесса в школе. Под термином "урок", следовательно, понимают такую ​​организацию обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, в целом одного возраста и уровнем подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием. Из общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2.Оптимальное сочетание и реализация на уроке всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознанных учащимися.

5. Связь с ранее усвоенными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития школьников.

6. Стимулирование и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-познавательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически-необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянного пополнения своих знаний.

12. Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

    Каждый урок реализует триединую задачу: научить, развить, воспитать. По этому критерию общие требования к уроку конкретизируются дидактическими, развивающими и воспитательными требованиями.

К дидактическим (образовательным) требованиям относятся:

а) четкое определение образовательных задач каждого урока;

б) рациональное определение содержания урока с учетом социальных и личностных потребностей;

в) внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

г) рациональное сочетание разнообразных форм и методов обучения;

г) творческий подход к построению структуры урока;

д) сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

е) обеспечение оперативной обратной святи, действенного контроля и управления. 

К развивающим требованиям  относятся:

а) формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;

б) изучение и учет уровня развития и психических свойств учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития";

в) стимулирование новых качественных изменений в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся.

Воспитательные требования к уроку включают:

а) постановку и формирования воспитательных задач, обусловленных целями и содержанием учебной работы;

б) формирование у учащихся жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности и др.. ;

в) формирование мировоззренческой, нравственной, правовой, политической, художественно-эстетической, экономической, экологической культуры;;

г) сотрудничество и партнерство с учащимися, заинтересованность в их успехах.

     Кроме перечисленных требований к уроку, в педагогической литературе выделяются и другие требования: организационные, психолого-физиологические, санитарно-гигиенические, этнические и др..

Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе