Урок как основная форма обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного предмета и соответственно,занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решают свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по мтодике.docx

— 78.26 Кб (Скачать документ)

    Поскольку мотивация имеет большое значение в обучении любому предмету, учителю важно своевременно возбудить, сохранить и поддержать ее. Но для этого ему необходимо четко видеть возможные источники мотивации. Рассмотрим некоторые из них. .

   Формирование у учащихся личностных потребностей усвоения учебного предмета. Во всей массе возможных внутренних стимулов и мотивов целесообразно выделить два, которыми учитель может успешно управляться.

Во-первых, в каждом ученике, независимо от уровня успеваемости, живет постоянная потребность самовыражения. Эта потребность характерна для человека любого возраста, но в подростковом значимость ее становится особенной.  Потребность самоутверждения стимулирует процесс самосовершенствования. В это время подросток сознательно вырабатывает для себя правила поведения, берет на себя определенные обязанности, приносит присяги т.д.. Одной из составляющих этого процесса самовыражения есть и желание учиться.

    Для полной реализации этих мотивов в изучении различных предметов необходимо прежде расширить поле для самовыражения ученика, создать условия для самостоятельной, самоуправляемой деятельности. Известно, что чем самостоятельнее является выполняемая работа, тем аккуратнее ученик к ней относится. Результат его деятельности в этом случае принадлежит только ему и может быть предметом гордости.

   Во-вторых, говоря о личностных мотивах, не стоит упускать из виду и ту которую тот или иной предмет, по мнению ученика, играть в его личной жизни. У учащихся старших классов эти мотивы заметны. В отличие от своих младших товарищей, они готовы даже взять на себя определенные трудности, если предмет входит в круг их интересов.Вступая в пору выбора профессии, они трактуют учебный предмет прежде через призму своей будущей деятельности или профессии. Такую мотивацию можно поддержать, посоветовав учащимся интересную дополнительную литературу, отметив резонность их стремлений.

  Весомым постоянно действующим источником мотивации обучения является удовольствие от самого процесса обучения, то, что называют радостью познания. Речь идет не о том, чтобы обучение было легким, и ученик не испытывал сложностей в учебном труде. Наоборот, постоянное преодоление трудностей является непременным условием такого удовольствия. Успех окрыляет человека, неудачи лишают его веры в свои силы.

     В формировании мотивов учения и положительного отношения к предмету большую роль может сыграть сам учитель. Здесь прежде всего речь идет об отношениях, которые сложились между ним и каждым учеником в частности. Если они доброжелательны, доверчивы, предусматривают взаимопомощь, мотив радости от учебы имеет благоприятную почву, а положительное отношение к учителю переносится на предмет. Иногда отчужденность, недоверие, авторитарность, ирония со стороны учителя вызывают у ученика соответствующие негативные чувства и вызывают пассивное отношение к предмету, желание "отсидеться" на уроке и т.д.. Равнодушный учитель не может увлечь своих учеников предметом. Если же он постоянно демонстрирует преданность своему делу, уверенность в успехе своей деятельности, веру в культурно-познавательную ценность предмета, это сразу передается ученикам и становится источником мотивации учения.

     .

   Таким образом, проблема мотивации обучения в школе сводится не к тому, как ее сформировать, а как ее сохранить, не потерять, не разрушить, развить, как обеспечить ребенку радость собственного достижения. Здесь источник не только учебной мотивации, но и человеческого счастья вообще.[1]

   В практике работы школы знания учеников оцениваются на основе "собственных соображений" учителя, что создает постоянную угрозу необъективности оценки. В таком случае она не только может потерять функцию положительного влияния, но и негативно отразиться на отношении учащихся к учебе. 

   Оценивая деятельность ученика, важно не только и не столько видеть внешний результат обучения, сколько сам процесс учебной деятельности. Главное значение имеет то, как решалась задача, ценой получен результат. Так, например, некоторые ученики добиваются неплохих успехов благодаря своим природным данным, не проявляя при этом больших стараний. Другие же добиваются скудных результатов, хотя и прилагают большие усилия. Между тем именно проявление стараний и усилий непосредственно влияет на формирование личности, прогресс в ее развитии и воспитании.

     Реформа нашего образования предполагает глубокие изменения в системе контроля и оценки. С одной стороны, - учитель больше не будет акцентировать внимание на недостатках ребенка, как это делалось до сих пор (оценка "плохо" и "очень плохо"). Исключается давление на ребенка с помощью двоек и сосредоточения ее внимания на оценке (вместо предмета). А с другой - сама система оценки ориентирует учителя на глубинную дифференциацию в системе предлагаемых учебных задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Основной организационной формой обучения в современной школе является урок.Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием.

   Урок имеет следующие особенности:

- Является завершенной и ограниченной  во времени частью учебного  процесса, во время которого решаются  определенные учебно-воспитательные  задачи;

-каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

-в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

-посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

- Является гибкой формой организации  обучения, которая позволяет использовать  различные методы, организовывать  фронтальную, групповую и индивидуальную  учебную деятельность учащихся;

- Совместная деятельность учителя  и учащихся, а также общение  большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для  сплочения коллектива детей;

- Способствует формированию познавательных  качеств личности (активности, самостоятельности,  интереса к знаниям), а также  умственному развитию учащихся.

    В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от признаков, взятых за основу. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы учащихся и др.. По этапам учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведения законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки.

    Наиболее удачной в современной теории и практике обучения является классификация, в основу которой положена дидактическая цель и ее место в общей системе уроков (Б. Есипов, М. Махмутов, В. Онищук). Находясь на одинаковых позициях, эти авторы предлагают разное количество типов уроков. По классификации В. Онищука различают следующие типы:

-урок усвоения новых знаний;

-урок формирования умений и навыков;

-урок применения знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок.

    Каждый тип урока имеет свою структуру, т.е. состав (из каких элементов или этапов состоит), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой).

В.Онищук ввел понятие микро- и макроструктуры урока. Макроэлементыопределяются задачами урока определенного типа. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапе.Интересными для теории и практики собственно нестандартные уроки, для которых характерно такое структурирование содержания и формы, которое вызывает прежде интерес у учащихся и способствует их оптимальному развитию и воспитанию.

    К ним относят:

Интегрированные уроки, на которых  материал нескольких тем подают блоками (В. Шаталов) межпредметные уроки, которые  ставят целью "спрессовать" родственный  материал нескольких предметов; театрализованные уроки, которые проводятся в пределах обязательных программ и отведенного  учебным планом времени. Они возбуждают интерес к обучению, опираясь преимущественно на образное мышление, фантазию, воображение учащихся.

Нестандартные уроки разрушают  застывшие штампы так называемых зунов (знания, умения, навыки). Структура новых типов уроков также отлична от традиционных.

Во время любого типа урока учитель  применяет различные виды учебной  работы: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную. Каждая форма этой работы имеет свою методику ее организации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Близнюк С.П. Роль  оценки в совершенствовании знаний,умений и навыков учеников. - К., 1993. - с.23-24.

2. Бондарь В.Современный урок: Учебно-воспитательная и развивающая концепция//Образование. - 2003. -№54. - с.5-6.

3. Выхруш В.О., Дубчак С.О. Интерактивность урока как фактор развития познавательной активности школьников . - 1996. - №4. - с.12-14.

4. Волкова Н.П.Педагогика. - К.: «Академия». - 2003.

5. Гусак Т.Нестандартные уроки: формирование ответственного отношения учеников к образованию// Родная школа. - 2000. - №9. - с.49-50.

6. Иванов С.В. Типы и структура уроков в школе- М., 1999.

7. Кондратюк О.П. Методы и формы организации обучения. - К.:Высшая школа. - 1998.

8. Купцова В.Создание урока: Педагогический опыт// Дивослово. - 1998. - №12. - с.25-27.

9. Махнутов Н.И. Современный  урок. - М.,2006.

10. Мойсеюк Н.ЕПедагогика.Учебное пособие. 3-е издание. - 2005. - 608с.

11. Нычкало Н.Г.Современный урок: взгляды на будущее// Начальная школа. - 1999. - №7. - с.58-59.

12. Онищук В.А. Урок в  современной школе. - М.,2006.

13. Печерская Е.П. Уроки разные и необчные// Родная школа. - 1995. - №4. - с.62-65.

14. Пошетун О., Пироженко  Л.Современный урок. - К.: Издатеьство А.С.К. - 2007.

 

15. Рябова З.В. Современный урок//. - 2008. - №4/80. - с.28-33.

16. Сухомлинский В.О. Сердце отдаю детям: В 5т.. - К., 1977. - Т.3. - с.220.

17. Ушинський К.Д. Родное лово: Книжка для тех, кто обучает: В 2т. - К., 1983. - Т.2. - с.290.

18. Фицула М.М. Педагогика. - К.: Академиздат. - 2003.

 


Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе