Урок как основная форма обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного предмета и соответственно,занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решают свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по мтодике.docx

— 78.26 Кб (Скачать документ)

б) Современные  требования к уроку

     Урок является типичным "узлом", в котором сочетаются и реализуются как идеи фундаментального, так и методы и приемы прикладного уровней педагогики. Здесь встречаются и сливаются оптимальные рекомендации теории и задачи и возможности профессиональных методик.Отсюда, думая об уроке в нашем случае - с концептуальной точки зрения, - должны выяснить, как на нем должны быть реализованы те дидактические принципы, которые возникают из нового социального заказа и о которых речь шла в предыдущем разделе. А, следовательно, - как должны действовать на уроке и принципы традиционные.Потому, собственно, для этого принципы и существуют.

        Современный урок из любого предмета должен быть личностно ориентированным (И. Д. Бех и др..). Это означает, что, готовя его, учитель должен прежде видеть не программу или учебник, которые надо правдами или неправдами "пройти", не свою деятельность в будущем уроке, а живых детей, где у каждого свои, только ему присущие, возможности, своих ближайших и далеко идущие цели. Поэтому и разные запросы к уроку. Первая обязанность учителя - удовлетворить именно эти запросы и требования. Отсюда - отказ "от вала", от доминирования фронтальных форм работы в классе, от одинаковых для всех учебных задач. Одновременно он должен выработать в себе толерантное отношение к возможностям каждого ребенка как профессиональное качество.

       Готовясь к уроку, учитель призван постоянно, на каждом его этапе обеспечивать реализацию триединой цели едукации - обучения, развития и воспитания. И вряд ли стоит ее формулировать как три отдельные задачи при определении целей урока. Ибо каждый урок (и постоянно) должен эти три фундаментальные задачи решать - не иначе как в единстве процесса едукации. Сквозь призму такого понимания (триединства цели) урок должен и строиться - "кирпичик к кирпичику", - и оцениваться.

     Как содержание обучения на уроке, так и вся конкретная деятельность учителя и учащихся должна обеспечивать состояние равновесия (гармонии) всех подсистем жизнедеятельности ребенка: труд души (участие чувств, далеко идущие намерения, высокие помыслы, нравственные поступки и т.п.); надлежащий уровень психического напряжения (участие разума , воли, стремлений и т.п.), возможность общения учителя и детей (с ним и между собой); нормальное физическое состояние и нормальную физическое поведение, в частности, сведение к минимуму очень вредного для здоровья "тихосидения".   Полноценная самостоятельная работа учащихся на уроке возможна лишь в условиях полного отсутствия страха, когда ребенок боится осуществлять поступок, чтобы не совершить ошибку, за которую учитель накажет ее плохой оценкой. Лишь удачное технологическое решение организации самостоятельной работы учащихся обеспечит им такое состояние свободы, чувство ответственности и партнерства по отношению к учителю. Понятно, что любовь к детям и гуманизм вообще играют здесь большую роль, но далеко не всегда решают проблему основательно.

    Принцип золотой середины предохраняет урок от крайностей - во всех его проявлениях. Даже требование перенос акцента на самостоятельную деятельность учащихся не должна преувеличиваться, а лишь обеспечить достижение определенного равновесия этой деятельности с фронтальными приемами, применяемых учителем. Так же требование либерализации в обучении и воспитании означает лишь преодоления авторитаризма, с сохранением при этом объективного руководства процессами и т.д..

    Структурной нормой современного урока является учебная задача, ибо только с ее помощью можно решить как проблемы обучения, развития и воспитания, так и задачи индивидуализации и еще много других важных задач. Построение урока, таким образом, предусматривает трансформацию когда-то усвоенных учителем знаний по специальности в цепь задач разного уровня, предназначенных для детей с разными возможностями. К решению такой задачи будущего учителя в педагогическом учебном заведении должно направить усвоения им педагогических технологий.Понятно, что при построении современного урока учитываются и все остальные (традиционные) принципы - в той части, в которой они не противоречат новому социальному заказу, и постольку, поскольку информация и ее усвоения касаются и современного урока. Потому не стоит, например, преуменьшать значение умных и неоспоримых требований научности, систематичности, связи с жизнью,иллюстрации и т.п. предлагаемой информации.

      Все высказанные выше требования к уроку носят теоретический характер. Профессиональные методики (профессиональные педагогические технологии) призваны воплотить их в конкретные рекомендации с ориентацией на конкретные учебные предметы.[18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Подготовка учителя к уроку

     Каждый урок должен быть для наставника задачей, к выполнению которой он стремится, обдумывая его заранее: каждому заданию необходимо чего-то достигнуть, сделать дальнейший шаг и заставить весь класс сделать этот шаг. . . К. Д. Ушинский.

    Подготовка урока - это выбор такой организации учебно-воспитательного процесса,который в данных конкретных условиях обеспечит конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяется три этапа, диагностика, прогнозирование, планирование. При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, уверенно владеет им, у него нет проблем с образовательными задачами.

    Диагностика сводится к уточнению всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, интересов и способностей, запросов и наклонностей, уровня подготовки, характера учебного материала, его особенностей, структуры урока, а также анализа всех затрат времени в учебном процессе - на актуализацию опорных знаний, усвоение нового материала, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Результатом диагностики должна быть диагностическая карта урока.

    Прогнозирование обеспечивает оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального.

     Планирование - завершающая стадия подготовки, в ходе которой создается план управления познавательной деятельностью учащихся. В плане молодого учителя должны отражаться следующие моменты:

- Дата проведения урока и  его номер по тематическому  плану:

-название темы урока и класса, в котором он проводится;

-цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся;

-структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени за ними;

-содержание учебного материала;

-методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

-учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

-домашнее задание.

   План-конспект должен быть подробным. Это требование выведено из практики: никому еще не удалось стать мастером без осмысления во всех подробностях организации урока, который должен проводиться.

  Готовясь к уроку учитель должен определить основные этапы его макрост-руктуры и микроструктуры, последовательность методов и приемов обучения, содержание и характер заданий для учащихся и способы управления учебно-познавательной деятельностью школьников.

   В подготовке к конкретному уроку есть необходимость придерживаться определенной последовательности, которая включает следующие компоненты:

1. Ознакомление с учебной программой, определение конкретной темы урока в системе и структуре учебной дисциплины.

2. Знакомство с  учебниками с точки зрения полноты раскрытия содержания темы в соответствии с требованиями программы.

3. Обработка методической литературы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в ходе обработки конкретного учебного материала.

4. Отбор и обработка дополнительного фактического материала темы занятия.

5. Подбор средств обучения: таблиц, схем, моделей, предметов, раздаточного материала.

6. Выбор оптимальных методов и приемов обучения:

а) определение типа и структуры урока;

б) мнимая режиссура структуры урока в целях, дидактических задач, возраста учащихся;

в) составление плана урока, в котором нужно предусмотреть определение темы, цели (дидактической, развивающей, воспитательной), выделение структурных компонентов согласно выбранного типа, фиксация содержания урока с достаточным методическим обеспечением.

    Опытный учитель, который имеет достаточную психолого-педагогическую, профессиональную и методическую подготовку, проходит эти этапы быстро. Но молодому учителю необходимо тщательно соблюдать предлагаемой технологии. Это обеспечит в будущем надежный фундамент для проявления профессионального мастерства.

     Непосредственная подготовка к уроку требует глубокого продумывания каждого его структурного элемента и может происходить в следующей последовательности:

а) формулирование цели и задач урока. Цель урока касается образовательных, развивающих воспитательных аспектов. Образовательная цель заключается в том, чтобы добиться прочного усвоения знаний, формирования практических умений и навыков по конкретному учебному материалу; развивающая - развивать речь, память, внимание, воображение мышление, наблюдательность, активность и самостоятельность учащихся, привить им способы познавательной деятельности и др.. ; Воспитательная - способствовать формированию научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств личности каждого школьника, воспитанию коллектива класса;

б) определение  объема и содержания учебного материала. Прорабатывая программу, учебник и пособия, определяют ведущие положения и идеи и практический материал для их раскрытия. Следует выделить внутрипредметные и межпредметные связи, подобрать новые факты, примеры для наполнения темы новым содержанием. Этот материал должен иметь надлежащий воспитательный потенциал, способствовать формированию навыков практической работы, развивать интересы и способности учащихся;

в) выбор форм организации обучения. Подобрав тип урока, следует поработать над рациональной его структурой, определить продолжительность каждого элемента. Важно продумать возможность сочетания на уроке фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы;

г) выбор методов  и приемов обучения. Речь идет о методах, которые будут использоваться на каждом этапе урока, их сочетание, взаимодополнение, исходя из потребностей максимальной познавательной деятельности учащихся. При этом следует учитывать: ведущие мотивы, интерес учащихся к предмету, отношение их к урокам учителя, уровень сформированности умения учиться, работоспособность, регулярность учебной работы, выполнение домашнего задания; активность на уроках, внимательность и дисциплинированность учащихся, их умение применять знания на практике ; способности, потенциальные возможности каждого;

г) наглядно-техническое  оснащение урока. Учитель определяет, какую наглядность или технические средства обучения и как они будут использованы на уроке;

д) определение  содержания и методики выполнения домашнего  задания. Объем домашнего задания должен быть таким, чтобы не перегружать учеников. Учитель должен продумать содержание инструктажа по его выполнению;

е) составление  плана-конспекта урока. Конечный результат подготовки учителя к уроку на основе тематического плана (с учетом его реальности при изучении темы). В нем указывают тему, цель и задачи урока, его тип и структуру - последовательность учебных ситуаций во время преподавания учебного материала и самостоятельной работы учащихся, перечень и место учебных демонстраций, время на каждый этап урока, необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия . 

 е) проверка готовности учителя к уроку. Определение мысленно степени владения содержанием учебного материала, методами и приемами его раскрытия. Следует обязательно предусмотреть трудности, которые могут возникнуть во время урока, и способы их преодоления;

ж) проверка готовности учащихся к уроку. Осуществляется на организационном этапе и во время проверки выполнения учащимися домашнего задания.[8]

Для успешного ежедневного  планирования необходимы: 1) учет того, какой материал является сложным для усвоения, с отдельными темами программы целесообразно иметь резервные часы за счет уплотнения доступной для учащихся информации; 2) хорошие знания учеников, чтобы представлять уровень их подготовленности к овладению программой курса; 3) осмысление внутрипредметных и межпредметных связей изучаемых явлений; 4) подбор учебного материала, что позволяет успешно формировать у учащихся мировоззрение, творческую активность и познавательную самостоятельность; 5) поиск и систематизация в материале программы информации, интересной для учеников, которая бы активизировала внимание, способствовала воспитанию волевых усилий; 6) продумывания системы использования наглядных пособий и дополнительной информации на каждом уроке, системы практических и лабораторных работ согласно требованиям учебных программ; 7) определение системы категорий и понятий, осмысление которых является основой для овладения материалом программы (усвоения категориального аппарата для осмысления и решения практических задач); 8) определение объема знаний и умений, которыми должны овладеть слабый, средний и сильный ученики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 4. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

   Формирование мотивации обучения. Говоря о "мотивации", "мотивах", обычно подразумевают те факторы, которые побуждают человека к деятельности.  Мотивация тесно связана с трактовкой целей учебно-воспитательного процесса. В этом плане очень важно не оценивать предметы только через призму узкопрактических интересов отдельных учащихся. 

Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе