Уровень эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание

Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.
Цель исследования: является выявление различий уровня эмоционального выгорания у средних медицинских работников со стажем 1 год, и со стажем работы 10 лет

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………….................7
1.1 Понятие «синдром эмоционального выгорания». Факторы синдрома эмоционального выгорания..………………………………………………………………………………..7
1.2 Стадии эмоционального выгорания…………………………………......................................16
1.3Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.………………………………………………………………………………………....................................25
1.4 Диагностика СЭВ, лечение и профилактика………………………………………….32
Выводы к главе 1………………………………………………………………………………………………36
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет…………………………………………………………………………………………………….. 37
2.1. Программа эмпирического исследования…………………………………………………37
2.2 Описание и анализ результатов …..……………………………………………………………39
2.3 Интерпретация результатов………………………………………………………………………......42
Выводы………………………………………………………………………………………………. .…45
Заключение…………………………………………………………………………………………....46
Список литературы…………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………………………………………….…48

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика курсовая.docx

— 145.48 Кб (Скачать документ)

Московский  Гуманитарно-Экономический институт

Тверской филиал

 

Кафедра: психологии

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

Студентки ПТ-431 учебной группы 4 курса факультета психологии

Ильиной И.В. специальность Психология

По учебной дисциплине: «Психодиагностика»

Тема: Уровень  эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год  и 10 лет.

 

 

Руководитель: Ахметова Д.Н.

Преподаватель кафедры психологии

 

 

 

 

 

Защищена:                                                       Оценка

«___» _________ 2012г                                _____________

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………….................7

    1.1 Понятие «синдром эмоционального выгорания». Факторы синдрома эмоционального выгорания..………………………………………………………………………………..7

    1.2 Стадии эмоционального выгорания…………………………………......................................16 

    1.3Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.………………………………………………………………………………………....................................25

    1.4 Диагностика  СЭВ, лечение и профилактика………………………………………….32

Выводы к главе 1………………………………………………………………………………………………36

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня  эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет…………………………………………………………………………………………………….. 37

    2.1. Программа эмпирического исследования…………………………………………………37

     2.2 Описание и анализ  результатов …..……………………………………………………………39

     2.3 Интерпретация результатов………………………………………………………………………......42

Выводы………………………………………………………………………………………………. .…45

Заключение…………………………………………………………………………………………....46

Список литературы…………………………………………………..47

Приложения……………………………………………………………………………………………………….…48

 

 

 

 

Введение

 

       На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

       Одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и "эмоциональное выгорание" среди профессионалов разных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.

       О влияния профессии на личность писали еще древние философы, но особенно часто эта проблема обсуждалась в конце 19 и начале 20 века. В последующем крупные психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, она периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной.

      Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов Б.Г. Ананьева; Е.А. Климова; А.К. Маркову; А.И. Папкина, К.К. Платонова; А.М. Столяренко и др.

      В профессиях типа "человек - человек" чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Среди них обнаружены и общие для всех профессий признаки: деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений.

К профессиональной деформации личности относится формирование у  специалистов синдрома эмоционального выгорания.

    Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения , под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как "приглушение" эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

       Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

    Цель исследования: является выявление различий уровня эмоционального выгорания у средних медицинских работников со стажем 1 год, и со стажем работы 10 лет.

    Объект исследования: медсестры со стажем работы 1 год, и со стажем работы 10 лет.

   Предмет исследования: уровень эмоционального выгорания у медсестер в начале профессиональной  деятельности и  в рассвете профессиональной деятельности.

Гипотеза: выраженность симптомов синдрома «эмоциональное выгорание» у медсестер со стажем работы 1 год и у медсестер со стажем работы 10 лет различается. У медсестер со стажем работы 10 лет будут в большей степени выражены такие показатели симптомов, как переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит. Фазы «напряжение» и «резистенция» у медсестер со стажем 10 лет находятся на стадии формирования, либо уже сформировались, в отличие от медсестер со стажем 1 год.

   Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Обзор и анализ современного состояния проблемы изучения синдрома эмоционального выгорания.(на основе данных научной литературы)
  2. Формирование исследовательской выборки и подбор методик.
  3. Диагностика синдрома эмоционального выгорания у медсестер со стажем работы 1 год и 10 лет.
  4. Статистический анализ полученных данных и их содержательная интерпретация.

  Описание базы исследования: исследование проводилось в МУЗ ЦГБ города Великие Луки.

В исследовании принимали  участие медсестры в общем  количестве 20 человек. Выборку составили  женщины : 10 человек - со стажем работы 1 год, и 10 человек – со стажем работы 10 лет.

   Методы и методики исследования:

В данном исследовании применялись  следующие методы:

1. Теоретический анализ  литературы

2. Сравнительный метод

3. Эмпирический метод

  - тестирование 

Для диагностики уровня эмоционального выгорания  применялась методика

"Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания"  В.В. Бойко .

4.Методы статистического  анализа.

    Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической главы,  эмпирической главы, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания.

1.1 Понятие «синдром эмоционального выгорания». Факторы синдрома эмоционального выгорания.

 
   Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

   Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

    В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".  
Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе - "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов. 

     Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр Френденбергер в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.                  Социальный психолог Маслач (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".

 

Факторы синдрома эмоционального выгорания

 

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.  
     Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

     В. Бойко указывает следующие личностные факторы: ряд внешних и внутренних факторов, предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание. К внешним факторам относят уровни материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Многие психологи отмечают доминирующую роль этих факторов в возникновении выгорания.

К внутренним факторам, обуславливающим  эмоциональное выгорание, относят  следующие факторы:

  1. Склонность к эмоциональной ригидности
  2. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.
  3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
  4. Нравственные дефекты и дезориентация личности.

К этому перечню можно  добавить факторы, выделенные Решетовой  Т.В.

  1. неэмоциональность или неумение общаться;
  2. алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), что всегда связано с тревогой;
  3. трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
  4. люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

 

Рассмотрим подробнее  данные факторы, влияющие на уровень  эмоционального выгорания у людей, помогающих профессий.

Влияние социально-демографических  характеристик на эффект выгорания  довольно подробно изучалось в зарубежной психологии. Из всех социально-демографических  характеристик наиболее тесную связь  с выгоранием имеет возраст, что  подтверждается многочисленными исследованиями. Обнаруживается наличие отрицательной  связи возраста и выгорания. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее - с редукцией профессиональных достижений.

Информация о работе Уровень эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет