Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:05, курсовая работа
Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.
Цель исследования: является выявление различий уровня эмоционального выгорания у средних медицинских работников со стажем 1 год, и со стажем работы 10 лет
Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………….................7
1.1 Понятие «синдром эмоционального выгорания». Факторы синдрома эмоционального выгорания..………………………………………………………………………………..7
1.2 Стадии эмоционального выгорания…………………………………......................................16
1.3Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.………………………………………………………………………………………....................................25
1.4 Диагностика СЭВ, лечение и профилактика………………………………………….32
Выводы к главе 1………………………………………………………………………………………………36
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет…………………………………………………………………………………………………….. 37
2.1. Программа эмпирического исследования…………………………………………………37
2.2 Описание и анализ результатов …..……………………………………………………………39
2.3 Интерпретация результатов………………………………………………………………………......42
Выводы………………………………………………………………………………………………. .…45
Заключение…………………………………………………………………………………………....46
Список литературы…………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………………………………………….…48
Выводы к главе 1
1. Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;
2. У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.
3. К факторам вызывающим эмоциональное выгорание относятся особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов, и содержательные аспекты деятельности.
4. Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо - эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В связи с этим профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ.
5. Развитию СЭВ у медицинских работников способствуют определенные личностные особенности - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет.
2.1. Программа эмпирического исследования
Цель исследования: является выявление различий уровня эмоционального выгорания у средних медицинских работников со стажем 1 год, и со стажем работы 10 лет.
Объект исследования: медсестры со стажем работы 1 год, и со стажем работы 10 лет.
Предмет исследования: уровень эмоционального выгорания у медсестер в начале профессиональной деятельности и в середине.
Гипотеза: выраженность симптомов синдрома «эмоциональное выгорание» у медсестер со стажем работы 1 год и у медсестер со стажем работы 10 лет различается. У медсестер со стажем работы 10 лет будут в большей степени выражены показатели таких симптомов, как переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит. Фазы «напряжение» и «резистенция» у медсестер со стажем 10 лет находятся на стадии формирования, либо уже сформировались, в отличие от медсестер со стажем 1 год.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Описание базы исследования: исследование проводилось в МУЗ ЦГБ города Великие Луки.
В исследовании принимали участие медсестры в общем количестве 20 человек. Выборку составили женщины : 10 человек - со стажем работы 1 год, и 10 человек – со стажем работы 10 лет.
Описание методики
Для диагностики уровня эмоционального выгорания применялась методика
"Методика диагностики
уровня эмоционального
Данная методика включает 3 шкалы:
1.Напряжение.
2.Резистенция.
3.Истощение.
Текст опросника и ключи
обработки приведены в
2.2 Описание и анализ результатов
Выраженность симптомов синдрома «эмоциональное выгорание» и показатели фаз развития стресса у медсестер со стажем работы 1 год и 10 лет представлены в таблице 1 и в таблице 2 Приложение 2.
Среднее значение выраженности симптомов синдрома «эмоциональное выгорание» у медсестер со стажем работы 1 год и со стажем работы 10 лет представлены на рисунке 1.
Симптомы синдрома «эмоциональное выгорание» у медсестер со стажем работы 1 год и 10 лет
Рисунок 1
У медсестер со стажем работы 10 лет среднее значение таких симптомов как, переживание психотравмирующих обстоятельств составляет 18,3 балла, неудовлетворенность собой- 13,1 балла, «загнанность в клетку» - 13,6, тревога и депрессия 11,5 , неадекватное эмоциональное избирательное реагирование составляет- 21,5, эмоционально-нравственная дезориентация -18,5, расширение сферы экономии эмоций -23,6 балла, редукция профессиональных обязанностей составляет 25,3 балла, эмоциональный дефицит- 36,5, эмоциональная отстраненность- 22,9, личностная отстраненность–21 балл, психосоматические и психовегетативные нарушения – 13,3 балла.
У медсестер со стажем работы 1 год среднее значение таких симптомов как, переживание психотравмирующих обстоятельств составляет 8,4 балла, неудовлетворенность собой- 6,4балла, «загнанность в клетку» -5,8, тревога и депрессия6,7, неадекватное эмоциональное избирательное реагирование составляет 17,1, эмоционально-нравственная дезориентация -4,4, расширение сферы экономии эмоций -9,1балла, редукция профессиональных обязанностей составляет 12,3балла, эмоциональный дефицит-8,4, эмоциональная отстраненность- 10,7 , личностная отстраненность –7баллов, психосоматические и психовегетативные нарушения – 7,4 балла.
На рисунке видно- у медсестер со стажем работы 10 лет преобладают такие симптомы синдрома «эмоциональное выгорание»- переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность.
Достоверность выявленных
различий оценивалась с
Средние значения выраженности каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания представлены на рисунке 2.
Фазы эмоционального выгорания у медсестер со стажем работы 1 год и 10 лет.
Рисунок 2
У медсестер со стажем работы
1 год среднее значение в
фазе синдрома эмоционального
выгорания – «истощение»
У медсестер со стажем работы
10 лет среднее значение в фазе
синдрома эмоционального
Из
рисунка видно, что показатели
всех трех фаз синдрома
Достоверность выявленных различий оценивалась с помощью U критерия Манна-Уитни.(приложение 3, таблица 4)
Итоговый
показатель синдрома «
Рисунок 3
Из рисунка также видно, что у среднего медперсонала со стажем работы 10 лет итоговый показатель значительно превышает показатель среднего медперсонала со стажем работы 1 год.
2.3 Интерпретация результатов
Гипотеза о том, что выраженность симптомов синдрома «эмоциональное выгорание» у медсестер со стажем работы 1 год и у медсестер со стажем работы 10 лет различается, подтвердилась.
Показатели симптомов синдрома
«эмоциональное выгорание» у
медсестер со стажем работы 10
лет в значительной степени
отличается от показателей
Из таблицы 2 приложение 2 можно говорить о том, что у среднего медперсонала со стажем работы 10 лет такие симптомы, как переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность это уже сложившиеся симптомы. Такие симптомы, как расширение сферы эмоций, редукция профессиональных обязанностей и эмоциональный дефицит это доминирующие симптомы во всем синдроме «эмоциональное выгорание». И лишь такие симптомы, как неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия и даже психосоматические и психовегетативные нарушения это складывающиеся симптомы.
Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Они — сторонники точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, а и тех, кто есть, ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят им тем же. Бывает, что они чувствуют свою отчужденность, когда окружающие не слишком жалуют их вниманием.
Они излишне агрессивны и при этом нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к другим.
Кроме того, они очень подвержены эмоциональным срывам, напряжениям и стрессам.
Это очень печально, ведь эти женщины переносят всю работы с собой домой, постоянно думают о ней, переживают и практически живут ею. Такой симптом, как расширение сферы эмоций очень плохо воздействует на медработников, потому что они, возможно, не хотят некоторое время после работы общаться с близкими и родственниками, не говоря уже о пациентах, которые ждут от медсестер заботы, сочувствия, сострадания и внимания, а они не могут этого дать. Такие люди становятся черствыми, холодными, раздражительными и постоянно усталыми. Очень страшно, что и такой симптом, как психосоматические и психовегетативные нарушения находятся на стадии формирования. Это уже чревато различными заболеваниями, вплоть до инфарктов, инсультов и других.
Из рисунка
2 можно увидеть, на сколько
каждая фаза сформировалась. Две
фазы-напряжение и резистенция-
Все это
очень не сложно объяснить-
профессия медсестры постоянно
требует общения с людьми, внимания
к людям, сочувствия. Кого-то надо
выслушать, кому-то помочь, кому-то
просто улыбнуться и все это
требует очень больших
Из приложения 2 таблица 1 можно говорить о том, что у среднего медперсонала со стажем работы 1 год такой симптом как, неадекватное эмоциональное избирательное реагирование уже сложившийся. Медсестры под настроение, избирательно могут реагировать на создавшиеся ситуации, захочет- улыбнется, захочет- накричит. Это в свою очередь вырабатывается защитный механизм личности. А такие симптомы как редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстраненность- складывающие симптомы. Остальные симптомы не сложившиеся, но возможно только пока не сложившиеся.
Из рисунка 2 мы можем увидеть,
что фаза резистенция
Но в
свою очередь не стоит
Выводы к главе 2.
По методике « Диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко было выявлено, что показатели всех симптомов у медсестер со стажем работы 10 лет выше показателей всех симптомов у медсестер со стажем работы 1 год.
Достоверность выявленных различий оценивалась с помощью U критерия Манна-Уитни(таблица 3).
Наибольшее различие в фазах напряжение, резистенция, истощение.
Достоверность выявленных различий
оценивалась с помощью U
Заключение
Исследовав эмоциональное выгорание медицинских работников, мы пришли к цели и доказали гипотезу о том, что медработники подвержены эмоциональному выгоранию.
Были составлены
гистограммы для наглядного доказательства
гипотезы.
Эмоциональное выгорание представляет
собой дезадаптационное явление, которое
характеризуется потерей личностью интереса
к предмету и продукту своей деятельности,
чувством внутренней опустошенности,
нарушениями межличностного взаимодействия
в широком контексте социальных ситуаций.
Данное явление возникает в тех случаях,
когда профессионал не может в пределах
своих личностных ресурсов справиться
с многочисленными организационными стрессорами.
Эмоциональное выгорание
предполагает риск развития у профессионала
невротических реакций и психосоматических
расстройств, что позволяет рассматривать
его как феномен, находящийся на границе
«психической нормы» и «психической патологии»
и представляющий собой крайний вариант
нормы.