Уровень эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание

Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.
Цель исследования: является выявление различий уровня эмоционального выгорания у средних медицинских работников со стажем 1 год, и со стажем работы 10 лет

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………….................7
1.1 Понятие «синдром эмоционального выгорания». Факторы синдрома эмоционального выгорания..………………………………………………………………………………..7
1.2 Стадии эмоционального выгорания…………………………………......................................16
1.3Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.………………………………………………………………………………………....................................25
1.4 Диагностика СЭВ, лечение и профилактика………………………………………….32
Выводы к главе 1………………………………………………………………………………………………36
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет…………………………………………………………………………………………………….. 37
2.1. Программа эмпирического исследования…………………………………………………37
2.2 Описание и анализ результатов …..……………………………………………………………39
2.3 Интерпретация результатов………………………………………………………………………......42
Выводы………………………………………………………………………………………………. .…45
Заключение…………………………………………………………………………………………....46
Список литературы…………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………………………………………….…48

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика курсовая.docx

— 145.48 Кб (Скачать документ)

Взаимоотношения между полом  и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что  мужчины в большей степени  подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям.

Риск подвергнуться выгоранию  зависит от того, насколько выполняемые  работниками функции соответствуют  их поло-ролевой ориентации. Так, установлено, что мужчины более чувствительными  к воздействию стрессоров в тех  ситуациях, которые требуют от них  демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская  отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины  оказались более чувствительны  к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требуют  от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения.

     В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей. Исследование взаимоотношений между полом и выгоранием представляется довольно важным, особенно для тех профессий, где велика доля женского труда (учитель, средний медицинский персонал, работники детских лечебно-воспитательных учреждений).

      Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием довольно противоречивы. В большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляционных связей между указанными переменными, и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними.

      Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием - важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считают, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды.

 
     Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно - низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

     Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и "локусом контроля". Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляция между внешним "локусом контроля" и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией.

    В ряде исследований обнаружена отрицательная корреляция между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, низкая самооценка хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания.

     Близким к исследованию этих взаимосвязей является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - с чувством групповой сплоченности. 

 

     Организационный фактор. Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания.

   Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друга другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.

     Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений.

 

    Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе "руководитель - подчиненный", так и между коллегами.

        Наиболее тесные корреляции обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.

      Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина - личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особо важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению выгорания.

     Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует остановиться на подходе К. Mаслач и М. Лейтер. Он основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания.

     Основная идея подхода, предложенного К. Mаслач и М. Лейтер, заключается в том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Ими выделено шесть сфер такого несоответствия:

1. Несоответствие между  требованиями, предъявляемыми к  работнику, и его ресурсами.  Основным является предъявление  повышенных требований к личности  и ее возможностям. Выгорание  может привести к ухудшению  качества работы и разрыву  взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между  стремлением работников иметь  большую степень самостоятельности  в своей работе, определять способы  достижения тех результатов, за  которые они несут ответственность,  и жесткой и нерациональной  политикой администрации в организации  рабочей активности и контролем  за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности  своей деятельности и отсутствие  ответственности за нее.

3. Несоответствие работы  и личности ввиду отсутствия  вознаграждения, что переживается  работником как непризнание его  труда.

4. Несоответствие личности  и работы ввиду потери чувства  положительного взаимодействия  с другими людьми в рабочей  среде. Люди процветают в сообществе  и лучше функционируют, когда  они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение  от тех людей, которых они  любят и уважают. К сожалению,  в некоторых видах деятельности  работники изолированы друг от  друга или имеют формальные  социальные контакты. Однако наиболее  деструктивным элементом в обществе  являются постоянные и нерешаемые  конфликты между людьми. Они продуцируют  постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

5. Несоответствие между  личностью и работой может  возникнуть при отсутствии представления  о справедливости на работе. Справедливость  обеспечивает признание и закрепление  самоценности работника.

6. Несоответствие между  этическими принципами и принципами  личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить  кого-то в заблуждение, говорить  что-то, не соответствующее действительности  и т.п. 

    Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению.

    Таким образом, развитие синдрома эмоционального выгорания связано как с внешними факторами окружающей среды и организацией деятельности, так и с особенностями личности человека, подверженного воздействию внешних факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Стадии эмоционального выгорания.

 
    В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания. 

    Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. 

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. 

 
2. Вторая стадия («недостаток  топлива»). Появляются усталость,  апатия, могут возникнуть проблемы  со сном. При отсутствии дополнительной  мотивации и стимулирования у  работника теряется интерес к  своему труду или исчезают  привлекательность работы в данной  организации и продуктивность  его деятельности. Возможны нарушения  трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных  обязанностей. В случае высокой  мотивации работник может продолжать  гореть, подпитываясь внутренними  ресурсами, но в ущерб своему  здоровью. 

 
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит  к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность  заболеваниям, а также к психологическим  переживаниям — хронической раздражительности,  обостренной злобе или чувству  подавленности, «загнанности в  угол». Постоянное переживание  нехватки времени (синдром менеджера). 

 
4. Четвертая стадия (кризис). Как  правило, развиваются хронические  заболевания, в результате чего  человек частично или полностью  теряет работоспособность. Усиливаются  переживания неудовлетворенности  собственной эффективностью и  качеством жизни. 

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. 

 
Синдром эмоционального выгорания (по В.В. Бойко) можно условно  разбить на три фазы:

 

     I фаза – напряжение психологических защит личности 
Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода.

Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты  личности, прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.

    Наиболее  часто встречающиеся симптомы  фазы напряжение:

   Симптом переживания психотравмирующих  обстоятельств. Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации

приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

   Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности.

      Симптомы  «загнанности в клетку». Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей деятельности. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подклю-

Информация о работе Уровень эмоционального выгорания у среднего медперсонала со стажем работы 1 год и 10 лет