Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:51, курсовая работа
Цель: Выяснить особенности влияния современных компьютерных технологий на коммуникабельность учащихся.
Задачи: 1) На основе теоретического анализа выявить степень изученности проблемы влияния компьютерных технологий на коммуникабельность подростков;
2)Обосновать выбор методик для диагностики общительность среди школьников;
3)Исследовать и проанализировать влияние компьютерных технологий на общение подростков интенсивно и неинтенсивно использующими компьютер.
Введение ……………………………………………………..……………….. 3
1. Коммуникабельность. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Особенности общения школьников различных возрастных групп.
1.1 Коммуникабельность, ее сущность, цели и функции …………… ….…..5
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса…………………....…12
1.3 Особенности общения школьника в начальной школе…………………18
1.4 Особенности общения старшеклассника ……………………………..... 21
2. Компьютерные игры как форма деятельности. Их специфика и психологические классификация. Феномен игровой деятельности в интернете.
2.1 Игра. Общее понятие, определение, особенности ………………..……26
2.2 Ролевые компьютерные игры. Психологическая классификация компьютерных игр. …………………………………………..………. ……..28
2.3 Наблюдаемые феномены игровой деятельности в Интернете (стили игровой деятельности, сохранение идентичности, Я-концепция и т.д.) ….34
3. Исследование влияния компьютерных игр на общение школьников………………. ……………… …………………………………..38
4. Заключение………………………………………………………………….47
5. Библиография (Список использованной литературы) ……….. ……….49
6. Приложения ……………………………………………………... ……….51
Различия в пониманиях начальников и подчиненных своего должностного положения неминуемо усугубляют отсутствие коммуникации между начальниками и подчиненными.
Вот как можно представить модель передачи информации:
Один из участников процесса коммуникации располагает определенной информацией, которую он намерен передать принимающему. Для того чтобы передать информацию, он должен закодировать информацию с помощью какого-либо языка. Язык - это система знаков, сигналов или кодов, которая на основе определенных правил заменяет одно значение другим.
После того, как сообщение закодировано, его необходимо передать принимающему каким-либо образом или через какие-то каналы связи. По получению сообщения от отправителя по каналу связи, принимающий должен раскодировать его для того, чтобы понять смысл. Принимающий воспринимает сообщения различным способами, а его ответ может быть устным, письменным или просто эмоциональным. Это ответное действие - реакция воспринимается трансмиттером в виде ответной связи и это завершает процесс. Обратная связь может быть направлена к началу другой коммуникации, в которой процесс повторится.
Поскольку целью
является по возможности эффективная
коммуникация, и поскольку при
этом возникают помехи, препятствующие
процессу коммуникации, специалист должен
при проектировании в работе коммуникационной
системы стараться
Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась – на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашнее задание, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой
доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя.
Необходимое воздержание от импульсивных ситуативных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких – ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с
игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к 3-4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.
Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока
бессознательно отрывает от себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.
Реально в человеческих отношениях можно различать следующие типы поведения в ситуации фрустрации:
1) активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению
фрустрации тип поведения – адаптивный;
2) активно включаемый, неадеватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения – адекватная форма социального нормативного реагирования;
3) активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования;
4) активно включаемый. Адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования;
5) пассивный, не включаемый тип поведения – неразвитая, неадекватная форма социального реагирования.
При активно включаемом лояльном типе общения ребенок ищет речевые и
эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений. Если того требует ситуация и ребенок действительно был не прав, он извиняется, но с уважением смотрит в глаза оппоненту и выражает готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений.
При активно включаемом адекватно нелояльном, агрессивном типе общения ребенок совершает эмоциональный речевой или действительный вклад в ответ на агрессию со стороны другого. Он может использовать открытые ругательства или давать отпор словами типа «Сам дурак!»
При активно включаемом адекватном нелояльном, игнорирующем типе общения ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии. При пассивном не включенном типе поведения никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе.
Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока.
Отличительная
особенность детей
социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной пользой для их воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить 3 вещи:
каковы потребности детей, побуждающие их к общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые можно решить с помощью такого общения; каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач.
Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут
оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо чтобы они как можно
больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующие группировки детей были на виду у взрослых, но не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а стой целью, чтобы психологически и педагогически умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние. Такие группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения воспитательных задач. Взрослые, время от времени включающие в общение с детьми могут принести им ощутимую пользу. Ребенок этого возраста на самом деле очень нуждается в помощи взрослых, хотя сами могут этого
осознавать, более того – не стремиться и не искать этой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают. Доминанте юношеского типа общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения – исповедного. Юношескому типу свойственны все остальные виды диалога – информационный, дискуссионный. Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска в наличии дружеского общения со сверстниками своего
и противоположного полов. В старших классах дружеское общение становится типичным. Лишь 13 % юношей и 24 % девушек, заполняя опросный лист, указывают, что у них нет близких друзей своего пола. Друзья противоположного пола есть у 43 % юношей и 58 % девушек. Старшеклассники одновременно могут входить в несколько групп: небольшую приятельскую (5-6 человек), большую компанию (12-15
человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержание общения этих групп не совпадает. Содержание общения старшеклассников совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности и привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников.
Круг общения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. Общения между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер. Общение между юношами и девушками на товарищеском уровне происходит главным образом в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Содержание этого общения, его интенсивность определяется во многом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации.
Приятельское общение может складываться и за пределами коллектива. Оно
основывается на избирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различных коллективах не одинакова: в одних – ее практически нет, в других –она очень интенсивна. Включенное наблюдение показало, что оно связано либо с содержанием жизнедеятельности коллектива, либо со спецификой состава класса и внешкольных связей учащихся. Приятельское общение порой возникает как эпидемия: стоит в классе или в группе появиться такому общению у лидера или привлекательного члена коллектива, как приятельскому общению начинают стремиться и другие члены класс, группы. Около 13 % старшеклассников почти не общаются со сверстниками противоположного пола. Объясняется это по-разному: отсутствием интереса (в силу уровня развития), не достатком
активности, не уверенностью в успехе. Одновременно выделяется группа
старшеклассников, которая общается только со сверстниками другого пола. Чаще всего это юноши и девушки, у которых не сложилось общение со сверстниками своего пола. Не большое число старшеклассников (около 3 %) общаются с ребятами моложе себя. Среди друзей своего пола юноши называют 3 % ребят младших по возрасту, девушки – 2 % . Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Круг общения старшеклассников расширяется и за счет включения в него взрослых людей. Стремление к общению со взрослыми свойственно уже 70 % старшеклассников, при этом особенно растет необходимость общения с родителями. Около трети юношей и девушек хотели бы иметь больше
Информация о работе Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников