Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:51, курсовая работа
Цель: Выяснить особенности влияния современных компьютерных технологий на коммуникабельность учащихся.
Задачи: 1) На основе теоретического анализа выявить степень изученности проблемы влияния компьютерных технологий на коммуникабельность подростков;
2)Обосновать выбор методик для диагностики общительность среди школьников;
3)Исследовать и проанализировать влияние компьютерных технологий на общение подростков интенсивно и неинтенсивно использующими компьютер.
Введение ……………………………………………………..……………….. 3
1. Коммуникабельность. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Особенности общения школьников различных возрастных групп.
1.1 Коммуникабельность, ее сущность, цели и функции …………… ….…..5
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса…………………....…12
1.3 Особенности общения школьника в начальной школе…………………18
1.4 Особенности общения старшеклассника ……………………………..... 21
2. Компьютерные игры как форма деятельности. Их специфика и психологические классификация. Феномен игровой деятельности в интернете.
2.1 Игра. Общее понятие, определение, особенности ………………..……26
2.2 Ролевые компьютерные игры. Психологическая классификация компьютерных игр. …………………………………………..………. ……..28
2.3 Наблюдаемые феномены игровой деятельности в Интернете (стили игровой деятельности, сохранение идентичности, Я-концепция и т.д.) ….34
3. Исследование влияния компьютерных игр на общение школьников………………. ……………… …………………………………..38
4. Заключение………………………………………………………………….47
5. Библиография (Список использованной литературы) ……….. ……….49
6. Приложения ……………………………………………………... ……….51
Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 8 до 16 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 11-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки.
Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 11-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в начальной, и в старшей школах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.
Второй блок анкеты определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.
Так 84 опрашиваемых детей и подростков (100%) имеют компьютер, из них 63% приобрели компьютер от 2 лет назад; 32% - от 1 года до 2 лет назад; 5% - от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 - 6 лет назад.
Также выяснилось, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36% - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19% - до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.
С постоянным развитием
компьютерных технологий растут и возможности
компьютера. Современный компьютер
сейчас может использоваться не только
для того, чтобы проводить обработку
текстов при написании
Мы получили следующие данные: 58% мальчиков 11-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 24% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 18% – для того, чтобы общаться через Интернет.
Относительно мальчиков – подростков 14-16 лет мы получили следующие данные: 39% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 32% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 26% для того, чтобы общаться через Интернет.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мальчики 11-13 и лет главной целью приобретения компьютера считают игры в компьютерные игры. Подростки 14-16 лет на первый план выносят такую цель приобретения компьютера, как выполнение докладов, рефератов по учебе, это говорит о том, что мальчики этого возраста большое внимание уделяют учебе.
Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса мы получили следующую картину. 42% девочек 11-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 36% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% - для того, чтобы общаться через Интернет. Мы видим, что девочки и мальчики 11-13 лет приоритетной целью приобретения компьютера отмечают такую цель, как игра в компьютерные игры.
Девочки 14-16 лет практически не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к. главной целью приобретения компьютера 38% девочек также считают – выполнение докладов, рефератов по учебе; 27% девочек компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры и общаться через Интернет. Также 8% девочек отмечают такие цели, как: просмотр фильмов на компьютере и прослушивание музыки.
Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же.
Вторая анкета была разработана для реализации собственного исследования учащихся (см. Приложение 2):
После обработки анкет выяснилось, что начали играть в компьютерные игры в возрасте до 10 лет 56% респондентов, в возрасте от 11 до 14 лет – 9%, с 15 лет – 4%.
Также выяснилось, что больше всего времени за игрой в компьютерные игры проводят юноши - от 1 до 7 часов в день. Зато 9 девушек вообще не играют в компьютерные игры, остальные девушки играют от 15 мин. до 4-х часов в день.
На вопрос: «Какой вред здоровью приносит чрезмерное увлечение компьютерными играми?», 49% учащихся ответили, что «портит зрение», 7% - «нарушает осанку», 24% - «просто вредит», 4% - «не знаю» и 16% - «не вредит».
На вопрос о том, что думают родители о вреде компьютерных игр, родители 26% учеников думают, что «портит зрение», 5% - «нарушает осанку», 49% - «просто вредит», 4% - «не вредит» 16% учеников не знают мнения своих родителей.
На вопрос: «Чем опасны компьютерные игры?», 68% респондентов отметили, что может развиться психологическая зависимость, 15%, что компьютерные игры прививают жестокость, 4% считают, что они являются рассадниками компьютерных вирусов, 7% не знают и 6% не видят никакой опасности.
На вопрос: «Приносят ли компьютерные игры пользу?», 62% ответили «да», 29% - «нет», 9% - «не знаю».
Учащиеся, которые ответили «да» отмечают, что компьютерные игры развивают: глазомер, внимательность, интуицию, воображение, развлекают, способствуют запоминаю клавиш на клавиатуре, тренируют пальцы.
Анализ результатов
В ходе своих
исследований мы выяснили, что негативные
воздействия от компьютерных игр
делятся на две составляющих: вред
от компьютерного излучения, приводящий
к проблемам со зрением, проблемам
в работе центральной нервной
и сердечнососудистой системы, заболеваниям
мышц и суставов и вред, приводящий
людей к психологической
Таким образом, чего больше, вреда или пользы, принесут компьютерные игры человеку, зависит только от него самого.
Из анкет узнали,
что большинство учащихся нашей школы
знают о вреде чрезмерного увлечения компьютерными
играми, но все равно продолжают очень
много играть. А для некоторых это увлечение
уже стало образом жизни. Чрезмерному
увлечению компьютерными играми также
способствует слабый контроль со стороны
родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зависимость от компьютера проявляется быстрее, чем другие традиционные зависимости: курение, наркомания, алкоголизм. По данным научных исследований, в среднем для человека требуется от 0,5 до 1 года для возникновения устойчивой компьютерной зависимости.
Тем не менее, сейчас нельзя однозначно сказать, есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной зависимости в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени, необходимого на развитие и образование, исключая его из активного социального процесса; с другой стороны зависимость от компьютерных игр — это, как правило, явление временное, преходящее.
Компьютерная зависимость тем и отличается от курения, употребления алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми, что в какой-то момент времени наступает пресыщение компьютером. Далее человек либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни.
К сожалению, данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что очень сложно определить, в какой
период у зависимого человека наступает момент пресыщения компьютерными играми. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать все упущенное? Не потеряет ли он свой социальный статус (например, за неуспеваемость ему может грозить отчисление из школы)?
Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у учащегося вуза Не исключено, что ребенку быстрее надоест однообразие экрана по сравнению с бесконечностью возможностей и не открытых еще моментов реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка уже к тому моменту не будет повреждена.
С другой стороны, полностью ограждать ребенка от компьютера — это непозволительная ошибка, поскольку компьютер это неотъемлемая часть будущего, в котором ему предстоит жить. Полное ограждение ребенка от компьютера – это ущемление его прав и помещение его в неравные условия с теми детьми, которым компьютер доступен.
Как же тогда поступать родителям? Вероятно им лучше придерживаться стратегии «золотой середины» - дозировать время общения ребенка с компьютером и контролировать этот процесс.
На практике важно показать ребенку, что существует много интересных развлечений помимо компьютера - прогулки и общение с друзьями, занятия спортом, искусство и многое другое – которые тренируют тело и занимаются психическим развитием ребенка.
Виртуальная
реальность – это не настоящая
жизнь, это ее отражение. Нет смысла
игнорировать возможности, которые
нам дает компьютер, но и ими нельзя
заменять активные действия в реальном
мире.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. — М.1997.
2. Ахрямкина, Т. А, Матасова, И. Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. - Самара, 2005. — С 17-23.
3. Байярд, Р. Т., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М., 1991.
4. Бурлаков, И. Психология компьютерных игр // Наука и жизнь. — 1999. — № 5, 6, 8, 9.
5. Бурлачук,Л. Ф., Морозов, С М. Словарь-справочник по психодиагностике.— СПб,1999.
6. Варашкевич, С. А. История конверсии компьютерной игры.- М.: ИП РАН, 1997.
7. Вачков, В. И. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 1999.
8. Змановская, Б. В. Девионтология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие 2-е изд., испр. — М: Академия, 2004. — 288 с.
9. Иванов, М С. Влияние ролевых компьютерных игр на
формирование психологической зависимости человека от компьютера - Интернет-ресурс.
10. Иванов, М С. Психологические аспекты негативного
влияния компьютерной зависимости на личность человека - Интернет-ресурс.
11. Игры — обучение, тренинг, досуг… / под ред. В. В. Петрусинского. — М: Новая школа,1994. — 368 с.
12. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Жизненные ловушки зависимости и независимости. — СПб.: Речь, 2002 — С. 6 — 16.
13. Короленко, Ц П., Дмитриева, Н В. Стратегии коррекции независимости. — Новосибирск: НГПУ, 2002.
14. Лидин, К. Л Компьютерная аддикция // Социальная профилактика и здоровье.— 2003.— № 6.— С.38-47.
15. Микляева, А. В. Л — подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). — СПб.: Речь, 2003.— С. 119.
16. Мгиитегза, А. В. Я — подросток Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). — СПб: Речь, 2003. С. 118
17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие / под. ред. Д. Я. Райгородского — Самара, 1998.
18. Практическая психология в образовании / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.
Информация о работе Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников