Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:51, курсовая работа

Описание

Цель: Выяснить особенности влияния современных компьютерных технологий на коммуникабельность учащихся.
Задачи: 1) На основе теоретического анализа выявить степень изученности проблемы влияния компьютерных технологий на коммуникабельность подростков;
2)Обосновать выбор методик для диагностики общительность среди школьников;
3)Исследовать и проанализировать влияние компьютерных технологий на общение подростков интенсивно и неинтенсивно использующими компьютер.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……………….. 3
1. Коммуникабельность. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Особенности общения школьников различных возрастных групп.
1.1 Коммуникабельность, ее сущность, цели и функции …………… ….…..5
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса…………………....…12
1.3 Особенности общения школьника в начальной школе…………………18
1.4 Особенности общения старшеклассника ……………………………..... 21
2. Компьютерные игры как форма деятельности. Их специфика и психологические классификация. Феномен игровой деятельности в интернете.
2.1 Игра. Общее понятие, определение, особенности ………………..……26
2.2 Ролевые компьютерные игры. Психологическая классификация компьютерных игр. …………………………………………..………. ……..28
2.3 Наблюдаемые феномены игровой деятельности в Интернете (стили игровой деятельности, сохранение идентичности, Я-концепция и т.д.) ….34
3. Исследование влияния компьютерных игр на общение школьников………………. ……………… …………………………………..38
4. Заключение………………………………………………………………….47
5. Библиография (Список использованной литературы) ……….. ……….49
6. Приложения ……………………………………………………... ……….51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников.docx

— 97.65 Кб (Скачать документ)
 

Из представленных в таблице данных мы видим, что  наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 8 до 16 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 11-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки.

Определив общую  структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 11-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в начальной, и в старшей школах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.

Второй блок анкеты определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.

Так 84 опрашиваемых детей и подростков (100%) имеют компьютер, из них 63% приобрели компьютер от 2 лет назад; 32% - от 1 года до 2 лет назад; 5% - от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 - 6 лет назад.

Также выяснилось, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36% - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19% - до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

С постоянным развитием  компьютерных технологий растут и возможности  компьютера. Современный компьютер  сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку  текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических  программ, также современный компьютер  выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое. В ходе проведения анкеты определились цели приобретения компьютера мальчиков и девочек 12-17 лет. При определении целей учитывались возрастные и гендерные различия.

Мы получили следующие данные: 58% мальчиков 11-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 24% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 18% – для того, чтобы общаться через Интернет.

Относительно  мальчиков – подростков 14-16 лет мы получили следующие данные: 39% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 32% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 26% для того, чтобы общаться через Интернет.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мальчики 11-13 и лет главной целью приобретения компьютера считают игры в компьютерные игры. Подростки 14-16 лет на первый план выносят такую цель приобретения компьютера, как выполнение докладов, рефератов по учебе, это говорит о том, что мальчики этого возраста большое внимание уделяют учебе.

Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса мы получили следующую  картину. 42% девочек 11-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 36% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% - для того, чтобы общаться через Интернет. Мы видим, что девочки и мальчики 11-13 лет приоритетной целью приобретения компьютера отмечают такую цель, как игра в компьютерные игры.

Девочки 14-16 лет практически не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к. главной целью приобретения компьютера 38% девочек также считают – выполнение докладов, рефератов по учебе; 27% девочек компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры и общаться через Интернет. Также 8% девочек отмечают такие цели, как: просмотр фильмов на компьютере и прослушивание музыки.

Из всех полученных данных можно сделать вывод о  том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и  той же возрастной категории выбирают одни и те же.

Вторая анкета была разработана для реализации собственного исследования учащихся (см. Приложение 2):

После обработки  анкет выяснилось, что начали играть в компьютерные игры в возрасте до 10 лет 56% респондентов, в возрасте от 11 до 14 лет – 9%, с 15 лет – 4%.

Также выяснилось, что больше всего времени за игрой в компьютерные игры проводят юноши - от 1 до 7 часов в день. Зато 9 девушек вообще не играют в компьютерные игры, остальные девушки играют от 15 мин. до 4-х часов в день.

На вопрос: «Какой вред здоровью приносит чрезмерное увлечение  компьютерными играми?», 49% учащихся ответили, что «портит зрение», 7% - «нарушает осанку», 24% - «просто вредит», 4% - «не знаю» и 16% - «не вредит».

На вопрос о  том, что думают родители о вреде  компьютерных игр, родители 26% учеников думают, что «портит зрение», 5% - «нарушает осанку», 49% - «просто вредит», 4% - «не вредит» 16% учеников не знают мнения своих родителей.

На вопрос: «Чем опасны компьютерные игры?», 68% респондентов отметили, что может развиться  психологическая зависимость, 15%, что  компьютерные игры прививают жестокость, 4% считают, что они являются рассадниками компьютерных вирусов, 7% не знают и 6% не видят никакой опасности.

На вопрос: «Приносят ли компьютерные игры пользу?», 62% ответили «да», 29% - «нет», 9% - «не знаю».

Учащиеся, которые ответили «да» отмечают, что компьютерные игры развивают: глазомер, внимательность, интуицию, воображение, развлекают, способствуют запоминаю клавиш на клавиатуре, тренируют пальцы.

Анализ результатов

В ходе своих  исследований мы выяснили, что негативные воздействия от компьютерных игр  делятся на две составляющих: вред от компьютерного излучения, приводящий к проблемам со зрением, проблемам  в работе центральной нервной  и сердечнососудистой системы, заболеваниям мышц и суставов и вред, приводящий людей к психологической зависимости. Но, если соблюдать санитарные нормы, делать перерывы с выполнением различных упражнений и разминок, выбирать игры соответствующих типологий (особенно не увлекаться ролевыми играми), то увлечение компьютерными играми может принести только пользу. Конкретная польза от компьютерных игр заключается в том, что они учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений, являются важным средством обучения. Кроме того, компьютерные игры в качестве тренажеров, используются для тренировки спортсменов.

Таким образом, чего больше, вреда или пользы, принесут компьютерные игры человеку, зависит  только от него самого.

Из анкет узнали, что большинство учащихся нашей школы знают о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми, но все равно продолжают очень много играть. А для некоторых это увлечение уже стало образом жизни. Чрезмерному увлечению компьютерными играми также способствует слабый контроль со стороны родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зависимость от компьютера проявляется быстрее, чем другие традиционные зависимости: курение, наркомания, алкоголизм. По данным научных исследований, в среднем для человека требуется от 0,5 до 1 года для возникновения устойчивой компьютерной зависимости.

  Тем не менее, сейчас нельзя однозначно сказать, есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной зависимости в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени, необходимого на развитие и образование, исключая его из активного социального процесса; с другой стороны зависимость от компьютерных игр — это, как правило, явление временное, преходящее.

Компьютерная  зависимость тем и отличается от курения, употребления алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми, что в какой-то момент времени наступает пресыщение компьютером. Далее человек либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни.

  К сожалению, данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что очень сложно определить, в какой

период  у зависимого человека наступает момент пресыщения компьютерными играми. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать все упущенное? Не потеряет ли он свой социальный статус (например, за неуспеваемость ему может грозить отчисление из школы)?

  Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у учащегося вуза Не исключено, что ребенку быстрее надоест однообразие экрана по сравнению с бесконечностью возможностей и не открытых еще моментов реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка уже к тому моменту не будет повреждена.

  С другой стороны, полностью ограждать ребенка от компьютера — это непозволительная ошибка, поскольку компьютер это неотъемлемая часть будущего, в котором ему предстоит жить. Полное ограждение ребенка от компьютера – это ущемление его прав и помещение его в неравные условия с теми детьми, которым компьютер доступен.

  Как же тогда поступать родителям? Вероятно им лучше придерживаться стратегии  «золотой середины» - дозировать время  общения ребенка с компьютером  и контролировать этот процесс.

  На  практике важно показать ребенку, что  существует много интересных развлечений  помимо компьютера  - прогулки и общение  с друзьями, занятия спортом, искусство  и многое другое – которые тренируют  тело и занимаются психическим развитием  ребенка.

  Виртуальная реальность – это не настоящая  жизнь, это ее отражение. Нет смысла игнорировать возможности, которые  нам дает компьютер, но и ими нельзя заменять активные действия в реальном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. — М.1997.

  2. Ахрямкина, Т. А, Матасова, И. Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. - Самара, 2005. — С 17-23.

  3. Байярд, Р. Т., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М., 1991.

  4. Бурлаков, И. Психология компьютерных игр // Наука и жизнь. — 1999. — № 5, 6, 8, 9.

  5. Бурлачук,Л. Ф., Морозов, С М. Словарь-справочник по психодиагностике.— СПб,1999.

  6. Варашкевич, С. А. История конверсии компьютерной игры.- М.: ИП РАН, 1997.

  7. Вачков, В. И. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 1999.

  8. Змановская, Б. В. Девионтология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие 2-е изд., испр. — М: Академия, 2004. — 288 с.

  9. Иванов, М С. Влияние ролевых компьютерных игр на

формирование психологической зависимости человека от компьютера - Интернет-ресурс.

  10. Иванов, М С. Психологические аспекты негативного

влияния компьютерной зависимости на личность человека - Интернет-ресурс.

  11. Игры — обучение, тренинг, досуг… / под ред. В. В. Петрусинского. — М: Новая школа,1994. — 368 с.

  12. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Жизненные ловушки зависимости и независимости. — СПб.: Речь, 2002 — С. 6 — 16.

  13. Короленко, Ц П., Дмитриева, Н В. Стратегии коррекции независимости. — Новосибирск: НГПУ, 2002.

  14. Лидин, К. Л Компьютерная аддикция // Социальная профилактика и здоровье.— 2003.— № 6.— С.38-47.

  15. Микляева, А. В. Л — подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). — СПб.: Речь, 2003.— С. 119.

  16. Мгиитегза, А. В. Я — подросток Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). — СПб: Речь, 2003. С. 118

  17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие / под. ред. Д. Я. Райгородского — Самара, 1998.

  18. Практическая психология в образовании / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.

Информация о работе Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников