Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.
Введение ……………………………......……..3
I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6
1.1 Понятие малой группы..... 6
1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14
1.3 Психологические особенности подростка..... 19
1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27
II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе………………………………..31
2.1 Описание процедуры проведения исследования………..........................…31
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………33
Заключение. …….40
Список литературы 41
Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества. Когда мы говорим о ранжировании статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мнении. Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется под влиянием двух факторов:
1. Реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур;
2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной культуре при "взвешивании" социальных функций.
Эти
два фактора тесно
Статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.
Статус
предполагает соотнесение: чтобы
воспринимать себя как личность,
имеющую определенный статус, необходимо
чтобы какие-то люди занимали более
низкое положение. Таким образом,
одно психологическое преимущество
любой системы статусов - это
ощущение превосходства.[1]
Юношеский
возраст является переходным главным
образом в биологическом
Начиная с 14-15 летнего возраста у юношей и девушек, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железы стимулируют функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников и половых желез способствуют дальнейшему развитию вторичных половых признаков и формированию фигуры.
Все процессы созревания протекают хотя и в определенной пропорции, но крайне неравномерно и у многих в различное время. Раньше и наиболее интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого – длина туловища.
В
этот период у мальчиков начинает
отчетливо контурироваться
У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Ускорение темпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Разные психические качества изменяются по-разному: одни быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних этот возраст протекает бурно и болезненно, у других - плавно, спокойно. Это зависит как от окружающей среды и воспитания, так и от врожденных свойств организма.[6]
Биологические
особенности поведения девушек
в этом возрастном периоде, проявляются
в меньшей подвижности и
Юноши 14-15 лет нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько отстают от девушек в сфере чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-то убедить.[2]
У ребят этого возраста ярче, чем у девушек выражена потребность в достижении своей мечты. Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии. В этот период девушки более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке.
Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.
Если юношам этого возрастного периода необходимо доказывать необходимость исполнения тех или иных требований, то для девушек более важным является близость этих требований к личному опыту, их эмоциональная окраска.
Во взаимоотношениях с окружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие от них, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая.[6]
Психологи отмечают, что девушки 14-15 лет являются личностью взрослее своих сверстников, однако психологические границы развития, их внутренней индивидуальности более узкие. Ведь юноши с ранних лет тяготеют к более широкому взрослому социуму, жаждут риска, преград, испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем девичий, который иногда не выходит за рамки семьи, или близкого им окружения. Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы.
Психологи
наблюдают большое количество легко
возбудимых детей в детском периоде,
с возрастом процент возбудимых
падает. В пубертатном возрасте (11-13
лет у девочек и 13-15 лет у
мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается,
а после его окончания опять
уменьшается. Физиологические истоки
эмоциональной напряженности
Возраст
14-15 лет характеризуется более
высокой, по сравнению с подростковым,
дифференцированностью
В
возрасте 14-15 лет сильнее выражены,
чем в подростковом, индивидуальные
различия в степени тревожности
и в характере вызывающих ее факторов,
таких как: успеваемость, положение
среди сверстников, особенности
самооценки, тревожность, связанная
с типом нервной системы. Уровень
сознательного самоконтроля уже
выше, чем у подростков. Они чаще
жалуются на свое слабоволие, неустойчивость,
подверженность внешним влияниям и
такие характерологические
Так называемые немотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев, - следует четко разграничивать напряженность, а нередко и внутреннюю конфликтность психики юноши или девушки и социальную конфликтность поведения.
В этот период расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации. Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей.[2]
Развитие
высших чувств, эмоциональности, не является
линейным процессом, их невозможно понять
без учета самосознания личности.
Становление самосознания и устойчивого
образа «Я» - это важнейший психологический
процесс раннего юношества. Высокий
уровень развития самосознания порождает
интерес к собственной
Процесс
открытия личного «Я» сложный
и внутренне спорный. Неожиданно
открывается, что внутреннее «Я»
не совпадает с внешним
Представление
о себе соотносится, прежде всего, с
определенным групповым образом
«Мы» (образ типичного
Юноши 14-15 лет в этот период считают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнестойкими, нежели их сверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другого человека. Девушки же этого возраста приписывают себе меньшую коммуникабельность, зато подчеркивают черты искренности, справедливости, верности.
В
сфере самосознания существуют половые
различия. В возрасте 14-15 лет девочки
гораздо больше мальчиков озабочены
тем, что о них думают окружающие.
Склонность девочек видеть себя интроспективными
и чувствительными
Немаловажным
фактом в юношеском возрасте является
самооценка. На формирование самооценки
влияет самоутверждение и
Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс для успешной деятельности – индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств, с другой, - самооценка часто служит средством психологической защиты: желание иметь положительный образ «Я» и нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки.
В юношеском возрасте самооценки очень переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Для возраста 14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего облика стереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным.
Информация о работе Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе