Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.

Содержание

Введение ……………………………......……..3
I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6
1.1 Понятие малой группы..... 6
1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14
1.3 Психологические особенности подростка..... 19
1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27
II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе………………………………..31
2.1 Описание процедуры проведения исследования………..........................…31
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………33
Заключение. …….40
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

социометрический статус.docx

— 179.30 Кб (Скачать документ)

      Принятая  иерархия статусов представляет собой  основу социальной стратификации данного  общества. Когда мы говорим о ранжировании статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным  статусом. Престиж,  по  сути,  представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мнении. Сама иерархия,  и соответственно, престиж статусов формируется под влиянием двух факторов:

      1. Реальной  значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур;

      2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной культуре при "взвешивании" социальных функций.

      Эти два фактора тесно взаимодействуя,  в то же время обладают ощутимой независимостью. Социальный престиж  статуса играет огромную роль в распределении  социальных желаний, планов, энергии  в особенности, молодежи. Самовосприятие есть своеобразное зеркало  восприятия другими своего статуса. И последнее не менее, если не более значимо.

      Статус -  положение субъекта в системе  межличностных отношений,  определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах  один  и  тот же индивид может иметь  разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет  как  своеобразная мера признания  окружающими заслуг индивида.

      Статус  предполагает соотнесение:  чтобы  воспринимать себя как личность,  имеющую определенный статус,  необходимо чтобы какие-то люди занимали более  низкое положение. Таким образом,  одно психологическое преимущество любой системы статусов - это  ощущение  превосходства.[1] 
 
 
 
 

1.3  Возрастные особенности подростка

 

      Юношеский возраст является переходным главным  образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно  которому достигают зрелости остальные  биологические системы организма. Это так называемый «третий мир», который существует между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Однако, в этот период еще наблюдаются некоторые специфические, характерные для данного возраста особенности внешнего вида юношей и девушек.

      Начиная с 14-15 летнего возраста у юношей и  девушек, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железы стимулируют  функцию коры надпочечников. Гормоны  коры надпочечников и половых  желез способствуют дальнейшему  развитию вторичных половых признаков  и формированию фигуры.

      Все процессы созревания протекают хотя и в определенной пропорции, но крайне неравномерно и у многих в различное  время. Раньше и наиболее интенсивно начинают расти конечности, затем  увеличиваются поперечные размеры  таза и грудной клетки (несколько  раньше у девочек) и лишь после  этого – длина туловища.

      В этот период у мальчиков начинает отчетливо контурироваться мускулатура  спины и груди, формирующаяся  по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственных раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса.[6]

      У девочек, наряду с ростом и развитием  мышечной системы, подкожный жировой  слой с возрастом равномерно увеличивается. Ускорение темпов роста организма  у девочек начинается и заканчивается  раньше, чем у мальчиков. Переходный возраст (в широком понимании  этого слова) всегда считался критическим. Разные психические качества изменяются по-разному: одни быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних этот возраст протекает бурно и болезненно, у других - плавно, спокойно. Это зависит как от окружающей среды и воспитания, так и от врожденных свойств организма.[6]

      Биологические особенности поведения девушек  в этом возрастном периоде, проявляются  в меньшей подвижности и возбудимости, чем у юношей этого же возраста. Девушки 14-15 лет, по сравнению с юношами  менее склонны к болезням, они  превосходят ребят в вербальных способностях, в восприятии цвета  и его оттенков, они более наблюдательны.

      Юноши 14-15 лет нередко считают, что в  физическом отношении они невыгодно  отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько  отстают от девушек в сфере  чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-то убедить.[2]

      У ребят этого возраста ярче, чем  у девушек выражена потребность  в достижении своей мечты. Девушки  рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем  юноши, они раньше переживают чувство  влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир  «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют  потребность в утешении, сочувствии. В этот период девушки более чувствительны  к упрекам и нуждаются в  поддержке.

      Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.

      Если  юношам этого возрастного периода  необходимо доказывать необходимость  исполнения тех или иных требований, то для девушек более важным является близость этих требований к личному  опыту, их эмоциональная окраска.

      Во  взаимоотношениях с окружающими, юноши  стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие от них, наблюдают  за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей  личности и поведения. Они не действуют  так прямолинейно как юноши, а  незаметно, понемногу завоевывая.[6]

      Психологи отмечают, что девушки 14-15 лет являются личностью взрослее своих сверстников, однако психологические границы  развития, их внутренней индивидуальности более узкие. Ведь юноши с ранних лет тяготеют к более широкому взрослому социуму, жаждут риска, преград, испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем девичий, который иногда не выходит  за рамки семьи, или близкого им окружения. Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение  их эмоциональной сферы.

      Психологи наблюдают большое количество легко  возбудимых детей в детском периоде, с возрастом процент возбудимых падает. В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у  мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять  уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее  видны у девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многом связаны с  определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный  подъем. У мальчиков нет такой  жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для  них труден. Практически все психологи  мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания.

      Возраст 14-15 лет характеризуется более  высокой, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных  реакций и способов выражения  эмоциональных состояний, а также  повышением самоконтроля саморегуляции. Юношеские настроения, значительно  более устойчивы и осознаны, чем  в 11-13 лет, и соотносятся с гораздо  более широким кругом социальных условий.

      В возрасте 14-15 лет сильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени тревожности  и в характере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость, положение  среди сверстников, особенности  самооценки, тревожность, связанная  с типом нервной системы. Уровень  сознательного самоконтроля уже  выше, чем у подростков. Они чаще жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и  такие характерологические черты  как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные  поступки, кажутся, совершающимися автоматически, помимо их воли, и даже вопреки ей.[2]

      Так называемые немотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе  не беспричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются  логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев, - следует четко  разграничивать напряженность, а нередко  и внутреннюю конфликтность психики  юноши или девушки и социальную конфликтность поведения.

      В этот период расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются  из круга других переживаний, и находят  специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации. Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей.[2]

      Развитие  высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности. Становление самосознания и устойчивого  образа «Я» - это важнейший психологический  процесс раннего юношества. Высокий  уровень развития самосознания порождает  интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного  опыта, центром которого является собственная  личность, собственное личное «Я».

      Процесс открытия личного «Я» сложный  и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я»  не совпадает с внешним поведением, вследствие чего, актуальной становится проблема самоконтроля. Неопределенность, недостаточная дифференцированность собственного «Я» в этом возрасте обусловливают чувство тревожности, внутренней пустоты, которые следует  чем-либо заполнить, что в свою очередь  порождает усиление потребности  в общении и одновременно возрастает его избирательность.

      Представление о себе соотносится, прежде всего, с  определенным групповым образом  «Мы» (образ типичного представителя  своего возраста и пола), но никогда  с ним полностью не совпадает. Образ своего внутреннего «Я», как  правило, более дифференцированный, и включает в себя другие нормативные качества, сравнительно с образом «Мы».[4]

      Юноши 14-15 лет в этот период считают  себя менее смелыми, менее коммуникабельными  и жизнестойкими, нежели их сверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другого человека. Девушки  же этого возраста приписывают себе меньшую коммуникабельность, зато подчеркивают черты искренности, справедливости, верности.

      В сфере самосознания существуют половые  различия. В возрасте 14-15 лет девочки  гораздо больше мальчиков озабочены  тем, что о них думают окружающие. Склонность девочек видеть себя интроспективными и чувствительными подтверждается и сравнением личных дневников юношей и девушек. Вести дневники девочки  начинают раньше мальчиков и делают это гораздо чаще, и более систематически, чем мальчики и отличаются большей  интимностью. Это, как правило, описание своих чувств и переживаний, особенно любовных. Дневники мальчиков более  разнообразны и предметны, в них  шире отражаются интеллектуальные увлечения  и интересы их авторов, их практическая деятельность. Эмоциональные переживания  описываются юношами скупо и  сдержанно.

      Немаловажным  фактом в юношеском возрасте является самооценка. На формирование самооценки влияет самоутверждение и самосознание. Самооценка играет одну из главных  ролей в развитии личности юношей и девушек, в их желании реализации собственных способностей, установления контактов с окружающим миром, поэтому  формируется она только во время  общения личности с другими людьми.

      Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс  для успешной деятельности – индивид  заинтересован в объективном  знании себя и своих качеств, с  другой, - самооценка часто служит средством  психологической защиты: желание  иметь положительный образ «Я»  и нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и  преуменьшать недостатки.

      В юношеском возрасте самооценки очень  переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Для возраста 14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего облика стереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным.

Информация о работе Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе