Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.

Содержание

Введение ……………………………......……..3
I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6
1.1 Понятие малой группы..... 6
1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14
1.3 Психологические особенности подростка..... 19
1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27
II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе………………………………..31
2.1 Описание процедуры проведения исследования………..........................…31
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………33
Заключение. …….40
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

социометрический статус.docx

— 179.30 Кб (Скачать документ)

      Девочки этого возраста очень остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны  преувеличивать свою полноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным  диетам, нескладность и иногда слишком  высокий, по их мнению, рост, т.к девочки  в этом возрасте действительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление  волос на теле и пр. У мальчиков  самым частым источником тревоги  является недостаточный, по их мнению, рост, многие также болезненно реагируют  на появление прыщей и угрей, их смущает  отсутствие волос на теле и т.д.[6]

      Таким образом, по содержанию девичьи и  юношеские заботы о внешности  отличаются лишь постольку, поскольку  не совпадают стереотипы «феминности» и «маскулинности». Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать, какие аспекты ее чаще всего  вызывают у ребят беспокойство, так  как порождение у ребенка этого  возраста уверенности в своей  непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному  уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим  проблемам.

      В общем и целом адекватность самооценок с возрастом в основном повышается, особенно это касается внешности, т.к. во-первых, человек привыкает к своей внешности, во-вторых, появляются другие критерии и эталоны в подходе к качествам личности, хотя эта тенденция и не является линейной. Так, например, юноша этого возраста может считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его самочувствия, так как он не придает этому большого значения. И наоборот: юноша считает себя выдающимся физиком или математиком, но при этом его самоуважение к себе крайне низкое, так как основывается не на интеллектуальных, а на коммуникабельных свойствах.

      Чем важнее для личности оцениваемое  свойство, тем вероятнее включения  в процесс самооценки механизмов психологической защиты. По данным Я.Л. Коломинского, юноши и девушки, отвергаемые сверстниками, склонны  преувеличивать свой групповой статус, видеть свое положение в коллективе более благоприятным, чем оно  есть на самом деле. Завышенная оценка в подростковом, может привести к  таким негативным качествам, как  наглость, неприятие социальных форм поведения, однако, как свидетельствуют  многочисленные наблюдения и исследования, для юношей и девушек 14-15 лет наиболее характерным является положение, где  образ «Я» и самоуважение все  больше зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений  с окружающими, как со сверстниками, так и с взрослыми.[6]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

      Ранняя  юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами  подмечено, что даже те дети, которые  в период подросткового возраста были довольно замкнуты, в ранней юности интенсивно стремились к сближению  со своими сверстниками.

      Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества  в орбиту уже не детских интересов  побуждает к интенсивной перестройке  взаимоотношений с окружающими  людьми.

      Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения с  взрослыми на личные и деловые. В  целом вся система взаимоотношений  в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период и в  ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые  включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми  людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

      Межличностные отношения, общение занимает все  больше времени, причем большая часть  времени, затрачиваемого на общение, приходится на общение со сверстниками.[6]

      Юноши и девушки, образно говоря, находятся  в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная  потребность разрешить обуревающие  их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных  знакомств. Поэтому, как правило, интерес  вызывает каждое новое лицо, появившееся  в поле зрения.

      Признанием  и уважением у 14-15 летних юношей и  девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

      Особой  популярностью среди юношества  данного возраста пользуются те, которые  сами по-доброму относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора. Юношеству  этого возраста нравится внимание и  хорошее расположение к ним со стороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковой  группы). Особенно оно ценно для  юношей и девушек, которые не находятся  сами в центре внимания.

      Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения  со сверстниками. Характерным для  таких компаний является высокий  уровень конформизма. Защита своей  независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим  отношением представлениям и ценностям  собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной  является проблема не просто входить  в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость  в данной группе, иметь в ней  определенный авторитет.

      Структура стихийных групп общения и  степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений  между юношами и девушками.

      И уличное общение, и спонтанные юношеские  группы тесно связаны с особенностями  юношеской субкультуры. Она имеет  несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей  и норм поведения, вкусы, одежда, внешний  вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения.

      В юношеских увлечениях, проявляется  и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства  независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.

      Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить  чужую тайну.[4]

      Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и  наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым  занимается товарищ. В результате у  школьников могут появляться общие  интересы.

      Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием  в будущем. Не случайно социологические  исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего  числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения  – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и с взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент  людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

      Взаимоотношения с взрослыми – одна из важнейших  проблем всего юношеского возраста и, в частности 14-15 летних.

      Любое общество представляет собой систему  взаимодействия возрастных слоев, а  его развитие может быть представлено как последовательная смена и  преемственность поколений. Преемственность  поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. С развитием общества в последнее десятилетие изменились не только потребительские ориентации, проведение досуга, художественного вкуса, моды и т.д., но и социальные ценности (политические взгляды, мировоззрение). Все это может служить разногласием между поколениями.

      Одной из самых важных потребностей ранней юности становится потребность в  эмансипации от контроля и опеки  родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими  правил и порядков. Широко распространено мнение о том, что юноши и девушки  избегают общения с взрослыми, не нуждаются в нем, стараются скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и  переживания.

      Тем не менее, именно эта возрастная группа 14-15 лет, избегающая общения с взрослыми, ощущает потребность в общении  и доверительных отношений с  ними. Юношам и девушкам оказывается  очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный интерес ко всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам. Однако узнать, поспорить, поправить  могут лишь те родители, с кем  будут делиться увиденным и услышанным, в ком найдут не скучного ментора, подвергающего жизнь цензуре, а  наставника, понимающего ее сложность  и умеющего эту сложность объяснить.[6]  
 
 
 
 
 
 

II. Эмпирическое исследование.

Влияние межличностных отношений  на социальный статус подростка в малой  группе

2.1 Описание процедуры проведения исследования

Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус  подростка в малой группе.

Гипотеза: межличностные отношения оказывают влияние на социальный статус подростка в малой группе.

Задачи  исследования:

    1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии;

    2) Изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

    3)    Изучить социальный статус подростка в малой группе.

Методы  и методики:   

  1. Методика социометрических измерений Дж. Морено;
  2. Экспресс опрос.

Экспериментальная база: клуб ЦВС.

Выборка: 14 человек (13-15 лет; 5 мальчиков, 9 девочек).

Сроки исследования: апрель 2009 г.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что использование данной методики способно обеспечить получение достоверной информации о состоянии межличностных отношений в малых группах, а также надежно прогнозировать уровень совместимости подростков по их социально-психологическим характеристикам.

      Для изучения межличностных отношений подростка в малой группе, был выбран социометрический метод, разработанный американским психологом Дж. Морено.[8]

      Данная  методика позволяет получить статистическую картину внутригрупповых отношений, оценить межличностные отношения  симпатий и антипатий, привлекательности  и предпочтительности, выявить лидера в группе и социальный статус каждого подростка.

     В ходе исследования, были использованы методы наблюдения и экспресс опрос  хореографа, что позволило дать полную характеристику месту, который каждый испытуемый занимает в данной группе и его индивидуальным особенностям.

      С подростками была проведена подготовительная работа: объяснился смысл опроса; проведена инструкция по заполнению карточек опроса; они были ознакомлены с перечнем вопросов и им гарантировалась сохранение тайны ответов.

      Членам  изучаемой группы было предложено ответить на следующие вопросы:

      С кем бы вы встали на первую линию в танце?

      Кого  бы вы пригласили на День рождения?

      С кем бы вы пошли в поход?

      Каждый  участник делал по три выбора по каждому из вопросов. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы  были статистически обработаны и  занесены в специальные таблицы  – социометрические матрицы, где  нижняя строка показывает, кто из членов группы получил большее или меньшее  количество выборов. В соответствии с этими данными определяется лидеры и аутсайдеры. Также на основе социоматрицы была построена социограмма, схематически изображающая реакции испытуемых друг на друга, где:

Информация о работе Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе