Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.
Введение ……………………………......……..3
I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6
1.1 Понятие малой группы..... 6
1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14
1.3 Психологические особенности подростка..... 19
1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27
II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе………………………………..31
2.1 Описание процедуры проведения исследования………..........................…31
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………33
Заключение. …….40
Список литературы 41
Девочки этого возраста очень остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны преувеличивать свою полноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным диетам, нескладность и иногда слишком высокий, по их мнению, рост, т.к девочки в этом возрасте действительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление волос на теле и пр. У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, многие также болезненно реагируют на появление прыщей и угрей, их смущает отсутствие волос на теле и т.д.[6]
Таким образом, по содержанию девичьи и юношеские заботы о внешности отличаются лишь постольку, поскольку не совпадают стереотипы «феминности» и «маскулинности». Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство, так как порождение у ребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим проблемам.
В общем и целом адекватность самооценок с возрастом в основном повышается, особенно это касается внешности, т.к. во-первых, человек привыкает к своей внешности, во-вторых, появляются другие критерии и эталоны в подходе к качествам личности, хотя эта тенденция и не является линейной. Так, например, юноша этого возраста может считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его самочувствия, так как он не придает этому большого значения. И наоборот: юноша считает себя выдающимся физиком или математиком, но при этом его самоуважение к себе крайне низкое, так как основывается не на интеллектуальных, а на коммуникабельных свойствах.
Чем
важнее для личности оцениваемое
свойство, тем вероятнее включения
в процесс самооценки механизмов
психологической защиты. По данным
Я.Л. Коломинского, юноши и девушки,
отвергаемые сверстниками, склонны
преувеличивать свой групповой статус,
видеть свое положение в коллективе
более благоприятным, чем оно
есть на самом деле. Завышенная оценка
в подростковом, может привести к
таким негативным качествам, как
наглость, неприятие социальных форм
поведения, однако, как свидетельствуют
многочисленные наблюдения и исследования,
для юношей и девушек 14-15 лет наиболее
характерным является положение, где
образ «Я» и самоуважение все
больше зависят от успешности их деятельности
и от характера взаимоотношений
с окружающими, как со сверстниками,
так и с взрослыми.[6]
Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, которые в период подросткового возраста были довольно замкнуты, в ранней юности интенсивно стремились к сближению со своими сверстниками.
Межличностные
отношения ранней юности имеют свои
особенности. Вовлечение юношества
в орбиту уже не детских интересов
побуждает к интенсивной
Взаимоотношения
со сверстниками подразделяются на товарищеские
и дружеские, а отношения с
взрослыми на личные и деловые. В
целом вся система
Межличностные отношения, общение занимает все больше времени, причем большая часть времени, затрачиваемого на общение, приходится на общение со сверстниками.[6]
Юноши
и девушки, образно говоря, находятся
в постоянном поиске общения. Жадное
стремление к новому опыту, настоятельная
потребность разрешить
Признанием и уважением у 14-15 летних юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.
Особой популярностью среди юношества данного возраста пользуются те, которые сами по-доброму относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора. Юношеству этого возраста нравится внимание и хорошее расположение к ним со стороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковой группы). Особенно оно ценно для юношей и девушек, которые не находятся сами в центре внимания.
Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своей независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим отношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет.
Структура стихийных групп общения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками.
И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения.
В
юношеских увлечениях, проявляется
и реализуется чрезвычайно
Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.[4]
Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.
Овладение
нравственными нормами
Взаимоотношения с взрослыми – одна из важнейших проблем всего юношеского возраста и, в частности 14-15 летних.
Любое общество представляет собой систему взаимодействия возрастных слоев, а его развитие может быть представлено как последовательная смена и преемственность поколений. Преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. С развитием общества в последнее десятилетие изменились не только потребительские ориентации, проведение досуга, художественного вкуса, моды и т.д., но и социальные ценности (политические взгляды, мировоззрение). Все это может служить разногласием между поколениями.
Одной из самых важных потребностей ранней юности становится потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Широко распространено мнение о том, что юноши и девушки избегают общения с взрослыми, не нуждаются в нем, стараются скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и переживания.
Тем
не менее, именно эта возрастная группа
14-15 лет, избегающая общения с взрослыми,
ощущает потребность в общении
и доверительных отношений с
ними. Юношам и девушкам оказывается
очень важно, проявляют ли родители
серьезный, уважительный интерес ко
всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям,
проблемам. Однако узнать, поспорить, поправить
могут лишь те родители, с кем
будут делиться увиденным и услышанным,
в ком найдут не скучного ментора,
подвергающего жизнь цензуре, а
наставника, понимающего ее сложность
и умеющего эту сложность объяснить.[6]
II. Эмпирическое исследование.
Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе
2.1 Описание процедуры проведения исследования
Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Гипотеза: межличностные отношения оказывают влияние на социальный статус подростка в малой группе.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии;
2) Изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3) Изучить социальный статус подростка в малой группе.
Методы и методики:
Экспериментальная база: клуб ЦВС.
Выборка: 14 человек (13-15 лет; 5 мальчиков, 9 девочек).
Сроки исследования: апрель 2009 г.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование данной методики способно обеспечить получение достоверной информации о состоянии межличностных отношений в малых группах, а также надежно прогнозировать уровень совместимости подростков по их социально-психологическим характеристикам.
Для изучения межличностных отношений подростка в малой группе, был выбран социометрический метод, разработанный американским психологом Дж. Морено.[8]
Данная
методика позволяет получить статистическую
картину внутригрупповых
В ходе исследования, были использованы методы наблюдения и экспресс опрос хореографа, что позволило дать полную характеристику месту, который каждый испытуемый занимает в данной группе и его индивидуальным особенностям.
С подростками была проведена подготовительная работа: объяснился смысл опроса; проведена инструкция по заполнению карточек опроса; они были ознакомлены с перечнем вопросов и им гарантировалась сохранение тайны ответов.
Членам изучаемой группы было предложено ответить на следующие вопросы:
С кем бы вы встали на первую линию в танце?
Кого бы вы пригласили на День рождения?
С кем бы вы пошли в поход?
Каждый участник делал по три выбора по каждому из вопросов. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы были статистически обработаны и занесены в специальные таблицы – социометрические матрицы, где нижняя строка показывает, кто из членов группы получил большее или меньшее количество выборов. В соответствии с этими данными определяется лидеры и аутсайдеры. Также на основе социоматрицы была построена социограмма, схематически изображающая реакции испытуемых друг на друга, где:
Информация о работе Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе