Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.
Введение ……………………………......……..3
I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6
1.1 Понятие малой группы..... 6
1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14
1.3 Психологические особенности подростка..... 19
1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27
II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе………………………………..31
2.1 Описание процедуры проведения исследования………..........................…31
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………33
Заключение. …….40
Список литературы 41
2.2 Анализ результатов исследования
По первому вопросу, определяющего деловые предпочтения, партнерство, были получены следующие результаты.
Лидер – 1 участник группы (7 - выборов);
Приближенные к лидерам –3 (4,5 – выборов);
Промежуточные – 8 (1,2 - выбора);
Аутсайдер –1 (0 – выборов).
С кем бы вы встали (не встали) на первую линию в танце?
№ |
Кто выбирает | Кого выбирают | Выборы | Всего | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | + | - | |||||
1 | Т. Виктор | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||
2 | О. Максим | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||
3 | Н. Даша | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||
4 | Е. Наташа | + | + | - | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
5 | Р. Марина | + | + | - | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
6 | В. Алексей | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||
7 | К. Марина | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||
8 | И. Борис | + | + | 2 | 0 | 2 | ||||||||||||||
9 | Л. Алена | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||
10 | Д. Оля | + | 1 | 0 | 1 | |||||||||||||||
11 | Р. Настя | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||
12 | Б. Любовь | - | + | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||
13 | В. Юлия | + | 1 | 0 | 1 | |||||||||||||||
14 | Г. Костя | + | + | 2 | 0 | 2 | ||||||||||||||
Сумма полож. выборов | 4 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 1 | 2 | 7 | 1 | 4 | 1 | 33 | 36 | ||||
Сумма отриц. выборов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 |
По второму вопросу, определяющему симпатию, дружбу, были получены следующие результаты:
Лидер – 1 участник (4- выбора);
Промежуточные –12 (2,3 - выборов);
Аутсайдер – 1 (2 положительных и 1 отрицательный выборов).
№ |
Кто выбирает | Кого выбирают | Выборы | Всего | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | + | - | |||
1 | Т. Виктор | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
2 | О. Максим | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
3 | Н. Даша | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
4 | Е. Наташа | + | + | 2 | 0 | 2 | ||||||||||||
5 | Р. Марина | + | + | - | 2 | 1 | 3 | |||||||||||
6 | В. Алексей | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
7 | К. Марина | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
8 | И. Борис | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
9 | Л. Алена | - | + | + | 2 | 1 | 3 | |||||||||||
10 | Д. Оля | + | + | 2 | 0 | 2 | ||||||||||||
11 | Р. Настя | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
12 | Б. Любовь | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
13 | В. Юлия | + | - | + | 2 | 1 | 3 | |||||||||||
14 | Г. Костя | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
Сумма полож. выборов | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 37 | 40 | ||
Сумма отриц. выборов | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 |
Кого бы вы пригласили (не пригласили) на День рождения?
По третьему вопросу, определяющему доверие, взаимовыручку были получены следующие результаты.
Лидер-1 участник (6 - выборов);
Приближенные к лидеру – 2 (4 выбора);
Промежуточные –8 (2-3 выбора);
Аутсайдеры – 3 (по 1 выбору).
С кем бы вы пошли (не пошли) в поход?
№ |
Кто выбирает | Кого выбирают | Выборы | Всего | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | + | - | |||
1 | Т. Виктор | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
2 | О. Максим | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
3 | Н. Даша | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
4 | Е. Наташа | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
5 | Р. Марина | + | + | - | 2 | 1 | 3 | |||||||||||
6 | В. Алексей | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
7 | К. Марина | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
8 | И. Борис | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
9 | Л. Алена | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
10 | Д. Оля | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
11 | Р. Настя | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
12 | Б. Любовь | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
13 | В. Юлия | + | - | + | 2 | 1 | 3 | |||||||||||
14 | Г. Костя | + | + | + | 3 | 0 | 3 | |||||||||||
Сумма полож. выборов | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 6 | 1 | 4 | 3 | 40 | 42 | ||
Сумма отриц. выборов | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
Обработав данные и составив сводную таблицу, была получена картина о лидерстве в данной группе. Определился свой неформальный лидер и аутсайдер.
Сводная таблица.
№ | Имя ребенка | Сумма положительных выборов | Сумма отрицательных выборов |
1 | Т. Виктор | 10 | 0 |
2 | О. Максим | 3 | 0 |
3 | Н. Даша | 7 | 0 |
4 | Е. Наташа | 6 | 1 |
5 | Р. Марина | 7 | 0 |
6 | В. Алексей | 6 | 1 |
7 | К. Марина | 8 | 0 |
8 | И. Борис | 12 | 0 |
9 | Л. Алена | 6 | 0 |
10 | Д. Оля | 6 | 1 |
11 | Р. Настя | 16 | 1 |
12 | Б. Любовь | 4 | 1 |
13 | В. Юлия | 12 | 1 |
14 | Г. Костя | 6 | 1 |
Учитывая приведенные данные, для сравнительных целей мы определили социометрический статус каждого члена группы, который характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности.
Индекс социометрического статуса i-члена
n + -
∑ (Ri - Ri)
i=1
Ci = -----------------
N – 1
Где:
Ci – социометрический
статус i – члена, Ri - полученные i – членом
выборы, N – Число членов в группе
С(11)=15/13 =1,15 Лидер
С(8)=12/13=0,92
С(13)=11/13=0,84 Приближенные к лидеру
С(1)=10/13=0,76
С(7)=8/13=0,61
С(3)=7/13=0,53
С(5)=7/13=0,53
С(9)=6/13=0,46 Промежуточный тип
С(4)=5/13=0,38
С(6)=5/13=0,38
С(10)=5/13=0,38
С(14)=5/13=0,38
С(2)=3/13=0,23 Аутсайдеры
С(12)=3/13=0,23
Испытуемый №1. Приближен к лидерам. К его мнению прислушиваются. Любит быть в центре внимания, общительный, активный на занятиях по танцам, обладает высоким энергетическим потенциалом и работоспособностью.
Испытуемый №2. Аутсайдер. Ребенок не общителен, пессимист, впечатлителен, не любит перемен, скрытен. Не пользуется авторитетом у сверстников. Часто пропускает занятия по танцам по состоянию здоровья.
Испытуемый №3. Промежуточный тип. На занятиях не проявляет активности, со сверстниками практически не общается. Свойственна частая смена настроения от внешнего влияния.
Испытуемый №4. Промежуточный тип. Может приспособиться к любой ситуации. Ощущает недостаток признания со стороны членов группы и эмоционально реагирует на сложившуюся ситуацию.
Испытуемый №5. Промежуточный тип. Малообщительный, медлительный, старательный. Пытается наладить контакт с друзьями, но мешает робость и заниженная самооценка.
Испытуемый №6. Промежуточный тип. Любит играть на публику. Общительный, легко возбудимый. На занятиях очень активен, однако, импульсивность мешает иметь высокие результаты.
Испытуемый №7. Промежуточный тип. Не плохой организатор, общительный, доброжелательный, веселый. Средние результаты по занятиям на танцах из-за отсутствия мотивации к занятиям.
Информация о работе Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе