Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа
Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
- изучить экспирементальный опыт исследования влияния невербального повдения на имидж преподавателя.
Введение ……………………………….................................................................3
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………....6
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа преподавателя…………………………………………………………………... 15
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
"Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева"
Кафедра психологии
Курсовая работа
на тему:
«Влияние невербального поведения на имидж преподавателя»
Чебоксары-2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………..................
Глава 1. Изучение влияния
невербального поведения на имидж
преподавателя……………………………………………
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа
преподавателя……………………………………………
Глава 2. Экспериментальный
опыт исследования влияния невербального поведения на
имидж преподавателя……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении.
Невербальная коммуникация – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно.
Условно, можно разделить всю невербальную коммуникацию на две большие части: это то, что мы передаем телом и голос. В язык тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К голосу относится все то, что вы можете передать при его помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон и т.д.
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена во - первых - тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, во - вторых - процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя.
Поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.
Невербальная коммуникация в прошлом столетии привлекла внимание, прежде всего, ученых в области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.). Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин и др.).
Теоретико-методологической основой исследования явились философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, составившие гносеологическое ядро нашего исследования, позволившие обосновать феномен имиджа преподавателя. В основу исследования теоретико-прикладных аспектов имиджа педагога была положена гуманитарная концепция имиджа, автором которой явился профессор В.М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных особенностей личности, разработанные А.А. Бодалевым, Р.А. Максимовой.
Проблема невербального поведения имиджа педагога в том, что целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано и мало изучено.
Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
- изучить экспирементальный опыт исследования влияния невербального повдения на имидж преподавателя.
Объект исследования: Преподаватель Вуза.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в нем теоретические положения, эмпирические данные и выводы могут стать основой для дальнейшего изучения представлений об имидже преподаваетля; использоваться в школьной и Вузовской психологической практике, при формировании и коррекции имиджа преподавателя, с учетом его влияния на студентов; в социальной рекламе, при психологическом прогнозировании рекламных и PR технологий, содействующих позитивному имиджу преподавателя в обществе; в преподавании спецкурсов по «Психологии имиджа преподавателя», проведении практических занятий со студентами педагогических специальностей.
Знания о функциях и значимости невербального поведения важны для руководителей, преподавателей, врачей, лекторов.
Методы, предложенные в исследовании, могут быть использованы в качестве диагностических процедур преподавателями, а также в качестве пособия по обучению «чтению» невербального поведения.
Результаты исследования позволяют расширить и углубить знания о социально-психологических механизмах формирования имиджа преподавателя как специалиста-профессионала и могут быть использованы в практической деятельности и профессиональной подготовке учителей в вузах и институтах повышения квалификации и усовершенствования преподавателей.
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя
1.1.Анализ проблем невербального поведения в психологии
Невербальное поведение
связано с внутренним миром личности.
Функция его не сводится к сопровождению
её переживаний. Невербальное поведение
- это внешняя форма
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют человека задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения [4, с. 120].
Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свой нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.
Таким образом, невербальная коммуникация представляет сложный процесс, протекающий в основном неосознанно.
Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения.
Невербальные элементы коммуникации:
Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает пара вербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику), просодика изучает интонацию, громкость, тембр голоса, темп речи, паузы, вздохи. На основе осязания работает тактильный канал. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом [6, с. 123].
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.
Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер.
Жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.
Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:
Информация о работе Влияние невербального поведения на имидж преподавателя