Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа
Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
- изучить экспирементальный опыт исследования влияния невербального повдения на имидж преподавателя.
Введение ……………………………….................................................................3
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………....6
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа преподавателя…………………………………………………………………... 15
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48
Преподаватель всегда должен помнить о том, что для большинства студентов его имидж влияет на отношение студентов к тому предмету, который он преподаёт.
Что касается личной жизни преподавателя, то многие студенты осознают, что для них это запретная тема. Хотя есть и любопытные студенты, которых интересует семья преподавателя и которые хотели бы побывать у преподавателя в гостях.
Заключительный этап включал описание опытно-экспериментальной работы. На данном этапе был проведен анализ данных, обобщены результаты и сформулированы выводы.
Метод психологического моделирования предполагает построение динамической модели имиджа преподавателя Вуза как психологического феномена и изучение путей его формирования, с последующим использованием полученных результатов в качестве рекомендаций. Под «моделью» при этом подразумевалась система объектов или знаков, позволяющая воспроизводить некоторые существенные свойства системы-оригинала. Метод психологического моделирования использовался:
- Для создания такой модели имиджа преподавателя, которая отражает основные тенденции ее развития и механизмы регуляции и может стать основой для развертывания психологических механизмов воздействия по развитию и формированию педагогического имиджа;
- Для моделирования не только позитивного образа преподавателя, по и ситуации его развития, что позволило определить условия формирования имиджа вузовского педагога.
На всех этапах исследования
применялся также метод наблюдения.
На первых двух этапах метод наблюдения
использовался как
Наблюдение, проводившееся с целыо сбора информации о внешних данных, личностных чертах, признаках поведения, характерных для большинства преподавателей вуза, велось по формализованной схеме.
Беседа в качестве метода научного исследования применялась на всех его этапах. Применение метода беседы со студентами на подготовительном и констатирующем этапах позволило расширить систему фактов, полученных с помощью наблюдения и других методов, выявить социально-психологические и психолого-педагогические аспекты, которые влияют на восприятие и формирование имиджа преподавателя высшей школы.
Данные, собранные в результате применения первых двух из вышеизложенных методов, обрабатывались посредством опросника.
Опросник (см. приложение) — методики, материал которых представляют вопросы, на которые человеку надлежит ответить, или же утверждения, с какими он должен согласиться или не согласиться. С помощью опросника выяснялось невербальное поведение педагога.
Цель методики: оценить невербальное поведение преподавателя. Опросник включает в себя 3 вопроса, на которые испытуемые обводят кружком номера тех ответов, которые соответствует им.
В результате проведения опроса было выявлено, что для большинства студентов невербальное поведение преподавателя затрудняет общение с ним на учебном занятий, потому что преподаватель говорит тихо, невнятно, монотонно (около 60 % студентов), а другая часть студентов (около 40%) важно чтоб на паре преподаватель говорил громко, но неэмоционально. Для студентов (около 55%) невербальное поведение преподавателя для облегчения процесса восприятия учебного материала преподаватель должен говорит выразительно, эмоционально, а для 35% - его жесты сопровождают объяснение, делая восприятие учебного материала понятным и запоминающим. Студенты при общение с преподавателем стараются сохранить дистанцию в общение с ним и некоторые студенты занять позицию делового взаимодействия во время беседы с ним.
Таким образом, можно заключить следующее: система методов экспериментального исследования (наблюдения, опрос) определялась релевантно задачам и целям нашего исследования. Использование этих методов позволило выявить невербальное поведение преподавателя, влияющие на формирование имиджа преподавателя; существующие стереотипы у различных групп испытуемых.
Проведение эксперимента позволило разработать модель формирования имиджа преподавателя Вуза.
За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Не вербальный компонент стал играть важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.
Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.
Несомненно, что для
выработки педагогического
Позитивный имидж преподавателя, являясь гармоничной совокупностью внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств преподавателя, призван продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса.
Разработаная теоретическая модель формирования имиджа преподавателя Вуза, которая включает в себя такие элементы: цель, информацию, средства коммуникации, субъект и объект воздействия. Создание имиджа преподавателя рассматривается нами как поэтапный процесс (субъект прообраз имиджа - первичный имидж - вторичный имидж - идеальный имидж), специально организованное взаимодействие участников формирования имиджа на основе социальной перцепции с целыо обеспечения позитивного отношения окружающего социума к конкретному педагогу.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что имидж преподавателя Вуза является имиджем, ориентированным на самоощущение. В основе его образования и формирования лежат потребности самовыражения, самоутверждения, достижения социального признания, самосовершенствования.
Таким образом, в исследовании подтверждена гипотеза: имидж преподавателей Вуза успешно формируется и корректируется, если учитывается ряд условий, выполнение которых способствует синтезу профессионального и личностного самопознания, самоопределения. К числу психологических условий формирования имиджа преподавателя относятся следующие: 1) развитие у преподавателей интереса к себе и к миру; 2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа; 3) проявление собственной активности преподавателя при работе над своим имиджем, 4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя; 5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя, 6) овладение педагогом приемами самопознания, а также навыками самоимиджировапия и проектирования индивидуального имиджа; 7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа; 8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.
Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, что и подтвердил наш опрос, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
150 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экспресс-опрос студентов
Инструкция: «Уважаемый студент! Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Какому из перечисленных вариантов ответа вы отдадите предпочтение? Обведите кружком номера тех ответов, которые более всего соответствуют вашему мнению.
1. Невербальное поведение
педагога затрудняет мое
1) говорит тихо, невнятно, монотонно;
2) говорит громко, но неэмоционально;
3) интенсивно жестикулирует
во время объяснения материала;
4) вяло, невыразительно жестикулирует;
5) передвигается по аудитории быстро, часто меняет расположение;
6) все время стоит или сидит за столом, редко пытается сократить дистанцию в общении;
7) во время передвижения
по аудитории прикасается ко
мне (кладет руку на плечо,
постукивает по плечу,
8) смотрит как бы поверх меня, не замечая;
9) властно относится
к студентам (ко мне лично),
часто использует продолжительн
10) другое.
2. Невербальное поведение
педагога облегчает процесс
1) преподаватель говорит выразительно, эмоционально;
2) его жесты сопровождают объяснение, делают восприятие учебного материала понятным и запоминающимся;
3) выражение его лица соответствует словам;
4) преподаватель читает по лицу мое настроение;
5) по его интонации, мимике, жестам сразу видно отношение к негативному или позитивному поведению студентов;
6) преподаватель находит разнообразные способы зрительного контакта с другими студентами (со мной);
7) он видит студентов насквозь; его проницательность больше помогает мне (другим студентам), чем мешает;
8) преподаватель использует свои жесты для установления положительных контактов со студентами;
Информация о работе Влияние невербального поведения на имидж преподавателя