Влияние невербального поведения на имидж преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
- изучить экспирементальный опыт исследования влияния невербального повдения на имидж преподавателя.

Содержание

Введение ……………………………….................................................................3
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………....6
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа преподавателя…………………………………………………………………... 15
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48

Работа состоит из  1 файл

курсовая по имджу.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

И наконец – общительность. Хороший преподаватель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения со студентами: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. А вот какие правила составил для себя великий педагог К.Д. Ушинский.

  • совершенное спокойствие, по крайней мере, внешнее;
  • прямота в словах и поступках;
  • обдуманность действий;
  • решительность;
  • не говорить о себе без нужды ни единого слова;
  • не проводить времени бессмысленно, делать то, что хочешь и надо, а не то, что случиться;
  • ни разу не хвастаться, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет[9].

Какое невербальное поведение позволит преподавателю произвести положительное впечатление?:

- Собеседник должен видеть ваше лицо целиком − так проще идентифицировать эмоции; если человек знает, что выражает ваше лицо, то ему проще понимать, что происходит, а это создает чувство контроля над ситуацией − человек спокоен, уверен и дружелюбен. Отсюда, снимайте солнцезащитные очки при знакомстве и общении, не закрывайте рот рукой и так далее.

- Улыбайтесь людям. Нейтральное выражение лица обычно интерпретируется как лицо, выражающее негативную эмоцию.

- Люди не любят долгий взгляд в упор. Продолжительность взгляда свидетельствует о статусных отношениях: тот, кто выше по статусу, имеет санкцию смотреть долго и в упор; тот, кто ниже, должен отводить взгляд. Если же хотите «переглядеть» собеседника, то рекомендуется смотреть на переносицу − эффект, будто вы смотрите в глаза, но у вас не возникает напряжение от этих «гляделок», что гарантирует победу в этой детской забаве.

- Предоставляйте свой взгляд собеседнику. Это покажет собеседнику, что вы внимательны к нему, а тема разговора вам интересна.

Во время разговора рекомендуется открытая поза: отсутствие перекрещенных рук, ног, кисти рук должны быть видны, ладони повернуты кверху и так далее. Закрытая поза свидетельствует о чувстве угрозы, агрессии, несогласии, неуверенности, незащищенности.

- Кивайте в такт словам собеседника. Это покажет, что вы заинтересованы в словах собеседника.

- Располагайтесь по отношению к собеседнику под углом 45 градусов. Это рекомендуется и во время прохождения собеседований и сдачи экзаменов − развернуть стул под углом 45 градусов вам, как правило, никто не мешает. Положение напротив собеседника − положение конфронтации и оппозиции, что вряд ли будет способствовать созданию душевной и доверительной атмосферы.

- Не нарушайте личную дистанцию человека. Не стоит подходить к собеседнику очень близко − это вызовет агрессию, неприязнь и отторжение. Рекомендуется находиться на расстоянии около 15-45 см. Таким образом, нельзя проникать без разрешения в пространство другого человека; но нельзя и пропустить момент, когда нас впускают в личное пространство.

В заключение, отмечу, что  при первом знакомстве с помощью  слов передается только 7% информации; с помощью голоса – 38%, а мимики и позы – 55% (А. Пиз). Иными словами, важно не то, что говорится, а как оно говорится [1;50].

Невербальное поведение – это основа для любого поведения: будь-то речевого или какого-либо еще. Человек мало уделяем внимание этому каналу информации.

Семь шагов технологии успешного имиджа преподавателя:

1. Найти свой правильный  смысл жизни, поставить планку  потребностей;

2. Сделать инвентаризацию  своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь  и что можешь сам изменить  к лучшему; 

3. Развивать чувство  собственного достоинства и при  этом избавиться от заниженной  или завышенной самооценки; если  надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;

4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование:  хронический интерес к профессиональному  росту, к науке и – обязательно  – к психологии;

5. Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;

6. Развивать позитивное  мышление, способность превращать  неудачу в успех; 

7. Работать над своим  духовным содержанием, без соблюдения  духовных законов путь к успеху закрыт.

 Одно из важных  качеств учителя – способность  и желание «расти».

Подведя итог выше сказанному можно сказать, что имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу преподавателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального преподавателя», как доброжелательность, искренность, умение общаться.

Педагогическая этика  – основа личности учителя. Она изучает  основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Забота преподавателя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности

Мимическая сторона  общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка выражение уверенности в себе расположенности к общению могут существенно помочь в установление контактов.

Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать  уважение и вызывать доверие.  Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

Голос – звучащий имидж  педагога, его главное орудие труда  на парах.

Неотъемлемым компонентом  личности преподавателя является его  разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех студентов, которые кажутся безнадежными.

И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения  с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальный  опыт исследования влияния невербального  поведения на имидж преподавателя

Исходя из научной  проблемы, цели и задач курсовой работы, определила экспериментальную базу, и разработали программу констатирующего и формирующего эксперимента. Составляя программу исследования,  исходила из необходимости определения условий, позволяющих формировать позитивный педагогический имидж преподавателя вуза.

В рамках научного исследования особого внимания заслуживают вопросы, связанные с возможностями использования невербального поведения, оказывающих существенное влияние на формирование позитивного имиджа педагога.

Экспериментальной базой исследования на этапе констатирующего эксперимента стал Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, в котором изучалось отношение преподавателей высшей школы к данной проблеме, их потребности в формировании позитивного профессионального имиджа.

Одновременно на данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа и со студентами названного вуза. В пилотажном исследовании приняли участие студенты разных курсов, очной и заочной формы обучения факультета  управления, исторический факультет, преподаватели. Всего в исследовании было задействовано 30 испытуемых.

Организация исследования предусматривала три этапа:

I. Подготовительный этап: - Определение целей и задач  исследования;

- Выбор объекта и  предмета исследования;

- Определение гипотезы;

- Изучение и анализ  научной литературы, по проблеме исследования.

II. Констатирующий этап:

- Подбор методов и  экспериментальных методик; 

 

- Определение образа  «идеального преподавателя» в представлениях студентов.

III. Заключительный этап:

- Обработка полученных  результатов. 

На подготовительном этапе было выполнено исследование поискового характера, включающее в себя изучение состояния проблемы имиджа, особенности его формирования, степень актуализации данной проблемы в педагогической деятельности и  преподавателей вузов и студентов как субъектов совместной образовательной деятельности.

Были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, определена его экспериментальная база – Чувашский государственный педагогический университет им И.Я.Яковлева.

На данном этапе проводился анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме имиджа в психологии и в педагогической психологии, позволивший выявить степень изученности данного вопроса на современном этапе, определить условия, способствующие формированию позитивного имиджа преподавателя Вуза.

В результате проведенной  работы была сформулирована гипотеза и разработан план исследования научной  проблемы.

Исследование, проведенное  на подготовительном этапе, позволило  сделать вывод о необходимости  разработки проблемы формирования позитивного педагогического имиджа.

Констатирующее исследование предусматривало изучение состояния проблемы имиджа преподавателя Вуза. На данном этапе продолжилась работа по определению особенностей формирования педагогического имиджа, изучались требования, предъявляемые к личности преподавателя вуза студентами.

Выявление идеала преподавателя  производилось при помощи опросника среди студентов «Идеальный образ преподавателя Вуза», а также по принципу ранжирования совокупности качеств, которые важны с точки зрения исследуемой проблемы.

На что вы обращаете внимание в первую очередь при встрече с учителем?

63% - на отношение к  ученикам;

58% - на манеру общения  с учениками;

33% - на характер;

21% - на одежду;

17% - на причёску;

13% - на возраст;

8% - на лицо;

4% - на макияж.

В строке "Свой ответ" 4% написали: на всё.

2. Какие качества учителя вы цените больше всего?

79% - умение объяснять  учебный материал;

50% - чувство юмора;

38% - доброжелательность;

33% - общительность;

4% - принципиальность.

В строке "Свой ответ" 4% написали: красота.

Пункт "строгость" не выбрал никто.

3. Важно ли для вас то, как выглядит учитель?

46% считают, что внешность  - это не главное;

29% утверждают, что внешний  облик учителя имеет для них  большое значение;

13% всё равно.

В строке "Свой ответ" 4% написали, что главное для них, чтобы учитель был аккуратным и опрятным.

4. Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?

50% считают, что учитель  должен быть одет современно, но по-деловому;

50% заявили, что учитель  имеет право одеваться так, как хочет.

Пункт "учитель должен выглядеть красиво и молодёжно" не выбрал никто.

5. Что, по-вашему, недопустимо в облике учителя?

58% - неряшливость;

50% - очень короткая  юбка;

46% - яркий макияж;

42% - глубокое декольте;

13 % - джинсы.

Пункт "отсутствие маникюра" не выбрал никто.

6. Интересует ли вас личная жизнь учителя?

50% считают, что личная  жизнь учителя не должна интересовать  учеников;

33% интересуются семьей  учителя;

21% ответили, что им  всё равно;

8% не прочь побывать  у учителя дома.

7. Влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

58% ответили положительно;

38% ответили отрицательно;

4% затрудняются ответить  на этот вопрос.

Подведём итоги опроса.

Внешний облик преподавателя для большинства студентов не главное. Зато они ценят то, как преподаватель относится к студентам, а также обращают внимание на его манеру общения с ними.

Преподаватель должен понятно объяснять учебный материал и вместе с тем обладать чувством юмора.

К одежде преподавателя студенты не предъявляют жёстких требований, они считают, что преподаватель имеет право одеваться так, как хочет, но большее расположение вызывают у них преподаватели, которые предпочитают современную, но деловую одежду. Студенты не хотят видеть своего преподавателя в очень короткой юбке и с глубоким декольте. Недопустим также, по их мнению, слишком яркий макияж.

Информация о работе Влияние невербального поведения на имидж преподавателя