Влияние невербального поведения на имидж преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
- изучить экспирементальный опыт исследования влияния невербального повдения на имидж преподавателя.

Содержание

Введение ……………………………….................................................................3
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………....6
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа преподавателя…………………………………………………………………... 15
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48

Работа состоит из  1 файл

курсовая по имджу.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

1. Жесты-иллюстраторы — описательно-изобразительные  и вырази тельные жесты, сопровождающие  речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе;

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками;

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные  заменители слов или фраз в  общении. Например, сжатые вместе  руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы — это специфические  привычки человека, связанные с  движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания  отдельных частей тела; б) касания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.);

5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие  через движения тела и мышцы  лица определенные эмоции [28, с. 22].

Жесты являются неотъемлемой частью общения между людьми. С их помощью человек более ярко и эмоционально выражаем свои мысли.

Мимика представляет собой все  изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в  процессе общения. Она является важнейшим  элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Для усиления эмоций человек делает  мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации [3, с. 135].

Чаще всего основным объектом исследования выступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения - мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессии. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния: [27, с. 115].

1. Удивление — это  моментальная реакция. Всегда  появляется внезапно. Если есть  время обдумать то, что может  удивить, удивление на лице не зафиксируется.

Основные проявления реакции удивления: брови вздернуты вверх; на лбу широкие морщины; глаза широко, расслабленно открыты, соответственно, рот открыт.

2. Страх — эмоция, возникающая  в предвосхищении чего-то исключительно пагубного для человека. Причиной страха может быть ожидание физической боли, каких-либо неприятных событий, которые этот человек не в силах предотвратить.

Основные проявления реакции страха: брови подняты, растянуты  и сведены; короткие морщины на лбу; глаза раскрыты, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад.

3. Негодование (злость) является результатом психического  расстройства, физической угрозы  или намерения нанести кому-то  психологический или физический  ущерб. В состоянии гнева у человека поднимается кровяное давление, отчего краснеет лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание, напрягаются мышцы.

Основные проявления гнева: брови сдвигаются, между ними появляются вертикальные складки, внешние  концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальных морщин; глаза сужаются, губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы.

4. Отвращение является  реакцией на ощущение вкуса,  запаха, звука, прикосновения и  вида некоторых объектов или  людей.

Основные признаки этой реакции: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почти закрыты; уголки рта опущены. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт и напряженно, как при тошноте, высунут язык; на носу морщины.

5. Радость переживается  как ощущение приятного, возбуждающего, поднимающего настроение, — или как избавление от чего-то неприятного или опасного. В некоторых случаях радость может сливаться с удивлением, при этом, как правило, реакция удивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто за проявлениями радости скрываются гнев и страх.

Основные признаки радости: брови и лоб почти не принимают  участия в формировании экспрессии; глаза часто сужаются и блестят; уголки губ поднимаются кверху; рот  растягивается в улыбке.

6. Печаль (горе) чаще всего вызывается какими-то потерями. Она фиксируется на лице от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон — от состояния печали до горя и страдания.

Основные проявления реакции печали: брови сдвинуты вместе, их внешние  концы опущены, между бровями небольшие вертикальные складки; на середине лба короткие морщины; глаза слегка приоткрыты, и между нижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта опущены вниз [2, с. 106-108].

С помощью глаз также можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом.

Глаза и губы – наиболее подвижные  и выразительные элементы лица. Исследования показывают, что человек смотрит  на того собеседника, который ему  нравится или которому он доверяет. Согласно общепринятому мнению, глаза - зеркало души, и они отражают состояние человека. Контакт глаз помогает повысить уверенность в себе и установить доверительное отношение с собеседником.

Визуальный контакт является исключительно  частью общения. Человек зрительно  фиксирует все изменения во внешности  и выражении лица собеседник. Зрительная система может регистрировать все особенности объекта восприятия. Время от времени взгляды собеседников встречаются, в некоторых случаях собеседник воздерживается от пристального и прямого визуального контакта. В ситуации острого соперничества или враждебности люди избегают прямо смотреть друг на друга. В обычном разговоре контакт глазами помогает говорящему почувствовать, что он общается именно с вами, произвести благоприятное впечатление, лучше донести до собеседника смысл сказанного вами

Большое количество информации несет  в себе поза человека. Поза - положение  человеческого тела и движения, которые  принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального  поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека [3, с. 153].

По позе можно судить о жизненной  силе, степени усталости, самоуверенности  и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям [2, с. 120].

Вертикальное, расслабленное и  естественное положение тела создает  впечатление уверенности и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к  вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с вами в общение. Руки, расположенные по направлению к другому человеку - это тоже проявление открытости и сердечности. Будьте внимательны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает на груди руки, значит, он не согласен с вами, а если он к тому же закидывает ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится к возражениям. Если вы никак не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт с собеседником.

При общении принято выделять три группы поз:

1) Включение или исключение из  ситуации, т.е. открытость или  закрытость для контакта. Закрытость  достигается скрещиванием на  груди рук, сплетенными в замок  пальцами, фиксирующими колено в  позе «нога на ногу», отклонение  спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело поверну ты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2) Доминирование или зависимость.  Доминирование проявляется в  «нависании» над партнером, похлопывании  его по плечу, руке на плече  собеседника. Зависимость - взгляд снизу вверх, сутулость.

3) Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в  следующей позе: сжатые кулаки, выставленное  вперед плечо, руки на боках.  Гармоничная поза всегда синхронизирована  с позой партнера, открыта и свободна [17, с. 220].

Следующий элемент невербального поведения - походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков, движения рук, плеч. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человеке. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения), функцию социальной стратификации и т.д. В целом походка существенно дополняет наши представления о другом человеке, особенно в плане его психомоторной активности.

Просодика изучает интонацию, громкость, тембр голоса, темп речи, паузы, вздохи, кашель, смех, дикцию.

Интонация- это совокупность звуковых средств языка организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи ее ритм интенсивность темп тембр. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различные смыслы.

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Слишком громкая речь раздражает слушающего слишком тихая – быстро утомляет говорящего перестают слушать. Энтузиазм радость обычно передаются высоким голосом. Горе печаль усталость звучат мягко приглушенно с понижением интонации к концу фразы.

Одним из проявления голоса является смех. Смех может звучать  мягко и искренне. В некоторых  ситуациях смех – это лучший способ снять напряженность или избежать погружения в болезненные чувства.

Тон и темп речи может  многое сказать об эмоциональном  состояние человека. Спокойный уверенный  голос обладает целительными свойствами оказывающий определенное влияние  на слушающего в то время как раздраженный голос передает стрессовое состояние  говорящего. Быстрая речь – признак обеспокоенности или взволнованности медленная- угнетенного состояния. Низкий глухой богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным волевым решительным.

Одни из  элементов  невербального общения – пауза. С помощью паузы можно сделать интонацию более выразительной. Соблюдая паузу мы предоставляем возможность говорить партнеру стимулируем диалог.

И так подводя итог можно выявить, что невербальное поведение - это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высшие характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику), просодика изучает интонацию, громкость, тембр голоса, темп речи, паузы, вздохи. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом

 

1.2. Социально-психологический аспект имиджа преподавателя

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Преподаватель, не владеющий методическим мастерством, преподаватель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Перед университетом  стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только  личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность» [15;115].

Влияние преподавателя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора преподавателя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор преподавателя не ограничивался Вузовской программой. Индивидуальность преподавателя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует студентов, пробуждает у них  отношение к делу.

Информация о работе Влияние невербального поведения на имидж преподавателя