Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования: Доказать, что на формировании отрицательного мотивационного отношения, влияет такой фактор как отсутствие психологического контакта между родителями и ребенком
Задачи исследования:
1)Изучить литературу и точки зрения авторов, пишущих о различных видах мотивации, потребностях, мотивах, мотивационных отношениях;
2) Проанализировать точки зрения разных авторов, сравнить их между собой, определить схожие и различные позиции
3) Подобрать, выбрать и обосновать методики использующиеся в исследовании.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Определение понятия мотивация и ее структура……………………...5
1.1.Мотивация как психологическая категория………………………………..5
1.2. Структура мотивации……………………………………………………….10
Глава 2. Учебная мотивация……………………………………………………13
2.1. Понятие учебной мотивации………………………………………………13
2.2. Проблемы учебной мотивации……………………………………………18
Глава 3. Эмпирическое исследование………………………………………….21
3.1. Рабочая концепция исследования………………………………………….21
3.2. Программа исследования…………………………………………………...21
3.3. Описание методов исследования и выборки……………………………..22
Выводы…………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………29
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
психологии труда и организационной
психологии
Курсовая работа
Влияние
особенностей осознания
отношений к ребенку
в семье на его
учебную мотивацию
Научный руководитель:
Герасимов В.П.
Выполнил: студентка группы
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1.Определение понятия
1.1.Мотивация
как психологическая категория…
1.2. Структура
мотивации………………………………………………………
Глава
2. Учебная мотивация…………………………………
2.1. Понятие
учебной мотивации…………………………………
2.2. Проблемы
учебной мотивации…………………………………
Глава
3. Эмпирическое исследование………………………………………….
3.1. Рабочая
концепция исследования……………………
3.2. Программа
исследования………………………………………………
3.3. Описание
методов исследования и
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
1-12……………………………………………………………31-
Введение
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В
чем сущность потребности в знаниях?
Как она возникает? Как она
развивается? Какие педагогические
средства можно использовать для
формирования у учащихся мотивации
к получению знаний? Эти вопросы
волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника
нельзя успешно учить, если он относится
к учению и знаниям равнодушно,
без интереса и, не осознавая потребности
к ним. Поэтому перед школой стоит
задача по формированию и развитию
у ребёнка положительной
Но прежде, чем формировать необходимо, понять, почему у ребенка нет хорошей мотивации к учению. Возможно, причины намного глубже и более рано зародились, чем предполагают учителя и родители.
Объект исследования: мотивация
Предмет: факторы, влияющие на учебную мотивацию
Цель исследования: Доказать, что на формировании отрицательного мотивационного отношения, влияет такой фактор как отсутствие психологического контакта между родителями и ребенком
Задачи исследования:
1)Изучить литературу и точки зрения авторов, пишущих о различных видах мотивации, потребностях, мотивах, мотивационных отношениях;
2) Проанализировать
точки зрения разных авторов,
сравнить их между собой,
3) Подобрать,
выбрать и обосновать методики
использующиеся в исследовании.
Глава 1.
Определение понятия
мотивация и ее
структура
Мотивация
является одной из фундаментальных
проблем, как в отечественной, так
и в зарубежной психологии. Ее значимость
для разработки современной психологии
связана с анализом источников активности
человека, побудительных сил его
деятельности, поведения. Ответ на вопрос,
что побуждает человека к деятельности,
каков мотив, «ради чего» он ее
осуществляет, есть основа ее адекватной
интерпретации.
1.1Мотивация
как психологическая
категория
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, З.Фрейд и др.).
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Мотивация
может соотносится с
В
своей работе «Мотивация и личность»
(1954) Маслоу предположил, что все
потребности человека врожденные, или
инстинктоидные, и что они организованы
в иерархическую систему
Потребности в порядке их очередности:
Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.
Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
Потребность в принадлежности и любви. Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Потребность в самоактуализации. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.
Потребность в познании и понимании.
Эстетические потребности. Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.
Потребности
одного типа должны быть удовлетворены
полностью прежде, чем другая потребность,
более высокого уровня, проявится
и станет действующей. Теория А. Маслоу
достаточно четко сочетается с теорией
мотивационного комплекса, которая
так же предполагает наличие пяти
групп потребностей. Маслоу, считает,
что потребности между собой
связанны иерархическими связями и
движение потребностей идет снизу вверх
и сверху вниз; движение вверх по
уровням он назвал процессом удовлетворения
потребностей, а движение вниз —
фрустрацией — процессом
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение».
Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже как понятие «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».
Наиболее
широким является понятие «мотивационной
сферы», включающее и аффективную, и
волевую сферу личности (Л.С. Выготский),
переживание удовлетворения потребности.
В общепсихологическом