Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования: Доказать, что на формировании отрицательного мотивационного отношения, влияет такой фактор как отсутствие психологического контакта между родителями и ребенком
Задачи исследования:
1)Изучить литературу и точки зрения авторов, пишущих о различных видах мотивации, потребностях, мотивах, мотивационных отношениях;
2) Проанализировать точки зрения разных авторов, сравнить их между собой, определить схожие и различные позиции
3) Подобрать, выбрать и обосновать методики использующиеся в исследовании.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Определение понятия мотивация и ее структура……………………...5
1.1.Мотивация как психологическая категория………………………………..5
1.2. Структура мотивации……………………………………………………….10
Глава 2. Учебная мотивация……………………………………………………13
2.1. Понятие учебной мотивации………………………………………………13
2.2. Проблемы учебной мотивации……………………………………………18
Глава 3. Эмпирическое исследование………………………………………….21
3.1. Рабочая концепция исследования………………………………………….21
3.2. Программа исследования…………………………………………………...21
3.3. Описание методов исследования и выборки……………………………..22
Выводы…………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………29
Так же мотивация может быть связана либо с переживанием потребности и ее удовлетворением (С.Л.Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее». Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.
Разбирая
точки зрения различных авторов,
перед нами встает проблема перехода
потребностей в мотивы. Это проблема
двойная. С одной стороны, мотив
– это то, что является побуждением
и осознается как цель или предмет
(Леонтьев). С другой, мотив – потребность,
осознаваемая не только как побуждение,
но и как отношение субъекта к
содержанию потребности, способам и
результатам ее удовлетворения (Рубинштейн).
Мотив – может существовать как
отношение, но отношение не может
без осознания содержания связки
«я – не я» и осознания собственного
«Я». Мы видим, что понятие мотива
трактуется Леонтьевым в контексте
деятельности. Мы же приходим к тому,
что нам необходимо трактовать мотивацию,
как отношения к тому или иному
действию. Таким образом, мы переходим
от понятия «мотивация» к новому
понятию «мотивационное отношение»
и дальнейшему его
Наиболее близка нам в этом
плане точка зрения С.Л.
1.2.Структура
мотивации
Продуктивным в изучении мотивации (В.Г.Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И.Додонов, А. Маслоу, Е.И. Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г.Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.
Важно
также положение исследователей
о том, что структура мотивационной
сферы является не застывшей, статической,
а развивающимся, изменяющимся в
процессе жизнедеятельности
Существенным
для исследования структуры мотивации
оказалось выделение Б.И.
Первый
структурный компонент условно
назван «гедонической» составляющей мотивации,
остальные три – целевыми ее составляющими.
Вместе с тем первый и второй выявляют
направленность, ориентацию на саму деятельность
(ее процесс и результат), являясь
внутренними по отношению к ней,
а третий и четвертый фиксируют
внешние (отрицательные и
Одним
из ранних исследователей личностной
мотивации (в терминах потребностей
личности), как известно, была работа
Х.Мюррея (1938). Из множества рассматриваемых
автором побудителей поведения
им были выделены четыре основных: потребность
в достижении, потребность в доминировании,
потребность в
Очевидно,
что потребность в зависимости,
в самоутверждении и
В
плане рассмотрения структуры потребностной
сферы человека большой интерес
представляет «потребностный треугольник»
А.Маслоу, в котором, с одной стороны,
очевиднее высвечивается
Глава
2. Учебная мотивация
2.1.
Понятие учебной
мотивации
Существуют различные виды мотиваций:
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.
Рассматривая
мотивацию учебной
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.Высокий
уровень школьной мотивации,
2.Хорошая
школьная мотивация. ( Учащиеся успешно
справляются с учебной
3.Положительное
отношение к школе, но школа
привлекает таких детей
4.Низкая
школьная мотивация. Эти дети
посещают школу неохотно, предпочитают
пропускать занятия. На уроках
часто занимаются посторонними
делами, играми. Испытывают серьезные
затруднения в учебной
5.Негативное
отношение к школе, школьная
дезадаптация. Такие дети испытывают
серьезные трудности в
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности учащихся отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации.
В этой связи существенно, что в работе А.К.Маркова специально подчеркивает эту мысль: «…Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Характеризуя
интерес (в общепсихологическом
определении – это
Учебная
деятельность мотивируется, прежде всего,
внутренним мотивом, когда познавательная
потребность «встречается» с
предметом деятельности – выработкой
обобщенного способа действия –
и «опредмечивается» в нем
и в то же время самыми разными
внешними мотивами – самоутверждения,
престижности, долга, необходимости, достижения
и др. На материале исследования
учебной деятельности студентов
было показано, что среди социогенных
потребностей наибольшее влияние на
ее эффективность оказывала