Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание

Важность влияния семьи и семейных отношений на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6
1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12
1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16
Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19
2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19
2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22
2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24
3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26
3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36
3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41
4.Практическая глава………………………………………………………..45
4.1.Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка…45
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личных качеств ребенка………………………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………..54
Список используемых источников…..……………..………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 урст.docx

— 99.10 Кб (Скачать документ)

Человек, которому постоянно все приготовляют и предупреждают все его требования и желания, мало-помалу отвыкает следить за собой и за своими потребностями, что не заметит, что части его туалета в невозможном беспорядке, волосы не чесаны, не в меру им съедено и т. д. Бдительность окружающих несколько ослабла, и он делается поразительным неряхой. Разница только в том, что у взрослого все это может ограничиваться только внешними проявлениями, а у ребенка неряшливость и беззаботность выразятся во всех его действиях и проявлениях.

Часто полагают, что ребенок не понимает значения личных отношений, что у него нет  еще понятия о лице и личной его неприкосновенности. Родители обыкновенно думают, что их дети составляют их собственность, что они должны быть безличны и находиться в полной зависимости от их требований и действий. С такими грубыми воззрениями, понятно, никак нельзя согласиться, потому что, чем раньше у ребенка пробуждается понятие о своей личной неприкосновенности и о своих человеческих правах, тем более он приучается дорожить ими и ценить эти права у других; но такие понятия могут у него сложиться не из слов, а исключительно из действий и обращения с ним, они слагаются не по слову, а только по делу. Любовь, основанная на идее правды, возвышает человека и заставляет уважать его, без чего немыслимо развитие истинных человеческих качеств и достоинств; поэтому-то самый главный и существенный агент при воспитании – это искренняя, неподдельная и глубокая любовь...

 

1.1.Основные задачи воспитания

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей  в отношении воспитания подрастающего  поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и  семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания детей в  семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и  физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких  задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место  занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек  способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у  него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам  стремится все делать красиво.

В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с  раннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным  туризмом. Важно по совету врача  приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем  здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных  напитков, токсичных препаратов и  т. п.). И во всем этом главное - пример родителей. Если отец курит, но запрещает  курить сыну, вряд ли здесь получится  что-то хорошее. Воспитание детей в  семье необходимым компонентом  включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному  младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок,

 

чтение книжек, стимулирование и  поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие  разъяснения и т. д. - все это  отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится школьником, долг родителей - создать  надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности  мышления, ориентировка на непрерывное  образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической  печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий  детей в предметных и других кружках  в школе или внешкольных учреждениях - с учетом их интересов, склонностей  и состояния здоровья.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно  возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями  между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое  хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к  людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные  требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные  беседы и разъяснения, сколько организация  всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего  поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе  семейного воспитания принадлежит  трудовому воспитанию детей. С раннего  возраста ребятишки, как правило, в  меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей - не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде - все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего  развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с  другими сторонами воспитания, оно  способствует приобщению детей к  прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое. Задача семьи - воспитывать  не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных  областях и сферах.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать  особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем  сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление  его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств  и отрицательных черт. Только тогда  отец и мать получат возможность  целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении ребенка родителям помогут  непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с  товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти  и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят  учителя. Но оценка посторонних людей  может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения  отца и матери. Очень важно, чтобы  и ребенок, дети им тоже доверяли.(14,стр.482)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Стили и типы семейного воспитания

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание  целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении  ребенка. Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство”  и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется  в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять  требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам  воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается  сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это - гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два  мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего  в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей  как воспитателей.

Сотрудничество как тип  взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений  в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Существует 3 стиля семейного воспитания - авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя - закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным  для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка  и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право  быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле  родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние  и в дальнейшем могут поднять  руку на своих родителей, у них  почти нет ни каких ценностей.(6,стр.70)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Воспитание детей в различных по структуре семьях

2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье.

На этот счет существует две наиболее распространенные точки  зрения. Первая: единственный ребенок  оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных  с соперничеством братьев. Вторая: единственному  ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что  ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Информация о работе Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка