Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание

Важность влияния семьи и семейных отношений на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6
1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12
1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16
Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19
2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19
2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22
2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24
3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26
3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36
3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41
4.Практическая глава………………………………………………………..45
4.1.Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка…45
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личных качеств ребенка………………………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………..54
Список используемых источников…..……………..………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 урст.docx

— 99.10 Кб (Скачать документ)

Семейная социализация не сводиться к непосредственному  «парному» взаимодействию ребенку  с родителями. Так, эффект идентификации  может быть нейтрализован встречной  ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у  него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где  мать бесхозяйственна, эту роль может  взять на себя старшая дочь. Не менее  важен механизм психологического противодействия: ребенок, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к  самостоятельности, а тот, кому все  разрешают, вырасти зависимым. Поэтому  конкретные свойства личности ребенка  в принципе не выводимы ни из свойств  его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов  воспитания

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий  в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений  между родителями и детьми психологи  представляют в виде шкалы, на одном  полюсе которой стоят максимально  близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В  первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных  доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Эмоциональный тон семейного  воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом  контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского  контроля также можно представить  в виде шкалы, на одном полюсе которой  высокая активность, самостоятельность  и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах дети имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются детьми и на самом деле бывают более жесткими и строгими, чем матери, так что общий семейный стиль, в известной мере, компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения  детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все  равно, идут в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости  вызывает у ребенка ощущение, что  родителям нет до него дела. Кроме  того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без  надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его  гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Став взрослым, люди часто  воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они  помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях  свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном  транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила. Но если с маленькими детьми авторитарность еще «проходит», то в подростковом возрасте неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по старым, давно забытым счетам.

Как ни велико влияние родителей  на формирование личности, пик его  приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим  классам стиль взаимоотношений  с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта  невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения  ребенка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом  функции этих отношений и связанные  с ними представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают  в нескольких «ипостасях»: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует  себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

В основе эмоциональной привязанности  ребенка к родителям первоначально  лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость  начинает ребенка тяготить. Очень  плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические  данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность  в опеке, зависимость как черту  характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего  птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.

 

 

3.2.Ошибки семейного воспитания

У человека есть своеобразная форма  ориентировки - направленность на психический  облик другого человека. Потребность  «ориентиров» в эмоциональном настрое  других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего  контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном  эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной»  именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Большие  проблемы возникают в общении  с ребенком, если воспитание стало  единственной деятельностью, реализующей  потребность смысла жизни. Потребность  смысла жизни, проанализированная польским психологом К.Обуховым, характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности его преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям  из - за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему  задатков, сформированных личностных качеств. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно  очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

Некоторые родители следуют тем  или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной  критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации  системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная  невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно  для самих себя не столько описывают  характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как  они воспитывают ребенка.

Проблемы независимости обостряются  и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного  желательного для родителей качества. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями  развития ребенка, либо с присущими  ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Приходится встречаться и с  другим типом реализации сверхценных  идеалов воспитания. В психологическую  консультацию обратилась мама десятилетнего  мальчика с жалобами на увеличивающееся  заикание, которое возникло впервые  у сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой  группе было обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое, проявление более общей  способности ребенка. У него сформировалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Постепенно выяснилось, что причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша.

В этом примере нарушение поведения  возникло как следствие реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа  развития, возрастных возможностей ребенка.

Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или  иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые «осмысливают»  воспитание.

При реализации определенной системы  воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция  может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками  родителей или особенностями  детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание, сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

 

4.Практическая глава

4.1.Исследование влияния семьи  на формирование личности ребенка

     Исследование  проводилось в феврале  2012 года в 4 «Б» классе школы  №15 г. Балея, Забайкальского края. Мною был использован опросник  «Анализ семейного воспитания»  (Э. Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис), направленный на выявление роли семьи на формирование личности ребёнка , в данном случае, ребёнка младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 10 человек. Испытуемыми выступают родители ( 5 мужчин и 5 женщин).

      Установив стиль семейного воспитания  данной семьи, мы сможем утверждать  об особенностях воспитания, посредством  которых  возможно определить  качества личности ребенка. В опроснике мы возьмём только первые одиннадцать шкал.

Информация о работе Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка