Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание

Важность влияния семьи и семейных отношений на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6
1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12
1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16
Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19
2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19
2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22
2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24
3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26
3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36
3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41
4.Практическая глава………………………………………………………..45
4.1.Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка…45
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личных качеств ребенка………………………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………..54
Список используемых источников…..……………..………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 урст.docx

— 99.10 Кб (Скачать документ)

     2 из 10 семей, имеюют следующие результаты (см. таблицу №1 в Приложении А), по которым видно, что 2 семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать своего ребенка. Об этом говорит шкала № 11 (5 баллов), суммированные положительные ответы равны пяти, число баллов достигло диагностического значения. Эта шкала позволяет говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о хаотичных переходах родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку - эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании. Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка.

     Либеральная семья (3 семьи) не  требует особого  приклада  сил на то, чтобы воспитывать   своего ребёнка. Конечно, ребёнок  в  этом семье предоставлен  самому себе. Можно подозревать,  какие качества могут быть  сформированы у младшего школьника.  В этом случае ребёнку  «можно  всё». После исследования родители  говорили почему-то, что у них   недостаточно количества времени  на реализацию полноценного воспитания  ребёнка  в семье. 3 из 10 семей  имеют количество баллов (5 баллов), превышающее диагностическое  значение по шестой шкале (4 балла) и  по восьмой шкале (3 балла)(см.таблицу №2 в Приложении А).

     Шестая  шкала демонстрирует нехватку  обязанностей. В этом случае ребенок  имеет минимальное  количество  обязанностей в семье. Выражения   родителей заключаются в том,  что трудно привлечь ребенка  к какому-нибудь делу по дому. Такие семьи относятся к категории  либеральных семей. 

    Авторитарная  семья (3 семьи) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стиль вредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу развитие и воспитание ребёнка. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуя его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь можно говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Наблюдается тенденция того, что есть родители, не стремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируя их. 3 из 10 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показателя диагностического значения четвёртой шкалы (4 балла)(см.таблицу№3 в Приложении А).

     По  седьмой шкале ребенку «все  нельзя». Ему предъявляется огромное  количество обязанностей, ограничивающих  его свободу  и самостоятельность. 

     По  четвертой шкале воспитание  представляет собой не в полной  мере стремление родителя к  удовлетворению потребностей ребенка.  Довольно часто ущемляются духовные  потребности, особенно потребность   в эмоциональном контакте, общении   с семьёй, в её любви. 

     1 из этих 3 семей (5 баллов) превышает   седьмую шкалу (4 балла) – это   чрезмерность запретов и имеет   показатель (5 баллов), превышающая диагностическое значение по 9 шкале (4 балла) (см.таблицу№4 в Приложении А).

     По  девятой шкале характерна  приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на  незначительные нарушения. Типичные  высказывания этих родителей   отражают их убеждения в полезности  для детей максимальной строгости.

     Можно увидеть, что 2 семьи относят себя к демократическому стилю воспитания (4 балла), которые достигли показателя диагностического значения по десятой шкале (4 балла). Здесь можно предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого,  у ребенка формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее его воспитание. Этот момент особо важен для воспитания младшего школьника (см.таблицу №5 в Приложении А).

     По  десятой шкале родители  склонны  обходиться без наказаний  или  применяют их крайне  редко. Они уповают  на поощрение.

В процентном отношении это выглядит так:

  • 30 % авторитарных семей, где затормаживается благоприятное, всестороннее воспитание  ребёнка, направленное на разложение, разрушение личности ребёнка;
  • 30 % либеральных семей, в которых родители не принимают активное  участие в воспитании младшего  школьника;
  • 20 % семей, где присутствует  отчаянность в воспитании своего  ребёнка, есть только неопределённость  в выборе методов воспитания, верного пути развития;
  • 20 % составляют  демократические семьи, атмосфера внутри которых царит позитивная  для осуществления полноценного  воспитания.

     Можно сделать вывод, что в  процентном соотношении вершину  берут авторитарные и либеральные  семьи, нежели демократические  семьи. Согласно гипотезе, видно, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье. Если это авторитарная семья, то в большинстве случаев закладываются негативные черты личности. Тоже самое можно охарактеризовать и относительно либеральной семьи, где авторитет родителей не играет роли. Наиболее приемлемой считается семья, в которой родители и дети совместно взаимосотрудничают друг с другом. Отсюда, участие семьи является важнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания младшего школьника. Моя гипотеза оказалась верной.

    Я  считаю, что данная проблема объясняется современным состоянием общества, где без материальной состоятельности не возможен жизненный уровень семьи. Из-за безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет – это принести в дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, а работа. Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что ребенок ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей

Только  наличие положительной самооценки, которая формируется в семье, создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Были  протестированы учащиеся 6 «А» класса общеобразовательной школы №15 города Балея Забайкальского края, относящиеся к различным по структуре семьям. (Приложение  Б) Неполная семья: Талецкий Максим, Рогов Саша. Многодетная семья: Рудаков Андрей, Гузенко Кристина. Семья с одним ребенком: Куклина Алина, Мурзин Артур.

Результаты  опроса приведены в Приложении Б. По ним можно определить, что у детей из неполных семей наблюдаются отклонения от нормально – развитой самооценки, также как и в семье, где воспитывается только один ребенок. Что касается многодетных семей, в этом случае вопросов с самооценкой не возникает.

Переживания связаны с целым комплексом особенностей: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности. Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Исследования обнаруживают, что дети с аффективными 'переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают соответствующими аффективными формами поведения.

Они склонны  к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования таких черт часто относится именно к подростковому возрасту.

Предметом исследования и рассмотрения стали влияния самооценки на эмоциональное самочувствие подростка и на его развитие (кроме того, формирование отрицательных черт 'поведения личности требуют безотлагательного практического вмешательства). Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются 'притязания, в отношении моральной сферы и качеств личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

 

 

 

 

 

 

 

4.3.Рекомендации  по усилению роли  семьи в формировании  личностных качеств ребенка

 

     В каждой семье объективно  складывается определенная, далеко  не всегда осознанная ею система  воспитания. Здесь имеется  в  виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и  более  или менее целенаправленное  применение методов и приемов  воспитания, учет того, что можно  и чего нельзя допустить в  отношении ребенка. Могут быть  выделены 4 тактики воспитания в  семье и отвечающие им 4 типа  семейных взаимоотношений, являющиеся  и предпосылкой и результатом   их возникновения: диктат, опека,  “невмешательство”  и сотрудничество.

     Диктат  в семье проявляется  в систематическом  поведении  одними членами семейства (преимущественно  взрослыми) инициативы и чувства  собственного достоинства  у  других его членов.

     Родители, разумеется, могут  и должны предъявлять  требования  к своему ребенку, исходя из  целей воспитания, норм морали, конкретных  ситуаций, в которых необходимо  принимать  педагогически и  нравственно  оправданные решения.  Однако те из них, которые  предпочитают всем видам  воздействия  приказ и насилие, сталкиваются  с сопротивлением ребенка, который   отвечает на нажим, принуждение,  угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а  иногда откровенной  ненавистью. Но даже если сопротивление   оказывается сломленным, вместе  с  ним оказываются сломленными   и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного  достоинства, инициативность, вера  в  себя и в свои возможности.  Безоглядная  авторитарность  родителей, игнорирование  интересов  и мнений ребенка, систематическое   лишение его права голоса при   решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных  неудач формирование его личности.

     Опека в семье – это система  отношений, при которых родители, обеспечивая  своим трудом  удовлетворение всех потребностей  ребенка, ограждают его от каких-либо  забот, усилий и трудностей, принимая  их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В  центре воспитательных воздействий  оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

     Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности  и даже целесообразности  независимого существования взрослых  от детей, может  порождаться  тактикой “невмешательства”. При  этом предполагается, что могут   сосуществовать два мира: взрослые  и дети, и ни тем, ни другим  не следует  переходить намеченную  таким образом  линию. Чаще  всего в основе этого  типа  взаимоотношений лежит пассивность   родителей как воспитателей.

     Сотрудничество  как тип взаимоотношений  в  семье предполагает опосредствованность   межличностных отношений в семье   общими целями и задачами совместной  деятельности, ее организацией и  высокими нравственными ценностями. Именно в  этой ситуации  преодолевается эгоистический   индивидуализм ребенка. Семья,  где  ведущим типом взаимоотношений   является сотрудничество, обретает  особое качество, становится группой  высокого уровня развития –  коллективом.(9,стр.86)

         Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

•Принимать  активное участие в жизни семьи;

•Всегда находить время, чтобы поговорить с  ребенком;

Информация о работе Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка