Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:21, курсовая работа
Важность влияния семьи и семейных отношений на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Введение………………………………………………………………………3
Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6
1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12
1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16
Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19
2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19
2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22
2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24
3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26
3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36
3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41
4.Практическая глава………………………………………………………..45
4.1.Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка…45
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личных качеств ребенка………………………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………..54
Список используемых источников…..……………..………
2 из 10 семей, имеюют следующие результаты (см. таблицу №1 в Приложении А), по которым видно, что 2 семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать своего ребенка. Об этом говорит шкала № 11 (5 баллов), суммированные положительные ответы равны пяти, число баллов достигло диагностического значения. Эта шкала позволяет говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о хаотичных переходах родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку - эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании. Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка.
Либеральная семья (3 семьи) не
требует особого приклада
сил на то, чтобы воспитывать
своего ребёнка. Конечно,
Шестая шкала демонстрирует нехватку
обязанностей. В этом случае ребенок
имеет минимальное количество
обязанностей в семье.
Авторитарная семья (3 семьи) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стиль вредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу развитие и воспитание ребёнка. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуя его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь можно говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Наблюдается тенденция того, что есть родители, не стремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируя их. 3 из 10 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показателя диагностического значения четвёртой шкалы (4 балла)(см.таблицу№3 в Приложении А).
По седьмой шкале ребенку «все
нельзя». Ему предъявляется
По четвертой шкале воспитание
представляет собой не в
1 из этих 3 семей (5 баллов) превышает
седьмую шкалу (4 балла) – это
чрезмерность запретов и имеет
По девятой шкале характерна
приверженность к строгим
Можно увидеть, что 2 семьи относят себя к демократическому стилю воспитания (4 балла), которые достигли показателя диагностического значения по десятой шкале (4 балла). Здесь можно предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого, у ребенка формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее его воспитание. Этот момент особо важен для воспитания младшего школьника (см.таблицу №5 в Приложении А).
По десятой шкале родители
склонны обходиться без
В процентном отношении это выглядит так:
Можно сделать вывод, что в
процентном соотношении
Я считаю, что данная проблема объясняется современным состоянием общества, где без материальной состоятельности не возможен жизненный уровень семьи. Из-за безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет – это принести в дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, а работа. Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что ребенок ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей
Только
наличие положительной
Были протестированы учащиеся 6 «А» класса общеобразовательной школы №15 города Балея Забайкальского края, относящиеся к различным по структуре семьям. (Приложение Б) Неполная семья: Талецкий Максим, Рогов Саша. Многодетная семья: Рудаков Андрей, Гузенко Кристина. Семья с одним ребенком: Куклина Алина, Мурзин Артур.
Результаты опроса приведены в Приложении Б. По ним можно определить, что у детей из неполных семей наблюдаются отклонения от нормально – развитой самооценки, также как и в семье, где воспитывается только один ребенок. Что касается многодетных семей, в этом случае вопросов с самооценкой не возникает.
Переживания
связаны с целым комплексом особенностей:
с интенсивным развитием
Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования таких черт часто относится именно к подростковому возрасту.
Предметом исследования и рассмотрения стали влияния самооценки на эмоциональное самочувствие подростка и на его развитие (кроме того, формирование отрицательных черт 'поведения личности требуют безотлагательного практического вмешательства). Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются 'притязания, в отношении моральной сферы и качеств личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личностных качеств ребенка
В каждой семье объективно
складывается определенная, далеко
не всегда осознанная ею
Диктат в семье проявляется
в систематическом поведении
одними членами семейства (
Родители, разумеется, могут
и должны предъявлять
Опека в семье – это система
отношений, при которых
Система межличностных
Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
•Принимать активное участие в жизни семьи;
•Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Информация о работе Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка