Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание

Важность влияния семьи и семейных отношений на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6
1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12
1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16
Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19
2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19
2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22
2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24
3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26
3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36
3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41
4.Практическая глава………………………………………………………..45
4.1.Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка…45
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личных качеств ребенка………………………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………..54
Список используемых источников…..……………..………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 урст.docx

— 99.10 Кб (Скачать документ)

•Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все  возникающие в его жизни сложности  и помогать развивать свои умения и таланты;

•Не оказывать  на ребенка никакого нажима, помогая  ему тем самым самостоятельно принимать решения;

•Иметь  представление о различных этапах в жизни ребенка;

•Уважать  право ребенка на собственное  мнение;

•Уметь  сдерживать собственнические инстинкты  и относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом;

•С уважением  относиться к стремлению всех остальных  членов семьи делать карьеру и  самосовершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда  он становится личностью, и становление  ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия  призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение  ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет  общественный смысл.

К функциям семьи следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Учитывая все выше описанные  функции, стили, тактики, структуры  и психологические механизмы  воздействия не нужно забывать, что  воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время, самого простого и искреннего.

 Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при  воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в  отношениях с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М.-1987г., изд. «Политической литературы», стр. 190
  2. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М.-1999г., изд. Центр « Академия», стр.270
  3. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога»
  4. Земская М.Р. «Семья и личность», М.-1999 г., изд. «Прогресс», стр.133
  5. Зюбин А.М. «Растить человека», изд. «Лениздат»,1988г., стр. 64
  6. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г. стр. 70
  7. Крайг Г. «Психология развития», изд. «Питер», 2000 г., стр. 982
  8. Крысько В.А. «Педагогика и психология», М.- 2004 г., изд. «Дрофа»
  9. Кунц О.Р. «100 советов родителям», Уфа 1991г., изд. «РИО Госкомиздата БАССР», стр. 86
  10. Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004г.
  11. Махов Ф.С. «Кого мы ростим?», М.-1999г.
  12. Овчинникова И. «Родительское счастье», изд. «Полит. Литературы», 1987г., стр. 351
  13. Педагогика под ред. Пидкасистого П.И., М.- 1996.
  14. «Педагогика» под ред. Сластенина В.А. и др., М.-2002г., изд. «Школьная пресса», стр. 482
  15. «Семья и формирование личности», под ред. Болдорева А.А., М. 1989 г., изд. «Просвящение», стр. 206
  16. Спок Б. «Ребенок и уход за ним», М.- 1998г., изд. «Машиностроение»
  17. Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности», М.-1987г., изд. «Мысль», стр. 351
  18. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В.В. «Семейная психотерапия», Л.-1999г., изд     «Медицина»

 

Приложение А.

Сводные протоколы по опроснику  «Анализ семейного воспитания»

(методика Э.Г. Эйдемиллера и  В.В. Юстицкого)

Таблица №1

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

3

4

8

1

3

9

3

4

10

2

4

11

5

5


 

Таблица №2

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

5

4

7

3

4

8

3

3

9

3

4

10

3

4

11

4

5


 

 

 

 

 

Таблица №3

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

4

4

5

2

4

6

3

4

7

5

4

8

2

3

9

3

4

10

3

4

11

4

5


 

Таблица №4

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

5

4

8

2

3

9

5

4

10

3

4

11

4

5


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №5

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

3

4

8

1

3

9

3

4

10

4

4

11

4

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б.

Тест «Самооценка»

1. Часто ли мнение окружающих о Вас совпадает с Вашим ?

А. Да         Б. Нет        В. Изредка

2.  Размышляя о своем предназначении…

А.  Вы добиваетесь определенных успехов

Б. Вы призваны покорить мир

В. Настанет завтра – будет видно

3. Часто ли вы прибегаете к спору?

А. Иногда. Спорю тогда, когда знаю, что прав.

Б. Всегда. Я не могу ошибаться.

В. Редко. Не могу отстаивать свою точку зрения.

4. Легко ли Вы находите общий язык с окружающими?

А. Да

Б. Это они не находят общий язык со мной

В. Не знаю. Не уверен.

5. Проснувшись утром и посмотрев в зеркало, вы думаете…

А. Приведу себя в порядок и стану собой

Б. Я как всегда прекрасно выгляжу

В. Лучше отойду

 

Результат оценивается по преимуществу одной  из букв ответа.

 

А – устойчивая самооценка;

Б – завышенная самооценка;

В – заниженная самооценка.

 

Сводный протокол по результатам  теста  «Самооценка»

Таблица №1.

 

Талецкий М.

Рогов С.

Рудаков А.

Гузенко К.

Куклина А.

Мурзин А.

1

Б

В

А

В

А

Б

2

Б

В

А

В

В

А

3

Б

А

Б

А

А

Б

4

А

А

А

В

А

А

5

Б

Б

А

А

Б

Б



Информация о работе Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка