Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:21, курсовая работа
Важность влияния семьи и семейных отношений на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Введение………………………………………………………………………3
Теоретические подходы к изучению особенностей семейного воспитания…………………………………………………………………6
1.1.Основные задачи воспитания……………………………………….......12
1.2.Стили и типы семейного воспитания………………….………..……...16
Воспитание детей в различных по структуре семьях……………….…19
2.1.Особенности воспитания единственного ребенка в семье...……........19
2.2.Специфика воспитания в многодетной семье…………...…………….22
2.3.Воспитание ребенка в неполной семье...………………………………24
3.Семья как фактор формирования личности……………………….…….26
3.1.Роль родителей в формировании личности ребенка..………………...36
3.2.Ошибки семейного воспитания………….….….………………………41
4.Практическая глава………………………………………………………..45
4.1.Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка…45
4.2.Результаты исследования детей из разных по структуре семей..……49
4.3.Рекомендации по усилению роли семьи в формировании личных качеств ребенка………………………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………..54
Список используемых источников…..……………..………
•Интересоваться
проблемами ребенка, вникать во все
возникающие в его жизни
•Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
•Иметь
представление о различных
•Уважать право ребенка на собственное мнение;
•Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
•С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Заключение
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Человек приобретает ценность
для общества только тогда, когда
он становится личностью, и становление
ее требует целенаправленного, систематичного
воздействия. Именно семья с ее постоянным
и естественным характером воздействия
призвана формировать черты характера,
убеждения, взгляды, мировоззрение
ребенка. Поэтому выделение
К функциям семьи следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.
Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время, самого простого и искреннего.
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.
Список используемых источников:
Приложение А.
Сводные протоколы по опроснику «Анализ семейного воспитания»
(методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого)
Таблица №1
Шкалы |
Кол-во баллов семьи |
Диагностическое значение |
1 |
2 |
7 |
2 |
4 |
8 |
3 |
1 |
8 |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
3 |
4 |
7 |
3 |
4 |
8 |
1 |
3 |
9 |
3 |
4 |
10 |
2 |
4 |
11 |
5 |
5 |
Таблица №2
Шкалы |
Кол-во баллов семьи |
Диагностическое значение |
1 |
2 |
7 |
2 |
4 |
8 |
3 |
1 |
8 |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
5 |
4 |
7 |
3 |
4 |
8 |
3 |
3 |
9 |
3 |
4 |
10 |
3 |
4 |
11 |
4 |
5 |
Таблица №3
Шкалы |
Кол-во баллов семьи |
Диагностическое значение |
1 |
2 |
7 |
2 |
4 |
8 |
3 |
1 |
8 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
3 |
4 |
7 |
5 |
4 |
8 |
2 |
3 |
9 |
3 |
4 |
10 |
3 |
4 |
11 |
4 |
5 |
Таблица №4
Шкалы |
Кол-во баллов семьи |
Диагностическое значение |
1 |
2 |
7 |
2 |
4 |
8 |
3 |
1 |
8 |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
3 |
4 |
7 |
5 |
4 |
8 |
2 |
3 |
9 |
5 |
4 |
10 |
3 |
4 |
11 |
4 |
5 |
Таблица №5
Шкалы |
Кол-во баллов семьи |
Диагностическое значение |
1 |
2 |
7 |
2 |
4 |
8 |
3 |
1 |
8 |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
3 |
4 |
7 |
3 |
4 |
8 |
1 |
3 |
9 |
3 |
4 |
10 |
4 |
4 |
11 |
4 |
5 |
Приложение Б.
А. Да Б. Нет В. Изредка
2. Размышляя о своем предназначении…
А. Вы добиваетесь определенных успехов
Б. Вы призваны покорить мир
В. Настанет завтра – будет видно
3. Часто ли вы прибегаете к спору?
А. Иногда. Спорю тогда, когда знаю, что прав.
Б. Всегда. Я не могу ошибаться.
В. Редко. Не могу отстаивать свою точку зрения.
4. Легко ли Вы находите общий язык с окружающими?
А. Да
Б. Это они не находят общий язык со мной
В. Не знаю. Не уверен.
5. Проснувшись утром и посмотрев в зеркало, вы думаете…
А. Приведу себя в порядок и стану собой
Б. Я как всегда прекрасно выгляжу
В. Лучше отойду
Результат оценивается по преимуществу одной из букв ответа.
А – устойчивая самооценка;
Б – завышенная самооценка;
В – заниженная самооценка.
Талецкий М. |
Рогов С. |
Рудаков А. |
Гузенко К. |
Куклина А. |
Мурзин А. | |
1 |
Б |
В |
А |
В |
А |
Б |
2 |
Б |
В |
А |
В |
В |
А |
3 |
Б |
А |
Б |
А |
А |
Б |
4 |
А |
А |
А |
В |
А |
А |
5 |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
Информация о работе Влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка