Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:43, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;
2. изучить вопрос использования подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
1. Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение ………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние подвижных игр  на развитие зрительного  внимания у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения

Курсовая  работа 
 
 
 

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6

    1. Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6

1.2 Подвижные  игры в работе с детьми дошкольного  возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12

1.3. Влияние подвижных  игр на развитие зрительного  внимания у детей дошкольного  возраста с нарушением зрения…………………………………….17

Вывод ………………………………………………………………………………22

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния  подвижных игр  на развитие зрительного  внимания у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23

2.1. Выявление  наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23

2.2 Результаты  констатирующего эксперимента…………………………………27

Вывод……………………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы……………………………………………………………..32

Приложение ………………………………………………………………………35  
 
 
 
 

Введение 

  По  данным Всемирной организации здравоохранения, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно  изменился состав детей с нарушениями  зрения. Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации. Компенсация нарушений зрительного восприятия у таких детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, физическую  трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих. Вопросом о необходимости и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с нарушением зрения занимались офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологи, тифлопедагоги и тифлопсихологи такие как: Земцова М.И., Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., Солнцева Л.И., Куман И.Г., Плаксина Л.И., Зислина Н.Н., Литвак А.Г., Григорьева Л.П., Федоров С.Н., Каплан А.И. и другие.

  В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии.

  Для детей данной категории необходимо создавать систему специальных, коррекционных, педагогических методов  и приемов. Они помогут ребенку  восполнить недостатки развития и адаптироваться в нормальный, социально-общественный процесс.

  Для детей дошкольного возраста ведущей  деятельностью является игра. Она  обеспечивает их всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра должна занимать значительное место.

  «Школа  правильно руководимой игры открывает  ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение…»

  Эти слова принадлежат известному французскому ученому Ж. Фабру. Он хорошо понимал, как много значит  игра в жизни ребенка и как важно наставнику, воспитателю, любому взрослому, взявшемуся за самую может быть, ответственную миссию – растить Человека, быть рядом с ребенком и в игре тоже, руководить ею, но так, чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не диктатора или надзирателя

  Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в разных аспектах: историческом, этнографическом, социологическом, этическом, психологическом, педагогическом.

  Таким образом, проблема нашей работы: каким образом подвижные игры будут оказывать влияние на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

   Объект исследования: процесс развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

  Предмет исследования: влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

  Цель  исследования: теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

  Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что подвижные игры влияют на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения при:

  -    использовании зрительных ориентиров

  -    использовании озвученной атрибутики

  • если содержание игр будет направлено на развитие функций внимания
  • при специальной организации помещения

  Задачи  исследования:

1. изучить  и проанализировать проблему  развития зрительного внимания  у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;

2.  изучить  вопрос использования подвижных  игр в работе с детьми дошкольного  возраста с нарушением зрения;

3. теоретически  доказать влияние подвижных игр  на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы влияния подвижных  игр на развитие зрительного  внимания у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения 

  §1.1 Развитие зрительного  внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 

  В отечественной психологии внимание определяется как «направленность  и сосредоточенность психической  деятельности человека, активность его  личности в данный момент и при  данных условиях». Внимание не имеет своего собственного содержания и связано с характером активности и деятельности человека.

  Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся  детей присуще и детям с  нарушением зрения.

  Однако  полное выпадение или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет отражение предметов и явлений окружающей среды. Восполнить недостатки в чувственном опыте может только активизация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.

  Внимание, как одна из сторон психической деятельности незрячих и слабовидящих детей изучено  крайне недостаточно. Однако все тифлопсихологи и тифлопедагоги отмечают большое  значение внимания в компенсации  и коррекции последствий зрительных дефектов.

  В тифлопсихологии было широко распространено мнение, согласно которому слабовидение вызывает положительные автоматические изменения всех свойств внимания, и в первую очередь его устойчивости, интенсивности, концентрированности.      « Зрение, - писал К.Штумпф, - наносит ущерб нашему вниманию не столько рассеянностью, которую оно вызывает, столько одновременностью впечатлений, которую оно обуславливает. Зрительные восприятия обладают той особенностью, что они притекают к нам одновременно целой массой и, таким образом, в известном смысле оглушают и спутывают сознание, которое, будучи подавлено тяжестью зрелища, блуждает от одного объекта к другому, не зная, на чем остановиться и сосредоточиться. Это непостоянство входит в потребность и в привычку, влияние которой на нашу психическую деятельность мы так хорошо осознаем, что, что когда мы хотим сосредоточить наше внимание, мы закрываем глаза и таким образом искусственно делаем себя слепыми. Наоборот, осязательные и слуховые ощущения являются по своей природе разъединенными; они входят в сознание последовательно, и психика занимается ими без труда, со все возрастающей интенсивностью» [4, с. 188]

  Такие тифлопсихологи, как К. Бюрклен, П. Виллей, А.А. Крогиус, Ф. Цех, утверждали, что  сужение сферы чувственного познания у незрячих отрицательно влияет на внимание, отмечая в то же время, что оно у них может развиваться, причем достигать того же уровня, что и у зрячих.

    Внимание, не являясь самостоятельным  психическим процессом, проявляется  внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Избирательная направленность внимания  обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение произвольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Придавая психической деятельности избирательную направленность, внимание в то же  время дает эффект сенсибилизации, которую нужно понимать не только как повышение чувствительности, но и, как указывал С.Л. Рубинштейн, как повышение восприимчивости к впечатлениям, мыслям, действиям. Внимание обеспечивает также сосредоточение сознания на объекте деятельности при одновременном его отвлечении от постороннего, мешающего деятельности в заданном направлении.

  Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств.  В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию. Внимание как сторона психической деятельности детей с нарушением зрения исследовано еще недостаточно. Однако его большое значение для компенсации дефектов зрения отмечается почти всеми тифлопсихологами и педагогами.

  Наблюдения  за слабовидящими детьми говорят  о низком уровне развития их внимания, обусловленное узостью интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения. Нужно отметить также, что уменьшение количества раздражителей при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей  быстро утомляет и ведет к рассеиванию внимания. Внимание слабовидящих может интенсивно развиваться и достигать того же уровня, как у нормально видящих.

  Виды  внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно вязано с познавательной деятельностью, интересами и потребностями личности.

  Произвольное  внимание – избирательная устойчивая активность по отношению к какому – либо объекту или событию; возникает  при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме, так и с помощью речи.

  Послепроизвольное внимание – избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в ее процессе интересом ребенка к выполнению какого – либо задания.

    Первоначально непроизвольное внимание  формируется и развивается в  результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств или проявлений органических потребностей и не зависит от сознания субъекта деятельности. Чем интенсивнее раздражитель, тем ярче проявления внимания. Сокращение же объема внешних воздействий вследствие полного или частичного выпадения зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифференцированных, опредмеченных, эмоционально окрашенных, не способствует развитию внимания, а, наоборот, задерживает его развитие.

  Высшие  виды внимания (произвольное и послепроизвольное)

  непосредственно связаны с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются волевые качества, интересы, личность, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Отсюда следует, что приобщение лиц с дефектами зрения к активной деятельности способствует развитию произвольного и непроизвольного внимания.

  Качествами  внимания являются концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объем.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения