Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:43, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;
2. изучить вопрос использования подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
1. Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение ………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

§1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 

  Роль  игровой деятельности в компенсации  дефектов зрения в настоящее время  отмечается практически в каждом исследовании тифлопсихологов. Впервые  на компенсаторную роль игровой деятельности указывали такие великие ученые как, Л.С.Выготский, Л.И. Солнцева, Д.М.Маллаев, Ш.А. Амонашвили.

  Психическое развитие детей с нарушением зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности. Для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, как и для зрячих, ведущим видом деятельности является игра. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с нарушением в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со зрением. Игра является средством всестороннего развития и познания окружающего мира, воспитывающим положительные качества личности.

  При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие  детей в любом виде деятельности. Именно в деятельности ребенок с  нарушением зрения произвольно или  не произвольно сосредотачивает и направляет внимание на осознание объекта действительности. Так как зрение является одним из компонентов полноценного восприятия мира, а у детей данной категории оно слабо развито, но оно компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов.

  Одним из средств воспитания и развития ребенка дошкольного возраста  нарушением зрения являются подвижные  игры. Они, так же как и другие обеспечивают полноценное и всестороннее развитие детей.  Дети с нарушением зрения любят играть в те же игры, что и зрячие, только в отличие от зрячего, такому ребенку необходимо создавать специальные условия, где он опираясь на сохранные анализаторы мог бы овладеть игровыми действиями, а затем овладеть игрой.

  При нарушении зрения почти все качества внимания, такие как активность, направленность, его широта, переключение, интенсивность, состредоточенноть, устойчивость, оказываются на низком уровне развития, но способны к высокому развитию, достигая уровня зрячих детей, а порой и превышая его.

    Внимание в игровом процессе у слепых и слабовидящих по своей структуре, видам и форме имеет ту же основу, что и у зрячих. Основные функции всех трех видов внимания остаются сохранными. Качественные различия могут проявляться у таких детей за счет нарушения зрительного восприятия. Однако у детей с нарушением зрения внимание компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов: слухового, вкусового, тактильного, осязательного.

  В зависимости от видов деятельности для ее успешного выполнения необходимо развитие различных свойств внимания. В игровой деятельности развиваются почти все свойства внимания, только для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок смог бы воспользоваться остаточным зрением и другими анализаторами для приема информации, последующей переработки, чтобы в дальнейшем получить высокий результат.

  Для того чтобы подвижные игры влияли на развитие зрительного внимания, требуется соблюдение нескольких условий, которые были выдвинуты в нашей  работе, это:

  -    использование зрительных ориентиров

  -    использование озвученной атрибутики

  • если содержание игр будет направлено на развитие функций внимания

  -    при специальной организации  помещения 

  Зрительный  ориентир – хорошо видимый на местности неподвижный предмет, помогающий ориентироваться на местности, определять направление в игре и находить цели.

  В качестве ориентиров в подвижной игре могут выступать: кегли, мячи, веревки, флажки, кубики, кольца.  Ориентиры должны быть яркие и красочные.

  Все зрительные ориентиры должны быть знакомы детям. Следует заранее познакомить детей с площадкой, на которой будет проводиться подвижная игра дать детям походить по ней, побегать, ощупать все предметы и инвентарь.

  В подвижных  играх с детьми с нарушением зрения следует использовать озвученную атрибутику это: свисток, бубен, колокольчик, погремушки и т.д.  Так как у детей с нарушением зрения зрительное внимание компенсируется за счет слухового анализатора. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Использование озвученной атрибутики в подвижных играх с детьми с нарушением зрения необходимо, но не стоит акцентировать внимание только на этом условии, поскольку в играх должны быть задействованы все анализаторы, в том числе и зрительный.

  Содержание  и цель подвижной игры оказывают не мало важное значение в развитие зрительного внимания. Все игры, которые будут входить в комплексы должны быть направлены на развитие всех качеств внимания.

  Например, игры направленные на распределение  внимания и расширения его объема. Эти игры тренируют в умении одновременно направлять на совершенно различные явления или предметы, расширять объем внимания и учат быстро запоминать.

  Игра  «Будь на чеку»

  Дети играют в любую подвижную игру, после  того как прозвучит сигнал воспитатель  показывает какой либо предмет, через определенный промежуток времени после внезапного сигнала – ребенок должен подробно расск5азать о том, что заметил и запомнил.

  Игры, направленные на развитие устойчивости и концентрации внимания.

  Данные  игры тренируют сосредоточенность и устойчивость внимания на одном предмете, упражняют в том, чтобы даже сильные раздражители не отвлекали от начатого дела; приучают быть внимательными к тому, что мало интересно.

  Игра  «Старайся запомнить»

  Воспитатель заранее собирает несколько предметов, и закрывает их газеткой. В произвольном порядке вынимает по одному предмету, показывает играющим и прячет обратно. Дети начинают играть в подвижные игры. Время от времени воспитатель неожиданно спрашивает у любого играющего какие предметы он видел и в каком порядке они были показаны. Допустивший ошибку выбывает из игры.

  Игры, направленные на переключение внимания. Эти игры тренируют детей в переключении внимания с одного объекта на другой, в умении быстро направлять свое внимание на то, на что в данный момент требуется его направить, и, когда нужно, отвлекаться от того предмета или явления, который сильно отвлекает.

  Игра  «Не забудь про  главное»

  В течение  игры воспитатель показывает ребенку 4 хорошо видимых разнообразных предметов. На рассмотрение каждого предмета у ребенка есть одна минута. После завершения игры ребенок должен рассказать о предметах которые он видел, и особенно подробно о том который выделит воспитатель.

  Специально организованное помещение или площадка где будет проводиться подвижная игра, имеет большое значение для развития зрительного внимания. Помещение или площадка должны иметь границы, которые должны быть четко отмечены. В качестве ограничительных ориентиров могут выступать резиновые коврики, шнур, натянутый по всему периметру площадки, линии могут быть обозначены цветными мелками, полосками из яркой ткани. С помещением или площадкой детей знакомят заранее, чтобы в игре ребенок смог ориентироваться в пространстве. На площадке обязательно должны присутствовать зрительные ориентиры. Помещение  может быть оформлено так, что бы подходило к тематике подвижных игр, это могут быть картины, рисунки, игрушки. Все материалы должны быть яркими, иметь четкий контур, не слишком детализированы.

  Таким образом, подвижные игры для детей  с нарушением зрения имеют свои специфические особенности. При проведении подвижных игр необходимо пользоваться условиями, которые были приведены в данном параграфе. Только при четком выполнении все условий подвижная игра у детей с нарушением зрения будет приобретать  развивающую функцию. И подвижная игра у ребенка с особыми образовательными потребностями  будет средством пополнения ребенком знаний и умений, развития физических качеств таких как ловкость, сноровка, выносливость, развития психических качеств, повышения двигательной активности. И как говорил великий ученый Ж. Фабер «Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение…»

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вывод:  

  В ходе теоретического обоснования проблемы мы рассмотрели актуальность данной проблемы на сегодняшний день. Познакомились с учеными , которые занимались проблемой изучения подвижных игр в педагогике и психологии.

  Нами были выделены объект, предмет, цель данной работы, а также выделена гипотеза с рядом условий, при соблюдении которых подвижные игры будут оказывать влияние на развитие зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушение зрения.

  Так же в  ходе работы были выделены особенности  развития зрительного внимания у  детей с нарушением зрения, рассмотрели какие специфические особенности имеются у детей с нарушением зрения. Развитие  зрительного внимания подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать того же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким – либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого – либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных, эмоциональных свойств личности, от активности человека.

  Так же был  освящен вопрос  подвижных игр  в работе с детьми.

   Подвижные игры являются наиболее  эффективным средством социальной  реабилитации ребенка, средством  коррекции и компенсации нарушенных  функций. И поэтому подвижные  игры должны занимать центральное место во всех возрастных периодах и должна пронизывать весь учебно–воспитательный процесс в специальных дошкольных учреждениях. И теоретически доказали влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Таким образом мы теоретически доказали проблему влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения.

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния  подвижных игр  на развитие зрительного  внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. 

  §2.1. Выявление наличного  уровня развития зрительного  внимания у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения 

Данный  эксперимент проводился на базе МДОУ компенсирующего вида №276 ЛАО г.Омска, в старшей группе с детьми с нарушением зрения. В данной экспериментальной группе обследовалось 10 детей: 6 мальчиков и 4 девочки.

  сроки:

  форма организации: индивидуальная

  время проведения:

  принципы  исследования:

  • принцип учета индивидуальных особенностей ребенка
  • принцип возрастных возможностей ребенка
  • принцип доступности материала
  • принцип научности содержания обучения
  • принцип единства диагностики

  Для эксперимента были подобраны две  диагностические методики Р.С. Немова.

  Методика  №1  «Запомни и  расставь точки».

  Цель: оценить объем внимания ребенка.

  Ход проведения:

  Для этого используется стимульный материал, (см приложение). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые потом складываются в  стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

  Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

  «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за одной показывать карточки, на которых будут изображены точки, а потом ты сам будешь рисовать точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

  Далее ребенку последовательно, на 1- 2 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения