Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:43, курсовая работа
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;
2. изучить вопрос использования подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
1. Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение ………………………………………………………………………35
Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте или событии, которая может быть высокой или низкой.
Устойчивость
– характеризуется
Переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта или события на иные.
Распределение – характеризуется удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно.
Объем – число объектов, на которые одновременно направлено внимание.
Проявление и развитие данных качеств внимания имеет некоторые особенности. Затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие ограничивает разнообразие впечатлений и действий, что является одним из важнейшим условием устойчивости внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством и объемом внимания.
Затруднения, испытываемые
Повышение роли внимания при дефектах зрения может способствовать его развитию только в том случае, если субъект активно включается в деятельность. Только в этом случае развивается способность произвольно направлять внимание на объекты действительности.
Внимание – избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах или событиях.
Сенсорная депривация – нарушение нормального взаимодействия ребенка со средой вследствие сенсорного дефицита при грубом снижении зрения или слуха при наличии бисенсорного дефекта.
Слабовидящие – дети, у которых вследствие аномалии рефракции, заболеваний сред глаза, сетчатки и зрительного нерва острота зрения понижена до 0,05 – 0,2 – 0,3. Наряду со снижением остроты зрения наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций – световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличия, поля зрения.
В
заключении следует отметить, что
нарушение зрения вносит некоторые
специфические особенности в
развитие и проявление внимания. Однако
в целом развитие внимания подчиняется
тем же закономерностям, что и
у нормально видящих, и может достигать
того же уровня развития. Это обусловлено
тем, что внимание, не будучи связано с
каким – либо определенным психическим
процессом и тем более с функционированием
какого – либо анализатора, формируется
в деятельности и зависит от приобретенных
волевых, интеллектуальных, эмоциональных
свойств личности, от активности человека.
По этой же причине воспитание внимания
и формирование внимательности как свойств
личности у детей с нарушением зрения
осуществляется на той же основе и теми
же способами, что и в массовых образовательных
учреждениях.
§1.2.
Подвижные игры в
работе с детьми дошкольного
возраста с нарушением
зрения
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Игра была спутником человека с незапамятных времен. Множество ученых занимались исследованиями происхождения игры такие как Е.А.Покровский, Н.С. Воловик, Д.Б. Эльконин, Н. Филитис и др.
Согласно теории, развитой К. Гроссом, подвижные игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Игры служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств – особенно зрения, - а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто мышления.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем возрасте, сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Если ребенок долго сидит на одном месте в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности.
Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не только тратой сил, сколько их источником.
Однако оба этих взгляда не раскрывают истиной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии.
Значительный
вклад в теорию детской игры в
нашей стране был сделан учениками
и последователями Л.С.
«Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития… по существу, через игровую деятельность развивается ребенок».
Одним из действенных средств воспитания и развития детей с нарушением зрения являются подвижные игры.
Они также как и другие средства, обеспечивают полноценное развитие. Слабовидящие дети любят играть в те же игры, что и зрячие дети, только в отличие от зрячего слепому необходимо создать специальные условия, где он, опираясь на сохранные анализаторы, мог бы научиться игровым действиям, а затем овладеть игрой.
Подвижные игры – это самостоятельная форма деятельности, подразумевающая состязание между двумя и более противоборствующими сторонами, ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон. Отличительная черта некоторых подвижных игр – обязательное наличие атрибутов, которыми пользуются участники.
Подвижные игры с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовиться к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным психическим и физическим усилиям.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и физических качеств, таких как: ловкости, сноровки, выносливости и т.д.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимости найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий его мир, но и преображает его.
Велика роль подвижной игры в психическом развитии ребенка. В процессе игры активизируется память, внимание, развивается мышление, воображение детей.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие всех психический и физических качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов.
Подвижные игры
В
теории и методике физического воспитания
принята следующая
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, волка, лису, воробушка, гуся и т.д.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования; игры – эстафеты; игры с предметами
Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой и др. работы данных ученых существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.
Игры должны быть адаптированы
к индивидуальным особенностям
ребенка. Важным условием
При организации подвижных игр и участия в них детей многое зависит от социального опыта, базовых умений, полученные в разные периоды воспитания. Так же при организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно – слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих, а иногда и их настроение.
Для организации подвижной игры следует пользоваться общими требованиями. Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Инвентарь для подвижных игр с детьми с нарушением зрения должен быть озвучен (свисток, бубен, колокольчик, погремушки и т.д.), должен быть ярким, красочным, контрастным. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.
Большое внимание уделяется выбору и подготовке места для проведения подвижной игры. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травянистого покрытия, асфальтированная дорожка, шнур, натянутый по всему периметру площадки и др.). С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными и слуховыми) играющих необходимо ознакомить заранее, следует им дать самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь.
Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используют как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.
При организации и проведении
подвижной игры с детьми с
нарушением зрения
Таким образом, подвижные игры
являются наиболее эффективным
средством социальной