Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:43, курсовая работа
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;
2. изучить вопрос использования подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
1. Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение ………………………………………………………………………35
Оценка результатов.
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та карточка, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
8 – 10 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 6 и более точек
6 – 7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек
0 –5 баллов – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке от 1 до 3 точек
Вывод об уровне развития
8 – 10 баллов – высокий
6 – 7 баллов – средний
0
– 5 баллов – низкий
Методика №2 «Найди и вычеркни».
Цель: определить продуктивность и устойчивость внимания.
Ход проведения:
Ребенку показывают рисунок (см. приложение). На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, флажок, круг, звезда, сердечко, квадрат, солнышко. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я тебе покажу картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я тебе назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и зачеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться».
В этой методике ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор
в этой методике дает ребенку задание
искать и разными способами
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов сначала определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минуты, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30 секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, продуктивности и устойчивости:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N – количество изображений
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных во время работы. Ошибкам считаются пропущенные нужные или не зачеркнутые ненужные изображения;
8 – 10 баллов – показатель S находиться в пределах от 1,00 до 1,25 и выше
4 – 7 баллов – показатель S находиться в границах от 0, 50 до 1,00
0
– 3 баллов – показатель S находиться
в пределах от 0,0 до 0,50
Устойчивость внимания оценивается в баллах:
8 – 10 баллов – все точки графика находятся в пределах одной, двух зон;
4 – 7 баллов – все точки графика располагаются в трех, четырех зонах;
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах;
Вывод об уровне развития
8 – 9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;
4 – 7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;
0 – 3 баллов – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая;
§2.2
Результаты констатирующего
эксперимента
По результатам
констатирующего этапа
После проведения методики № 1 был выявлен следующий объем внимания у детей данной экспериментальной группы: низкий уровень развития был выявлен у 2 детей, средний уровень у 5 детей, и высокий уровень развития был обнаружен у 3 детей и в процентном соотношении составил:
Низкий уровень - 20%
Средний уровень - 50%
Высокий уровень – 30%
Исходя из этого, можно сделать вывод – что после проведения первой диагностической методики в данной группе преобладает средний уровень объема внимания.
После проведения методики №2 уровень концентрации и устойчивости внимания детей был следующим: низкий уровень развития был выявлен у 1 ребенка, средний уровень развития у 6 детей, высокий уровень развития присутствовал у 3 детей. и в процентном соотношении составил:
Низкий уровень – 10%
Средний уровень –60 %
Высокий уровень – 30%
Отсюда следует, что после проведения второй диагностической методики в данной экспериментальной группе преобладает средний уровень развития устойчивости и концентрации внимания.
Из сравнительного анализа результатов двух методик видно, что у детей этой возрастной группы уровень развития зрительного внимания составляет:
низкий – 2 человека, средний – 5 детей, высокий – 3 ребенка
Таким
образом, уровень развития зрительного
внимания у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения невысокий,
в основном преобладает средний, что свидетельствует
о необходимости проведения с детьми подвижных
игр, направленных на повышении концентрации,
объема, устойчивости внимания,
Вывод
В
ходе констатирующего этапа
Из сравнительного анализа результатов двух методик видно, что дети этой возрастной группы имеют не высокие показатели уровня развития зрительного внимания, в основном в группе преобладает средний уровень развития. После проведения двух методик все дети были распределены на три группы по уровню развития зрительного внимания.
Количественный анализ результатов по двум методикам показал:
Низкий уровень – 2 ребенка, что составило 15%
Средний уровень –5 детей, что составило 55%
Высокий уровень –3 ребенка, что составило 30%
Таким образом, после проведения диагностических
методик уровень развития зрительного
внимания в старшей группе детей с нарушением
зрения составляет средний. Отсюда следует,
что дети данной возрастной группы нуждаются
в проведении серии подвижных игр направленных
на повышение уровня развития зрительного
внимания. Данные комплексы игр будут
разрабатываться на основе полученных
результатов.
Заключение
- при использовании зрительных ориентиров
- при использовании озвученной атрибутики
- если содержание
игр будет направлено на
- при специальной
организации помещения
В теоретической части нашего исследования мы выявили особенности развития внимания у детей с нарушением зрения. Охарактеризовали подвижные игры как средство повышения уровня развития зрительного внимания в работе с детьми с ограниченными возможностями, то есть мы теоретически обосновали проблему использования подвижных игр как средства развития психических функций ребенка.
В ходе констатирующего эксперимента, нами были подобраны две диагностические методики, которые были направлены на комплексное обследование уровня развития зрительного внимания у детей старшей группы с нарушением зрения. Выявили начальный уровень развития зрительного внимания у детей с нарушением зрения, он составил – средний. Сделали сравнительный анализ двух диагностических методик и объединили результаты детей в три группы по уровню развития зрительного внимания. Это составило:
Низкий уровень – 2 ребенка, что составило 15%
Средний уровень –5 детей, что составило 55%
Высокий уровень –3 ребенка, что
составило 30%
Таким
образом, результат проведения эмпирического
исследования позволил нам сделать вывод
об эффективности влияния подвижных игр
на развитие зрительного внимания при
соблюдении выдвинутых нами условий, что
является подтверждением нашей гипотезы.
Список литературы