Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:43, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;
2. изучить вопрос использования подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
1. Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение ………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

  Оценка  результатов.

  Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок  смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та карточка, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

  8 – 10 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 6 и более точек

  6 – 7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек

  0 –5 баллов – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке от 1 до 3 точек

  Вывод об уровне развития

  8 – 10 баллов – высокий

  6 – 7 баллов – средний

  0 – 5 баллов – низкий 

  Методика  №2 «Найди и вычеркни».

  Цель: определить продуктивность и устойчивость внимания.

  Ход проведения:

  Ребенку показывают рисунок (см. приложение). На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, флажок, круг, звезда, сердечко, квадрат, солнышко. Ребенок перед началом  исследования получает инструкцию следующего содержания:

  «Сейчас мы с тобой поиграем в такую  игру: я тебе покажу картинку, на которой  нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу  слово «начинай», ты по строчкам начнешь  искать и зачеркивать те предметы, которые я тебе назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова  скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и зачеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться».

  В этой методике ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз  подряд (через каждые 30 секунд) ему  говорят слова «стоп» и «начинай».

  Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать  какие – либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а солнышко – горизонтальной.

  Обработка и оценка результатов

  При обработке и оценке результатов  сначала определяется количество предметов  на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минуты, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30 секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, продуктивности и устойчивости:

    
 
 

  где S – показатель продуктивности и  устойчивости внимания обследованного ребенка;

    N – количество изображений предметов  на листе, просмотренных ребенком  за время работы;

   t – время работы;

   n – количество ошибок, допущенных  во время работы. Ошибкам считаются пропущенные нужные или не зачеркнутые ненужные изображения;

  8 – 10 баллов – показатель S находиться в пределах от 1,00 до 1,25 и выше

  4 – 7 баллов – показатель S находиться в границах от 0, 50 до 1,00

  0 – 3 баллов – показатель S находиться в пределах от 0,0 до 0,50 

  Устойчивость  внимания оценивается  в баллах:

  8 – 10 баллов – все точки графика находятся в пределах одной,  двух зон;

  4 – 7 баллов – все точки графика располагаются в трех, четырех зонах;

  3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах;

  Вывод об уровне развития

  8 – 9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;

  4 – 7 баллов –  продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;

  0 – 3 баллов – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая;

  
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.2 Результаты констатирующего  эксперимента 

По результатам  констатирующего этапа эксперимента нами был проведен качественный и  количественный анализ данных.

    После проведения  методики № 1 был выявлен  следующий объем внимания у детей данной экспериментальной группы: низкий уровень развития был выявлен у 2 детей, средний уровень у 5 детей, и высокий уровень развития был обнаружен у 3 детей и в процентном соотношении составил:

                    Низкий уровень - 20%

                    Средний уровень - 50%

                    Высокий уровень – 30%

  Исходя  из этого, можно сделать вывод  – что после проведения первой диагностической методики в данной группе преобладает средний уровень  объема внимания.

         После проведения методики №2 уровень концентрации и устойчивости внимания детей был следующим: низкий уровень развития был выявлен у 1 ребенка, средний уровень развития у 6 детей, высокий уровень развития присутствовал у 3 детей.  и в процентном соотношении составил:

               Низкий уровень – 10%

                Средний уровень –60 %

                 Высокий уровень – 30%

  Отсюда  следует, что после проведения второй диагностической методики в данной экспериментальной группе преобладает  средний уровень развития устойчивости и концентрации внимания.

    Из  сравнительного анализа результатов  двух методик видно, что у детей  этой возрастной группы уровень развития зрительного внимания составляет:

низкий – 2 человека, средний – 5 детей, высокий – 3 ребенка

    Таким образом, уровень развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения невысокий, в основном преобладает средний, что свидетельствует о необходимости проведения с детьми подвижных игр, направленных на повышении концентрации, объема, устойчивости  внимания,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Вывод 

    В ходе констатирующего этапа эксперимента нами были подобраны две диагностические методики: «Найди и вычеркни» и «Запомни и расставь точки». Данные методики направленные на комплексное обследование уровня развития зрительного внимания у детей с нарушением зрения. Дали полное описание каждой методики, выделили  критерии и качественные показатели по которым оценивали уровень развития зрительного внимания. При проведении эксперимента были определены общие критерии и качественные показатели низкого, среднего и высокого уровней развития зрительного внимания.

    Из  сравнительного анализа результатов  двух методик видно, что дети этой возрастной группы имеют не высокие показатели уровня развития зрительного внимания, в основном в группе преобладает средний уровень развития. После проведения двух методик все дети были распределены на три группы по уровню развития зрительного внимания.

    Количественный  анализ результатов по двум методикам  показал:

                     Низкий уровень – 2 ребенка, что составило 15%

                     Средний уровень –5  детей, что составило 55%

                      Высокий уровень –3 ребенка, что составило 30%

          Таким образом, после проведения диагностических методик уровень развития зрительного внимания в старшей группе детей с нарушением зрения составляет средний. Отсюда следует, что дети данной возрастной группы нуждаются в проведении серии подвижных игр направленных на повышение уровня развития зрительного внимания. Данные комплексы игр будут разрабатываться на основе полученных результатов. 
 
 
 
 

Заключение

    В ходе нашей исследовательской работы мы охарактеризовали особенности развития зрительного внимания у детей с нарушением зрения, рассмотрели, вопрос об использовании подвижных игр в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, их роль в развитии зрительного внимания. Рассмотрели и обосновали актуальность выбранной темы в научной литературе и периодических изданиях. Познакомились с работами ученых, которые занимались проблемой подвижной игры. Выделили объект, предмет, цель данной работы, сформулировали гипотезу и задачи.

      В нашей работе мы теоретически  доказали, что использование подвижных игр, в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями будет способствовать развитию зрительного внимания при соблюдении следующих условий:

- при использовании  зрительных ориентиров

- при использовании  озвученной атрибутики

- если содержание  игр будет направлено на развитие  функций внимания

- при специальной  организации помещения 

          В теоретической части нашего исследования мы выявили особенности развития внимания у детей с нарушением зрения. Охарактеризовали подвижные игры как средство повышения уровня развития зрительного внимания в работе с детьми с ограниченными возможностями, то есть мы теоретически обосновали проблему использования подвижных игр как средства развития психических функций ребенка.

         В ходе констатирующего  эксперимента, нами были подобраны две диагностические методики, которые были направлены на комплексное обследование уровня развития зрительного внимания у детей старшей группы с нарушением зрения. Выявили начальный уровень развития зрительного внимания у детей с нарушением зрения, он составил – средний. Сделали сравнительный анализ двух диагностических  методик и объединили результаты  детей в три группы по уровню развития зрительного внимания. Это составило:

                     Низкий уровень – 2 ребенка,  что составило 15%

                     Средний уровень –5  детей,  что составило 55%

                      Высокий уровень –3 ребенка, что составило 30% 

         Таким образом, результат проведения эмпирического исследования позволил нам сделать вывод об эффективности влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания при соблюдении выдвинутых нами условий, что является подтверждением нашей гипотезы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.В. Ананьев; - М., 1960. – 492 с.
  2. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга / Т.Г. Бетелева, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фербер; - М., 1977. – 456 с.
  3. Бетелева Т.Г.Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия / Т.Г. Бетелева; - М.,  1983. – 361 с.
  4. Бюрклен К. Психология слепых / К. Бюрклен; - М., 1934. –358с.
  5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия / Б.М.Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия; - М., 1973. – 352 с.
  6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер; - М., 1969. – 278 с.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский; - М., 1960. – 385 с.
  8. Гельфан. Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших / Е.М. Гельфан, Б.С. Рябинин; - М., 169. – 103 с.
  9. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинкова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинкова, О.Г. Солнцева; - М., 2001. – 96 с.
  10. Григорьев Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский; - М., 1990. – 386 с.
  11. Дети с глубокими нарушениями зрения / под. ред. М.И. Земцовой, М.С. Певзнер, А.И. Каплан; - М., 1967. – 194 с.
  12. Ермаков В.П. в соавт. Основы тифлопедагогики / В.П.Ермаков; - М., 2000. – 284 с.
  13. Зинченко В.П.. Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес; - М., 1969. – 359 с.
  14. Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков / Н.Н. Зислина; - М., 1987. – 448 с.
  15. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак; - М., 2005. – 356 с.
  16. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов; - М., 1984. – 468 с.
  17. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Д.М. Маллаев; - М., 2002. – 136с.
  18. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст / Е.М.Мастюкова; - М., 1997. – 374 с.
  19. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов; - М., 1995. – 512 с.
  20. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга / Л.А. Новикова; - М., 1966. – 248 с.
  21. Основы специальной психологии / под. ред. Л.В. Кузнецовой; - М., 2005. – 480 с.
  22. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / под ред. Л.В.Шапковой; - М., 2005. – 242 с.
  23. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина; - М., 1985. – 458 с.
  24. Самбикин Л.Б. Игры для слепых детей / Л.Б.Самбикин; - М., 1960. – 136 с.
  25. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л.И. Солнцева; - М., 1980. – 362 с.
  26. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева; - М., 1997. – 438 с.
  27. Специальная психология  / под ред. В.И. Лубовского; - М.,2006. – 464 с.
  28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я.Степаненкова; - М., 2001. – 368 с.
  29. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошольного возраста / Е.А. Тимофеева; - М., 1979. – 306 с.
  30. Хухлаева Д.Б. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.Б. Хухлаева; - М., 1984. – 208 с.
  31. Хьюбел Д. Глаз, Мозг, зрение / Д.Хьюбел; - М., 1990. – 245 с.
  32. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л.В.Шапковой; - М., 2004. – 388 с.
  33. Шебеко В.Н. в соавт. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко; - М., 1999. – 60с.
  34. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы / М.С. Шехтер; - М., 1981. – 275 с.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения