Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью исследования явилось выявление психологических особенностей беременных женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические положения и подходы к проблеме беременности в психологии.
Рассмотреть теоретический аспект содержания понятия «интеллект», моделей интеллекта, а также особенностей эмоциональной сферы.
Обработать и проанализировать полученные данные проведенного исследования структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Самовосприятие беременности
1.1. Проблема материнства…………………………………………………...5
1.2. Период ощущения, возникающие до начала шевеления………………12
1.3. Четвертый период (7 и 8 месяц беременности)………………………...15
1.4. Пятый период. (Предродовой. 9 месяц)………………………………….18
Глава 2 Влияние положительных и отрицательных эмоций на
протекание беременности
2.2. Эмоциональная связь……………………………………………………..24
2.2. Роль эмоций в процессе взаимодействия матери с ребенком………….28
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиографический список……………………………………………………34
Наиболее очевидным,
а поэтому имеющим давние
Представления об интеллекте как способности к абстрактному мышлению, эффективному использованию схем и символов в конечном счете также сужает не только понятие интеллекта, но и сферу проявлений. Наиболее отчетливо это выступает в когнитивной психологии, сосредоточившей свое внимание на процессуальных характеристиках интеллекта, сведенного к способности решения задач [6].
Определение интеллекта через
приспособительную
Очевидно, невозможно определить интеллект вне многообразных форм взаимодействия индивида с окружающей средой. С позиции отечественной психологии это взаимодействие рассматривается как активное. Действенное, а не просто приспособление, адаптация. «Понятие такого рода. Как интеллект, раскрывается лишь в конкретных действенных взаимоотношениях индивида с действительностью» [6, 29].
Еще в 1920г. Чарлз Спирмен, английский исследователь пытаясь упорядочить практику тестирования собрал около 20 определений интеллекта. И эти определения, как он сам признавался, взаимно исключали друг друга.
Основоположник
факторной теории интеллекта
Ч.Спирмен сформулировал
1) интеллект не зависит от прочих личностных черт человека;
2) интеллект не включает
в свою структуру
При факторизации тестов, построенных по принципу иерархической модели, выделяется спирменовский G -фактор и его же 3 групповых: вербальный, пространственный и групповой. Можно привести еще ряд замечаний, но иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в первую очередь тестам Д. Векслера, которые были созданы на ее основе [29].
По мнению ряда авторов,
интеллект следует
Обсуждаемые подходы к пониманию интеллекта - теоретические конструкты, имеющие обобщенный характер.
А нас больше всего
интересует интеллект измеренный, выраженный
с помощью определенных количественных
показателей. Итак, интеллект может
быть измерен с помощью
Как уже нам известно из истории психодиагностики, психометрический интеллект по настоящее время рассматривается с позиций двух школ — английской и американской или, иными словами: школы, признающей общие способности, и школы, их отрицающей [29].
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в психологии не существует однозначного мнения о том, что же такое интеллект. Об этом отмечает коллектив авторов современных исследователей: «Каждый исследователь или коллектив исследователей, приступающий к разработке диагностического инструментария в этой сфере, пытается выработать свое собственное рабочее определение интеллекта».
1.3. Модели структуры интеллекта
Первые исследования по структуре интеллекта начались на рубеже XIX и XX вв. В своих, ставших сегодня хрестоматийными работах Спирмен предполагает, что любая интеллектуальная деятельность содержит единый фактор, названный генеральным, и множество специфических факторов, присущих только одному виду деятельности. За вековой период развития теории интеллекта появилось много концепций, как тех, в которых развивались представления Спирмена, так и опровергавших теорию генерального фактора [29].
Модель интеллекта по Л. Л. Терстоуну
Английский подход к структурированию способностей, базирующийся на признании главенствующей роли генерального фактора, объединяющего многообразные способности человека, не признается в работах американских психологов, сконцентрировавших свое внимание на групповых факторах. Путь к изучению разнообразных групповых факторов проложила публикация американского психолога Келли «Перекрестки человеческого разума», в которой автор критически проанализировал методологию Ч. Спирмена. По мнению Келли, генеральный фактор имеет сравнительно небольшое значение и является следствием гетерогенности испытуемых и вербальной природы большинства тестов. Основные связи между тестами обеспечиваются групповыми факторами, к которым Дж. Келли относил: оперирование пространственными отношениями, операции с числами, оперирование
вербальным материалом, память и скорость мышления. Одним из ведущих оппонентов теории генерального фактора Ч. Спирмена, продолжившим работы Дж. Келли, был Л. Л.Терстоун, внесший значительный вклад в развитие техники факторного анализа, создатель мультифакторной теории интеллекта.
Методы анализа Ч. Спирмена основывались на предположении о том, что только один фактор содержится в матрице корреляций между всеми возможными парами тестов. Л. Терстоун разрабатывает статистический аппарат, позволяющий определить минимальное количество факторов в матрице, которое необходимо предположить для объяснения способности к выполнению заданий тестов. Он исходит из принципа «простой структуры», суть которого заключается в том, что матрица факторов подвергается ротации, с тем чтобы можно было получить максимально возможное число больших по абсолютной величине факторных весов и одновременно
максимально возможное число нулевых или близких к нулю по величине факторных весов.
Было выделено 9 первичных факторов, 7 из которых определялись наиболее четко:
• V — понимание слов (основной фактор, измеряемый словарными тестами);
• W— беглость речи (измеряется с помощью анаграмм, рифмовки и т. п. заданий);
• N — числовой фактор (измеряется с помощью заданий на скорость и точность оперирования цифровым материалом);
• S — пространственный фактор (измеряется с помощью заданий на восприятие неподвижных геометрических форм и их соотношений, а также восприятие изменений в положении объектов или их формы);
• М — ассоциативная память (измеряется с помощью тестов на запоминание парных ассоциаций);
• Р — скорость восприятия (измеряется с помощью заданий на быстроту и точность охватывания визуальных подробностей, сходства и различия);
• / (R) — индуктивное мышление (измеряется с помощью заданий, требующих нахождения некоторого правила их решения).
Л. Терстоун первоначально утверждал, что его работы полностью опровергают теорию генерального фактора Ч. Спирмена. Он считал, что нет оснований для использования такого показателя, как коэффициент интеллекта (IQ), в основе которого лежит суммарная оценка успешности выполнения тестов. Интеллект, полагал Л. Терстоун, необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам. В то же время расхождения между взглядами этих исследователей (в смысле техническом, а не теоретическом) не столь велики, как может показаться на первый взгляд. Их различие состоит в том, что при косоугольной ротации факторы более высоких порядков получаются как конечный результат нескольких этапов факторизации, тогда как центроидная факторизация без ротации представляет эти факторы как первичный результат анализа [29].
Модель структуры интеллекта Г. Ю. Айзенка
Ганс Юргенс Айзенк исходит
из того, что интеллект, несмотря на
трудности его дефиниции, – это
столь же научное понятие, как
гравитация, электричество, химические
связи: от того, что они не видны, не ощутимы,
а, следовательно, по мнению некоторых
исследователей, не «материальны», они
не утрачивают своей познавательной ценности
в качестве научных концепций. Останавливаясь
на трудностях определения интеллекта,
он указывает: во многом это вытекает из
того, что сегодня существует три относительно
различающихся и относительно самостоятельных
концепций интеллекта. В то же время он
не противопоставляет их одну другой и
даже пытается объяснить «под одной крышей».
Такое объединение показано на схеме (Рисунок
1).
Рисунок 1. Взаимовключенность различных видов интеллекта по Г.Айзенку
Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга.
Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между
биологическим интеллектом и социальным.
Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся
в ходе его социализации, под воздействием
условий определенной социальной среды
[29].
Согласно концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд разработал свою тестовую батарею на основе 23 тестов, предназначенных для измерения шести выделенных им факторов социального интеллекта. Результаты проведенного тестирования подтвердили первоначальную гипотезу. Социальный интеллект значимо не коррелировал с развитием общего интеллекта (при средних и выше среднего значениях последнего) и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами. Последний факт особо важен, т.к. в его методике использовалась невербальная информация в виде картинок-комиксов. Из первоначальных 23-х тестов четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда. Впоследствии она была адаптирована и стандартизирована во Франции [29].
Модель интеллекта по Дж. Кеттеллу
Среди современных моделей структуры интеллекта можно упомянуть наиболее разработанную, а поэтому и завоевавшую признание многих исследователей, концепцию, предложенную Дж. Кеттеллом. Вообще он выделил пять факторов второго порядка, два из которых, по его мнению, представляют компоненты G Ч. Спирмена.
Дж. Кеттелл солидарен с Ч. Спирменом в понимании интеллекта, сущность которого — постижение отношений, зависимостей. Он полагает наличие двух детерминант этого постижения отношений: природных и приобретенных. Первые, природно-обусловленные, способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Эти различия позволяют говорить о текучем интеллекте, который может быть, как предполагается, измерен тестами, «свободными от культуры».
Каждое проявление способностей, выраженное в деятельности, — это, согласно Дж. Кеттеллу, функция определенных факторов, относящихся к трем классам [29].
1. Центральные (или общие) способности
2. Локальные способности
3. Факторы-операции
Модель интеллекта по Дж. Стернбергу
Модель интеллекта, уже
более десяти лет разрабатываемая
американским психологом из Йельского
университета Робертом Стернбергом, получила
широкую известность и
Интеллект, согласно Дж. Стернбергу, не может быть рассмотрен вне социокультурного контекста. Следовательно, интеллект может отличаться в разных группах людей, в зависимости от различий в их среде. Из этого следует недопустимость тестирования одним и тем же тестом двух групп людей, если только не установлено, что их адаптивные характеристики одинаковы. Так, у пожилых людей такие события, как уход на пенсию, смерть друга, болезнь, содержательно иные, чем те, к которым должны приспосабливаться молодые люди. Кроме того, структура среды изменяется с возрастом. По мере старения она становится все менее сложной, и это отрицательно влияет на когнитивное функционирование
Характеризуя модель интеллекта, разрабатываемую Джозефом Стернбергом, следует отметить ее известную умозрительность, выражающуюся, в частности, в том, что автор мало интересуется индивидуальными различиями в интеллекте и его представления важны прежде всего в плане общепсихологическом. Концепция Дж. Стернберга, подчеркивает социокультурную основу интеллекта.
Проблема измерения интеллекта занимает особое место в психологической науке не только потому, что с нее началась психодиагностика, но и в связи с дерзким стремлением исследователей оценить возможности святая святых человека — его ума, важнейшего органа познания как самое себя, так и явлений окружающей действительности [29].
Подводя итоги вышеприведенного, хотелось бы подчеркнуть, что измерение человеческого поведения - необычайно сложная задача. Проблема измерения интеллекта занимает особое место в психологической науке не только потому, что с нее началась психодиагностика, но и в связи с стремлением исследователей оценить возможности человека — его ума, важнейшего органа познания как самого себя, так и явлений окружающей действительности. Изучение структуры интеллекта, начавшееся с работ Ч. Спирмена, первоначально приводит ученых к утверждению о существовании генерального фактора, связывающего между собой различные способности, а позднее — и к открытию других факторов. Ныне никто из психологов не отрицает существования как генерального, так и групповых факторов, однако до сих пор существует известное противостояние в понимании природы интеллекта. Одним из важнейших вопросов, обсуждаемых уже многие десятилетия, является определение роли наследственности и среды в развитии и формировании интеллекта. Наука всегда идет от простого к сложному. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.