Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью исследования явилось выявление психологических особенностей беременных женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические положения и подходы к проблеме беременности в психологии.
Рассмотреть теоретический аспект содержания понятия «интеллект», моделей интеллекта, а также особенностей эмоциональной сферы.
Обработать и проанализировать полученные данные проведенного исследования структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Самовосприятие беременности
1.1. Проблема материнства…………………………………………………...5
1.2. Период ощущения, возникающие до начала шевеления………………12
1.3. Четвертый период (7 и 8 месяц беременности)………………………...15
1.4. Пятый период. (Предродовой. 9 месяц)………………………………….18
Глава 2 Влияние положительных и отрицательных эмоций на
протекание беременности
2.2. Эмоциональная связь……………………………………………………..24
2.2. Роль эмоций в процессе взаимодействия матери с ребенком………….28
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиографический список……………………………………………………34
1.4. Теоретические положения и подходы к проблеме беременности в психологии
Одной из наиболее мало разработанных и сравнительно сложных областей современной науки является психология материнства. Проблему материнства затрагивают науки: история, медицина, физиология, социология, и психология. Данная проблема является составляющей частью психологии материнства. Работы, которые посвящены этой проблеме, очень ограничены [8].
Цареградская Ж.В.: «Беременность — это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма» [7].
Беременность — это время эмоциональных спадов и подъемов, особенных радостей и тревог для супружеской пары [9].
Самооценка и самоотношение беременных женщин, в научной литературе является одной из ведущих проблем. Эту проблему исследовали Филиппова Г.Г., Брутман , В.И., Мещерякова C.Ю., А.С. Батуев и др [14, 15 16].
Важно отметить, что в период беременности актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, возрастает тревожность и наблюдается частая смена настроения, нередко сопровождающаяся депрессией, как до родов, так и после [22].
Существует мнение о том, что психологическая готовность к материнству протекает под влиянием биологических и социальных факторов и имеет инстинктивную основу. С другой стороны, беременность выступает как особое личностное образование. Мотивация материнского поведения человека на всех этапах его жизни, и подвергается различным факторам среды[23 ,24 26].
В своей работе Н.Коваленко,
дает определение слова
Наиболее стрессовой является именно первая беременность, так как она представляет начало новых отношений между матерью и ребёнком. И психическое состояние беременной зависит от беспомощного существа. Отсюда следует, что беременность-это есть критическая точка в развитии женской идентичности [26, 27 .28, 30].
В.И. Брутман дал описание основных этапов беременности :
1. Фаза преднастройки: В начале беременности начинает формироваться Я – концепции матери и концепции ребенка, который еще до конца не наделен качествами «родного».
2. Фаза первичного
телесного опыта:
В разделе психологии подразделяют различные стадии родительствования. К ним относятся: принятие решения о том, стоит ли оставлять ребенка, период постродительства (имеется ввиду для бабушек и дедушек). В материнстве принято выделять стадии в которых решаются вопросы о сохранении и прерывании беременности, выделяют периоды протекания беременности: до момента шевеления плода, за ним следует период после шевеления плода, роды и наконец, самый последний период это – послеродовой [18, 19, 20, 37].
По мнению Г.Г. Филипповой, существует шесть вариантов переживания беременности.
-Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности без особых эмоций; ярко выражены соматические ощущения от состояния беременности. Общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, которое может сопровождаться появлением раздражительности возможны первом триместре. Во втором триместре наблюдается положительное эмоциональное состояние. В последующем триместре может возникнуть повышение тревожности, которая постепенно снижается к последним неделям.
Тревожный. В этом случае, идентификация беременности является достаточно тревожной, сопровождается страхом, беспокойством, которые способны периодически возобновляться.
Эйфорический. Все характеристики в данном случае носят эйфорическую окраску, неадекватную.
Игнорирующий. Беременность идентифицируется очень поздно и сопровождается чувством неприятного удивления, или даже досады.
Амбивалетнный. Особенности симптоматики являются резко противоположные как по эмоциональным и физическим ощущениям переживаниям шевеления.
Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями [26].
В своих работах С. Ю. Шмурак выделила
типологию матерей, которая отражает
сферы сознательного и
1) идеaльнaя сфера представляет собой сoзнaтельнoe и бeccoзнaтельнoe принятиe рeбeнкa;
2) холодная (т.е. сознательное отвержение и бессознательное принятие);
3) aмбивaлeнтнaя ( представляется
в форме сочетания
4) кaтacтрoфическaя (имеется в виду coзнaтeльнoe и бeccoзнaтельнoe
отвержение) [26].
В ходе сравнительного изучения переживания беременности у женщин желавших рождения ребенка и у тех, которые отказываются от детей, показало, что уровень выраженности симптоматики, будь то повышенной, сниженной или отсутствие ее вообще, характерно для беременных, которые отказываются от ребенка (В. И. Брутман, М. С. Радионова). В психоанализе при исследовании отношения к беременности, уделяли достаточно большое количество внимания на то, как женщина переживает шевеления ребенка. Сюда по праву можно отнести такие фамилии как Г. Рoттмaн, T. Вeрни, C. Фaнти [14, 15, 32].
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что беременность в психологии - это этап развития материнской cферы женщины, готовящая к последующему выполнению материнских обязанностей. Беременность также принято считать критическим периодом жизни женщины, как стадия идентификации, особенная ситуация для адаптации. То, насколько женщина готова стать матерью психологически, зависит от ее поведения во время протекания беременности, настроя на роды, особенности взаимодействия с ребенком до и после его рождения.
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей беременных женщин
2.1. Описание
процедуры и методики
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что существуют особенности эмоциональной сферы беременных женщин;
Объектом исследования в представленной эмоциональная и интеллектуальная сфера индивида.
Методы исследования:
2)Для исследования
эмоциональных особенностей
3) Метод математической обработки и статистики.
4)Анкетирование
Участники исследования:
Экспериментальная группа: 15 беременных женщин в возрасте от 18 до 35 лет
Контрольная группа: 15 небеременных женщин в возрасте от 18 до 35 лет
Место проведения: МУЗ гор. клиник. больница №4. г. Ульяновск, ул. Рябикова, 96
Время проведения: октябрь октябрь- март 2012 анализ психологической литературы; апрель - май 2012 проводилось эмпирическое исследование
Методы исследования:
- Психодиагностический:
1)Для исследования эмоциональной сферы – «Опросник САН» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошникова
- Метод математической обработки и статистики.
-Анкетирование
« Опросник САН» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошникова
Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала.
Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).
При разработке методики
авторы исходили из того, что три
основные составляющие функционального психоэмоционал
Конструктная Валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая ваидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния
Инструкция: «Вам предлагается описать состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 300 поляризованных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру. Которая соответсвует степени (силе) выраженности данной характеристики» ( Приложение 2).
Анкета
Инструкция: «Вам будут предложены ряд вопросов, укажите из предложенных вариантов, тот который Вам наиболее подходит, если нет вариантов ответа, укажите ту информацию, которая требуется и соответствует действительности. Спасибо» (см. Приложение 3)
« Тест структуры интеллекта » Р. Амтхауэра
Концептуальной основной создания теста послужила теория многофакторной теории интеллекта по модели Л. Терстоуна. По ряду субтестов структуры интеллекта можно сделать вывод как о теоретических, так и о практических способностях, как о двух гранях интеллекта.
Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет.
Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.
Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический. Корреляция между этими факторами (три из которых аналогичны факторам Ч. Спирмена) равна 0,36. Время выполнения теста 90 минут.
В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6, использованы задания закрытого типа
Субтест |
Время, мин |
Субтест |
Время, мин |
1 |
6 |
5 |
10 |
2 |
6 |
6 |
7 |
3 |
7 |
7 |
9 |
4 |
8 |
8 |
10 |
|
9 |
3
(запоминание) | |
6(воспроиведе-ние) | |||
Тест валидизирован
на максимально широкой
Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.
Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический. Корреляция между этими факторами (три из которых аналогичны факторам Ч. Спирмена) равна 0,36. Время выполнения теста 90 минут.
В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6, использованы задания закрытого типа.
1. Логический отбор (LS) 2. Определение общих признаков (GE)