Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью исследования явилось выявление психологических особенностей беременных женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические положения и подходы к проблеме беременности в психологии.
Рассмотреть теоретический аспект содержания понятия «интеллект», моделей интеллекта, а также особенностей эмоциональной сферы.
Обработать и проанализировать полученные данные проведенного исследования структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Самовосприятие беременности
1.1. Проблема материнства…………………………………………………...5
1.2. Период ощущения, возникающие до начала шевеления………………12
1.3. Четвертый период (7 и 8 месяц беременности)………………………...15
1.4. Пятый период. (Предродовой. 9 месяц)………………………………….18
Глава 2 Влияние положительных и отрицательных эмоций на
протекание беременности
2.2. Эмоциональная связь……………………………………………………..24
2.2. Роль эмоций в процессе взаимодействия матери с ребенком………….28
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиографический список……………………………………………………34
что беременность в психологии - это этап развития материнской cферы женщины, готовящая к последующему выполнению материнских обязанностей. Протекание беременности сопровождается как положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями. Но не смотря на все это, женщине в своем «интересном положении» нужно как можно больше получать положительных эмоций и приятных впечатлений. Ведь беременность, которая окрашена положительными эмоциями является залогом здоровья и хорошего характера ребенка в будущем.
Проведя эмпирическое исследование, на выявление существующих особенностей эмоциональной сферы беременных женщин и влияния беременности на показатели IQ, мы сделали вывод по полученным результатам по «Тесту структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, который показал, что практически у всех беременных женщин, не зависимо от возраста, семейного положения, рабочего положения преобладает оптимальный тип уровня интеллекта (средний показатель интеллекта составляет 96% ). Этот показатель интеллекта говорит о том, что у женщин интеллектуальные способности высокоразвиты.
И интересно заметить, что по полученным данным исследования, уровень интеллектуальных способностей оказался незначительно выше. Чем у небеременных женщин. Мы предположили, что это может быть связано с тем, что большинство участниц исследования имеют высшее образование.
Как у беременных, так и небеременных женщин преобладают высокие результаты по комплексу вербальных субтестов ( средние показатели 43% и 45% соответственно), которые свидетельствует о преобладание вербального интеллекта. Это говорит о том, что практическое мышление является вербальным. Кроме этого, были получены и другие данные, которые показывают, что помимо вербального интеллекта, у участниц исследования, хорошо развиты способности практического плана (у беременных 21%, у небеременных женщин- 19%).
Из всего выше сказанного следует, что у беременных женщин нет явных различий от небеременных женщин в уровне интеллектуального развития.
Таким образом, выводы о том, что интеллект женщин занижен в период беременности, противоречат выдвинутой нами гипотезе. Однако, важно заметить то обстоятельство, что выборка была сравнительно маленькой ( всего по 15 человек в обоих группах). Возможно, если увеличить число участников исследования, то результаты могут оказаться иными.
Для сравнения показателей интеллекта беременных и небеременных женщин мы использовали U-критерию Манна-Уитни, который показал, что различия в показателях интеллекта у беременных и небеременных женщин незначимы.
Перспективой дальнейшего исследования может стать сравнительный анализ интеллекта у различных подгрупп беременных женщин, например, можно будет разбить группу участница по трем группам- с перым триместром беременности, вторым и третьим триместрами беременности и выявить закономерности.
Список используемой литературы
1. Абрамченко, В. В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт / В. В. Абрамченко, Н. П. Коваленко. – Петрозаводск : ИнтелТек, 2004. – 132 с. - - ISBN: 5-98157-003-2
2. Айвазян, Е. Б. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией / Е. Б. Айвазян, Г. А. Арина, В. В. Николаева // Вестник МГУ, Серия «Психология». - 2002. - №3. - С. 3 – 7.
3. Андреева, Г. М. Общение и межличностные отношения // Социальная психология. / Г. М. Андреева. - М. : Асток-Пресс, 1998. - С. 89-99. - –ISBN: 5-272-00315-2
4. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 287 с. - ISBN: 5-7567-0253-9
5. Андреева, Г. М. Общение и межличностные отношения // Социальная психология. / Г. М. Андреева. - М. : Асток-Пресс, 1998. - С. 89-99. - ISBN: 5-8183-0100-1
6. Анурин, В. Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. / В. Ф. Анурин. – Новгород : Н-городский университет, 1997. – С. 191 - 206. ISBN: 978-5-88782-167-2
7. Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл // Cинапс. - 1993. - № 4. – 116 с.
8. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С. Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 69-70.
9. Белогай, К. Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности / К. Н. Белогай // Материалы научно-практической конференции. - М. : РГУ, 2004. - 498 с. – ISBN: 5-9268-0010-2
10. Белогай, К. Н. Введение в перинатальную психологию: Учебное пособие / К. Н. Белогай. – Томск : ТПГУ, 2008. – 144 с. - ISBN: 978-5-8353-0699-2
11. Бодалев, А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6 - 89 с. – ISBN: 5—7695—0827—2
12. Боровикова, Н. В. Условия и факторы продуктивного развития «Я-Концепции» беременной женщины / Н. В. Боровикова. - М. : Социнновация, 1998. – 132 с.
13. Боулби, Д. Материнская забота и психическое здоровье / Д. Боулби // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М. : Изд-во УРАО, 2005. – С. 246 – 251.
14. Брутман, В. И.Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии, 1997, № 6 – С. 38 - 47.
15. Брутман, В. И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии, 1994. №5. С. 31 - 36.
19. Завьялова, Ж. В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования / Ж. В. Завьялова. - М., 2000. - 23 с. – ISBN: 978-5-17-064782-8
20. Заусенко, И. В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка / И. В. Заусенко // Пасха. – Екатеринбург, 1999. - № 1-2. - С. 50 - 66.
21. Захарова, Е. И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка / Е. И. Захарова // Журнал практического психолога. – 2003. - № 4 – 5. - С. 38 — 45. – ISBN: 5-9550-0666-4
22. Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. - СПб., 1998 - 150 с.
23. Коваленко-Маджуга, Н. П. Перинатальная психология / Н. П Коваленко-Маджуга. – СПб., 2001. – 254 с. – ISBN: 978-5-9916-0864-0
24. Колосов, Л. Ю. Мамы разные бывают. / Л.Ю. Колосов // Растем вместе. – 2007. - № 05. – С. 3 – 5. – ISBN: 5-901466-05-5.
25. Котельникова, А. Что чувствует кроха. / А. Котельникова // Полезные советы и идеи. – 2009. - № 45. – С.16 – 18. – ISBN: 5-2983982-9008-5
26. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Издательский центр "Академия", 2005. – 368 с. – ISBN: 5-7695-1916-9
23. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшанникова. - М., 1983. – 80 с.
27. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. СПб., 2000.
29. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Бурлачук Л. Ф. – СПб. : Питер, 2006. - С. 178. – ISBN: 5-94723-045-3
31. Пэрну, Л. Я жду ребёнка / Л. Пэрну. - М. : Вим, 1993. – 110 с. - ISBN: 5-7797-0007-9
33. Рыжков, В. Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин / В. Д. Рыжков // Мед.помощь, 1996, - №3, C. 33-36.
34. Скрицкая, Т. В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности / Т. В. Скрицкая, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : НГПУ, 2002. – 143 с. – ISBN: 5898260064
35.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000 – 350с. ISBN: 5-9268-0010-2
Приложение 1.
АНКЕТА
Инструкция: Вам будут предложены ряд вопросов, укажите из предложенных вариантов, тот который Вам наиболее подходит, если нет вариантов ответа, укажите ту информацию, которая требуется и соответствует действительности. Спасибо.
1.Ф.И.О.
2.ВОЗРАСТ
3.Национальность
4.СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
А)замужем
Б)не замужем
В)гражданский брак
Г)повторный
5.Какое у вас ОБРАЗОВАНИЕ
-Высшее
-Неполное высшее
-Среднее специальное ( профессиональное)
-Среднее общее
6.Какой профессией Вы занимаетесь или на какую специальность учитесь?
7.Хотите ли
Вы получить вторую
-Да
-Нет
-Не задумывалась
-Уже получаю(получила)
8.Какой средний доход у Вашей семьи в месяц за прошедшие полгода?
а)5000-10000 тыс
б)10000-20000 тыс
в)20000-30000 тыс
г)более 30000 тыс
Выявление различий в распределении признака по U-критерию Манна-Уитни
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
88 |
5 |
95 |
18 |
2 |
98 |
21.5 |
100 |
24.5 |
3 |
100 |
24.5 |
98 |
21.5 |
4 |
96 |
19 |
88 |
5 |
5 |
94 |
16.5 |
93 |
14 |
6 |
89 |
8.5 |
93 |
14 |
7 |
109 |
29 |
89 |
8.5 |
8 |
109 |
29 |
97 |
20 |
9 |
109 |
29 |
101 |
26.5 |
10 |
84 |
1 |
89 |
8.5 |
11 |
91 |
11.5 |
94 |
16.5 |
12 |
89 |
8.5 |
99 |
23 |
13 |
87 |
3 |
91 |
11.5 |
14 |
93 |
14 |
88 |
5 |
15 |
101 |
26.5 |
85 |
2 |
Суммы: |
246.5 |
218.5 |