Влияние психологического состояния женщин во время беременности на ребёнка в период его внутриутробного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования явилось выявление психологических особенностей беременных женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические положения и подходы к проблеме беременности в психологии.
Рассмотреть теоретический аспект содержания понятия «интеллект», моделей интеллекта, а также особенностей эмоциональной сферы.
Обработать и проанализировать полученные данные проведенного исследования структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Самовосприятие беременности
1.1. Проблема материнства…………………………………………………...5
1.2. Период ощущения, возникающие до начала шевеления………………12
1.3. Четвертый период (7 и 8 месяц беременности)………………………...15
1.4. Пятый период. (Предродовой. 9 месяц)………………………………….18
Глава 2 Влияние положительных и отрицательных эмоций на
протекание беременности
2.2. Эмоциональная связь……………………………………………………..24
2.2. Роль эмоций в процессе взаимодействия матери с ребенком………….28
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиографический список……………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Влияние психологического состояния женщин во время беременности на ребёнка в период его внутриутробного развития.doc

— 343.00 Кб (Скачать документ)

что беременность в психологии - это этап развития материнской cферы женщины, готовящая к последующему выполнению материнских обязанностей. Протекание беременности сопровождается как положительными, так и отрицательными  эмоциональными переживаниями. Но не смотря на все это, женщине в своем «интересном положении» нужно как можно больше получать положительных эмоций и приятных впечатлений. Ведь беременность, которая окрашена положительными эмоциями является залогом здоровья и хорошего характера ребенка в будущем.

Проведя эмпирическое исследование, на выявление существующих особенностей эмоциональной сферы беременных женщин и влияния беременности на показатели IQ, мы сделали вывод по  полученным результатам  по «Тесту структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, который  показал, что практически у всех беременных  женщин, не зависимо от возраста, семейного положения, рабочего положения преобладает оптимальный тип уровня интеллекта (средний показатель интеллекта составляет 96% ). Этот показатель интеллекта говорит о том, что у женщин интеллектуальные способности высокоразвиты.

И интересно заметить, что по полученным данным исследования, уровень интеллектуальных способностей оказался незначительно выше. Чем у небеременных женщин. Мы предположили, что  это может быть связано с тем, что большинство участниц исследования имеют высшее образование.

Как у беременных, так  и небеременных женщин преобладают высокие результаты по комплексу вербальных субтестов ( средние показатели 43% и 45% соответственно), которые  свидетельствует о  преобладание  вербального интеллекта. Это говорит о том, что  практическое мышление является вербальным. Кроме этого, были получены и другие данные, которые показывают, что помимо вербального интеллекта, у участниц исследования, хорошо развиты способности практического плана (у беременных 21%, у небеременных женщин- 19%).

Из всего выше сказанного следует, что у беременных женщин нет явных различий от небеременных женщин  в уровне интеллектуального развития.

Таким образом, выводы о  том, что интеллект женщин занижен  в период беременности, противоречат выдвинутой нами гипотезе. Однако, важно  заметить то обстоятельство, что выборка была сравнительно маленькой ( всего по 15 человек в обоих группах).  Возможно, если увеличить число  участников исследования, то результаты могут оказаться иными.

  Для сравнения  показателей интеллекта беременных и небеременных женщин  мы использовали  U-критерию Манна-Уитни, который показал, что различия в показателях интеллекта у беременных и небеременных женщин незначимы.

  Перспективой дальнейшего исследования может стать сравнительный анализ  интеллекта у различных подгрупп беременных  женщин, например, можно будет разбить группу участница по трем группам- с перым триместром беременности, вторым и третьим триместрами беременности и выявить закономерности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Абрамченко, В. В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт / В. В. Абрамченко, Н. П. Коваленко. – Петрозаводск : ИнтелТек, 2004. – 132 с. - - ISBN: 5-98157-003-2

2. Айвазян,  Е. Б. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией / Е. Б. Айвазян, Г. А. Арина, В. В. Николаева  // Вестник МГУ, Серия «Психология». - 2002. - №3. - С. 3 – 7.

3. Андреева, Г.  М. Общение и межличностные отношения // Социальная психология. /  Г. М. Андреева. -  М. : Асток-Пресс, 1998. - С. 89-99. -  –ISBN: 5-272-00315-2

4. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 287 с. - ISBN: 5-7567-0253-9

5. Андреева, Г.  М. Общение и межличностные отношения // Социальная психология. /  Г. М. Андреева. -  М. : Асток-Пресс, 1998. - С. 89-99. - ISBN: 5-8183-0100-1

6. Анурин, В. Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. / В. Ф. Анурин. – Новгород :  Н-городский университет, 1997. – С. 191 - 206. ISBN: 978-5-88782-167-2

7. Баженова, О.  В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл // Cинапс. - 1993. - № 4. – 116 с.

8. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С.  Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 69-70.

 9. Белогай, К. Н. Современные подходы к психологическому       исследованию беременности / К. Н.  Белогай // Материалы научно-практической конференции. - М. : РГУ, 2004. - 498 с. – ISBN: 5-9268-0010-2

10. Белогай,  К. Н. Введение в перинатальную психологию: Учебное пособие / К. Н. Белогай. – Томск : ТПГУ, 2008. – 144 с. - ISBN: 978-5-8353-0699-2

11. Бодалев,  А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6 - 89 с. – ISBN: 5—7695—0827—2

12. Боровикова, Н. В. Условия и факторы продуктивного развития «Я-Концепции» беременной женщины / Н. В.   Боровикова. - М. : Социнновация, 1998. – 132 с.

13. Боулби, Д. Материнская забота и психическое здоровье / Д. Боулби // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М. : Изд-во УРАО, 2005. – С. 246 – 251.

14. Брутман, В. И.Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С.  Радионова // Вопросы психологии, 1997, № 6 – С. 38 - 47.

15. Брутман, В. И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии, 1994. №5. С. 31 - 36.

16.  Брутман, В. И. Некоторые результаты обследовании женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей / В. И.  Брутман, М. Г. Панкратова // Вопросы психологии. - 1994. №8 – С. 56 - 64.

17. Васильева, И. А. Исследование соотношений познавательных и эмоциональных процессов в американской / И. А.  Васильева // Вопросы психологии. - 1976. - №2 - С.169-178.

  18. Дарский, Л. Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи / Л. Е. Дарский. - М., 1979. – 167 с.

19. Завьялова,  Ж. В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования /  Ж. В. Завьялова. - М., 2000. - 23 с. – ISBN: 978-5-17-064782-8

20. Заусенко, И.  В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка / И. В. Заусенко // Пасха. – Екатеринбург, 1999. - № 1-2. - С. 50 - 66.

21. Захарова, Е. И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка / Е. И.  Захарова // Журнал практического психолога. – 2003. - № 4 – 5. - С. 38 — 45. – ISBN: 5-9550-0666-4

22. Коваленко,  Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. - СПб., 1998 - 150 с.

23. Коваленко-Маджуга, Н. П. Перинатальная психология / Н. П Коваленко-Маджуга. – СПб., 2001. – 254 с. – ISBN: 978-5-9916-0864-0

24.  Колосов,  Л. Ю. Мамы разные бывают. / Л.Ю. Колосов // Растем вместе. – 2007. - № 05. – С. 3 – 5. – ISBN: 5-901466-05-5.

25. Котельникова, А. Что чувствует кроха. / А. Котельникова // Полезные советы и идеи. – 2009. - № 45. – С.16 – 18. – ISBN: 5-2983982-9008-5

26. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Издательский центр "Академия", 2005. – 368 с. – ISBN: 5-7695-1916-9

23. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е.   Ольшанникова. - М., 1983. – 80 с.

27. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. СПб., 2000.

28.  Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. СПб., 1997.

29. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Бурлачук Л. Ф. – СПб. :  Питер, 2006. - С. 178. – ISBN: 5-94723-045-3

30. Психология и психоанализ беременности. – М., 2003. – С.418. – ISBN: 978-5-89353-265-4.

31. Пэрну, Л. Я жду ребёнка / Л.  Пэрну. -  М. : Вим, 1993. – 110 с. - ISBN: 5-7797-0007-9

32. Радионова, М. С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка / М. С. Радионоваю. - М., 1997. – 120 с.

33. Рыжков, В. Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин / В. Д.  Рыжков // Мед.помощь, 1996, - №3, C. 33-36.

34. Скрицкая, Т.  В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности / Т. В. Скрицкая,  Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : НГПУ, 2002. – 143 с. – ISBN: 5898260064

35.Сидоренко,  Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000 – 350с. ISBN: 5-9268-0010-2

36. Хрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. С.166 — 169. – ISBN: 5-8291 -0471 -7

37.Цереградская, Ж. В. От зачатия до года. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка / Ж. В.   Цереградская, М. С. Радионова. - М., 1997. С. 167 – 177. – ISBN: 5-9268-0010-2

38. Шмурак, Ю. И. Опыт развивающегося перенатального воздействия Текст. / Ю. И. Шмурак // Народное образование. — 1995. № 6. – ISBN: 5-89939-101-4

39. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г.  Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб. : Речь, 2006. – 58 с. – ISBN: 5-87236-273-6

 40. Юсфин, А. Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / А. Г. Юсфин, А. Н. Васина. – М. : УРАО, 2005. – 153 с. – ISBN: 5-204-00417-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Приложение 1.                                                     

АНКЕТА

Инструкция: Вам будут предложены ряд вопросов, укажите из предложенных вариантов, тот который Вам наиболее подходит, если нет вариантов ответа, укажите ту информацию, которая требуется и соответствует действительности. Спасибо.

 

1.Ф.И.О. 

2.ВОЗРАСТ

3.Национальность

4.СЕМЕЙНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ 

А)замужем

Б)не замужем

В)гражданский брак

Г)повторный

 

5.Какое у  вас ОБРАЗОВАНИЕ

-Высшее

-Неполное высшее

-Среднее специальное  ( профессиональное)

-Среднее общее

 

6.Какой профессией  Вы занимаетесь или на какую  специальность учитесь?

 

 

7.Хотите ли  Вы получить вторую специальность?  Какую? (укажите рядом с ответом)

-Да

-Нет

-Не задумывалась

-Уже получаю(получила)

 

8.Какой средний  доход у Вашей семьи в месяц за прошедшие полгода?

   а)5000-10000  тыс

   б)10000-20000 тыс

    в)20000-30000 тыс

    г)более 30000 тыс

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Выявление различий в  распределении признака по U-критерию Манна-Уитни

 

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

88 

95 

18 

2

98 

21.5 

100 

24.5 

3

100 

24.5 

98 

21.5 

4

96 

19 

88 

5

94 

16.5 

93 

14 

6

89 

8.5 

93 

14 

7

109 

29 

89 

8.5 

8

109 

29 

97 

20 

9

109 

29 

101 

26.5 

10

84 

89 

8.5 

11

91 

11.5 

94 

16.5 

12

89 

8.5 

99 

23 

13

87 

91 

11.5 

14

93 

14 

88 

15

101 

26.5 

85 

Суммы:

 

246.5

 

218.5

Информация о работе Влияние психологического состояния женщин во время беременности на ребёнка в период его внутриутробного развития