Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью исследования явилось выявление психологических особенностей беременных женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические положения и подходы к проблеме беременности в психологии.
Рассмотреть теоретический аспект содержания понятия «интеллект», моделей интеллекта, а также особенностей эмоциональной сферы.
Обработать и проанализировать полученные данные проведенного исследования структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Самовосприятие беременности
1.1. Проблема материнства…………………………………………………...5
1.2. Период ощущения, возникающие до начала шевеления………………12
1.3. Четвертый период (7 и 8 месяц беременности)………………………...15
1.4. Пятый период. (Предродовой. 9 месяц)………………………………….18
Глава 2 Влияние положительных и отрицательных эмоций на
протекание беременности
2.2. Эмоциональная связь……………………………………………………..24
2.2. Роль эмоций в процессе взаимодействия матери с ребенком………….28
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиографический список……………………………………………………34
3. Аналогии (AN)
4. Классификация (KL)
5. Счет (RA)
6. Ряды чисел (ZR)
7. Выбор фигур (FS
8. Кубики (WH)
9. Задание на
сосредоточение внимания и
Оценки выше 75, но ниже
86 единиц IQ свидетельствовали о низкоразви
Отдельно анализировать профиль. Р. Амтхауэр предполагает, что в том случае, когда наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, у испытуемого развиты "теоретические способности". В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам — более развиты "практические способности".
В адаптированных вариантах тест состоит из 2-х параллельных форм, каждая из которых включает в себя 180 заданий, объединенных в 9 субтестов.
Инструкция к тесту
«В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы.
Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы».
2.2 Результаты статистического анализа
Проанализировав полученные данные по «методике САН» мы можем сказать существуют особенности эмоциональной сферы беременных женщин; исследовав « структуру интеллекта» Р.Амтхауэра можно сказать о том, что значимых различий между показателями IQ у беременных и небеременных женщин не существует.
Результаты исследования предоставлены на рис. 2, рис.3 и рис. 4.
Рис.2. Сравнение показателей интеллекта беременных и небеременных женщин разного возраста по методике «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра
По рис.2 видно, что у женщин разных возрастов уровень интеллектуальных способностей, которых является выше среднего, соответствует социовозрастным особенностям, причем у женщин возраст, которых 26 – 35 лет, он приближается к высокому уровню показателей, по сравнению с другими возрастными категориями. На втором месте по преобладанию находится уровень средних интеллектуальных способностей . Чаще данный уровень интеллекта встречается у девушек 18-26 лет. При этом у женщин всех возрастных категорий отсутствуют показатели низкоразвитых интеллектуальных способностей.
Рис.3. Сравнительная характеристика уровня интеллекта беременных и небеременных женщин по методике Р. Амтхауэра
Анализируя рис.3, можно сказать о том, что различия интеллектуальных особенностей беременных женщин не имеют ярко выраженных различий. А нужно к тому же еще и добавить тот интересный факт, что хоть и на 2%, но выше чем у небеременных.
Рис. 4. Сравнение показателей интеллекта по различным комплексам беременных и небеременных женщин по методике Р. Амтхауэра
При обработке результатов теста, отдельные субтесты были объеденены в 5 комплексов: 1)комплекс вербальных субтестов; 2)комплекс математических субтестов; 3)комплекс конструктивных субтестов; 4)комплекс теоретических способностях; 5)комплекс практических планов способностей.
По рис.4 видно, что и у беременных и небеременных преобладают высокие результаты по комплексу вербальных субтестов (средние показатели 43% и 45% соответственно), которые свидетельствует о преобладание вербального интеллекта. Это говорит о том, что практическое мышление является вербальным. Кроме этого, были получены и другие данные, которые показывают. Что помимо вербального интеллекта, у участниц исследования, хорошо развиты способности практического плана.
Анализ полученных данных по методике « САН » В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошникова.
Результаты исследования предоставлены на рис4, рис. 5, рис 6 и рис7.
Рис. 5. Сравнение показателей у беременных и небеременных женщин по опроснику «САН»
Анализируя рис.5 можно сказать о том, что у большинства беременных наблюдается положительные показатели по всем шкалам. Но при этом, явных различий между показателями беременных и небеременных женщин не выявлено. Самочувствие у 68% беременных женщин имеет положителтвьные средние показатели. Это можно объяснять резкой сменой настроения, которая часто встречается у беременных.
При этом, у 70% беременных самочувствие и активность имеют высокие показатели.
При сравнении активности, настроения и самочувствия небеременных женщин, было выявлено что у замужних женщин самочувствие намного лучше, чем у остальных участниц исследования. А показатели активности и настроения у незамужних женщин имеют средние показатели. У женщин живущих гражданским браком по всем трем показателям имеются не очень высокие значения: у них самочувствие, активность и настроение снижены (см. рис. 5).
и
Рис.6. Сравнение зависимости активности, настроения и самочувствия беременных женщин от семейного положения
По анализу рис.6 следует сказать о том, у беременных женщин, живущих гражданским браком наблюдается высокая степень активности,но при этом не очень хорошее самочувствие и настроение.
Рис.7. Обобщенная диаграмма зависимости активности, настроения и самочувствия от семейного положения беременных и небеременных женщин
По рис.7 видно, что компоненты самочувствия, активности и настроения у беременных женщин не имеют явных различий от беременных. Большинство испытуемых имеют средние показатели по всем шкалам. Самые высокие показатели составили показатели у замужних небеременных женщин, что составляют 3,6 баллов. Показатели по шкалам самочувствия, активности и настроения у беременных женщин, которые замужем, незначительно ниже, чем у беременных замужних женщин. Возможно, это связано с переживаниям принятия новой роли - роли матери, а также переживаниями изменений, которые активно происходят в жизни женщины во время беременности и боязнью смены отношения супруга к ней.
2.3. Выводы по результатам исследования
Проанализировав полученные данные можно сказать о том, что проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что существуют особенности эмоциональной сферы беременных женщин;
Полученные результаты по «Тесту структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, показали, что практически у всех беременных женщин, не зависимо от возраста, семейного положения, рабочего положения преобладает оптимальный тип уровня интеллекта (средний показатель интеллекта составляет 96% ). Этот показатель интеллекта говорит о том, что у женщин интеллектуальные способности высокоразвиты. И интересно заметить, что по полученным данным исследования, уровень интеллектуальных способностей оказался незначительно выше. Чем у небеременных женщин. Это может быть связано с тем, что большинство участниц исследования имеют высшее образование.
Как у беременных, так и небеременных женщин преобладают высокие результаты по комплексу вербальных субтестов ( средние показатели 43% и 45% соответственно), которые свидетельствует о преобладание вербального интеллекта. Это говорит о том, что практическое мышление является вербальным. Кроме этого, были получены и другие данные, которые показывают, что помимо вербального интеллекта, у участниц исследования, хорошо развиты способности практического плана (у беременных 21%, у небеременных женщин- 19%).
Менее всего у всех категорий женщин были выявлены низкие показатели по комплексу математических субтестов (средний показатель 20 баллов набрали беременных, и 17 - небеременные), причем это было находится вне зависимости от уровня образования и возраста.
После проведения «Методики САН» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошникова, было выявлено, что между беременными и небеременными не имеется значительных расхождений по показателям самочувствия, активности и настроения (расхождения всего в 2-3%). Имеются расхождения по показателям активности. У беременных женщин живущих гражданским браком (40%) активность намного выше, чем у тех кто замужем и незамужем, вне зависимости от наличия беременности.
Таким образом, у небеременных женщин в возрасте 20 – 25 лет более выражены показатели по шкалам настроения и активности. Этот фактор у небеременных преобладает в возрасте од 26 до 30 лет. В 30 – 35 лет у беременных женщин ярко высокие показатели по самочуствия и настроения.
Как ни странно, но по всем показателям самочувствия, активности и настроения, как беременные, так и небеременные женщины имеют не очень высокие показатели. Компоненты самочувствия, активности и настроения у беременных женщин не имеют явных различий от беременных. Большинство испытуемых имеют средние показатели по всем шкалам. Самые высокие показатели составили показатели у замужних небеременных женщин, что составляют 3,6 баллов. Показатели по шкалам самочувствия, активности и настроения у беременных женщин, которые замужем, незначительно ниже, чем у беременных замужних женщин. Возможно, это связано с переживаниям принятия новой роли - роли матери, а также переживаниями изменений, которые активно происходят в жизни женщины во время беременности и боязнью смены отношения супруга к ней. Большинства беременных (78%) имеют положительные показатели по всем шкалам. Но при этом, явных различий между показателями беременных и небеременных женщин не выявлено. Самочувствие у 68% беременных женщин имеет положителтвьные средние показатели. Это можно объяснять резкой сменой настроения, которая часто встречается у беременных.
Для сравнения показателей интеллекта беременных и небеременных женщин мы использовали U-критерию Манна-Уитни, который показал, что различия в показателях интеллекта у беременных и небеременных женщин незначимы.
Заключение
Подводя итоги по проделанной работы, мы хотим сказать, что все поставленные нами задачи были достигнуты при помощи теоретического анализа и эмпирического исследования.
При проведении исследования нами были использованы 2 методики:
На основе проведенного анализа работ зарубежных и отечественных психологов можно сделать вывод, что беременность в психологии - это этап развития материнской cферы женщины, готовящая к последующему выполнению материнских обязанностей. Беременность также принято считать критическим периодом жизни женщины, как стадия идентификации, особенная ситуация для адаптации. То, на сколько женщина готова стать матерью психологически, зависит от ее поведения во время протекания беременности, настроя на роды, особенности взаимодействия с ребенком до и после его рождения.
Во время беременности у женщин, как правило, изменяется психологическое состояние. Анализируя литературу по теме «беременность», можно сделать выводы, что беременность для женщины является особенным событием, так как создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться.
Можно с полной уверенностью считать беременность качественно новым состоянием организма и психики женщины. У беременной формируются новые отношения к беременности, к себе и окружающим. Изменяются особенности в её эмоционально-когнитивной сфере. Эти особенности зависят от личностных характеристик самой беременной.
На основе анализа работ по теме «Интеллект», мы сделали вывод, что в психологии не существует однозначного мнения о том, что же такое интеллект. Об этом отмечает коллектив авторов современных исследователей: «Каждый исследователь или коллектив исследователей, приступающий к разработке диагностического инструментария в этой сфере, пытается выработать свое собственное рабочее определение интеллекта».
Что касается раздела, посвященного интеллекту беременных женщин, мы пришли к выводу о том, что говорить однозначно о том, что интеллект женщин снижается в период беременности нельзя. Можно лишь сказать о том, что в период беременности меняется не сам интеллект, а лишь структура мышления. Изучая исследования как отечественных, так и зарубежных психологов и психиатров, мы видим что они к единому мнению придти не могут до сих пор. Одни исследователи называют снижение уровня интеллекта в период беременности мифью, а другие - стремятся доказать что все-таки зависимость между беременностью и интеллектом все-таки существует.
Соглашаясь с мнением, что интеллект - это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира - большинство исследований сохраняют несмотря на неоднозначность и воображение как интеллектуальную возможность. Хотелось бы подчеркнуть, что измерение человеческого поведения - необычайно сложная задача. Проблема измерения интеллекта занимает особое место в психологической науке не только потому, что с нее началась психодиагностика, но и в связи с стремлением исследователей оценить возможности человека — его ума, важнейшего органа познания как самого себя, так и явлений окружающей действительности.
В работе отдельно была рассмотрена тема, раскрывающая влияние положительных и отрицательных эмоций на протекание беременности. Проанализировав работы ряда исследователей мы пришли к мнению о том,