Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 16:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей восприятия рекламы детьми дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по психологии рекламной деятельности, как метод управления людьми
2. Рассмотреть восприятие как психологический процесс, выявить особенности детского восприятия
3. Изучить основные методы рекламного воздействия
4. Выявить особенности восприятия рекламы детьми
5. Провести эмпирическое исследование восприятия рекламной продукции детьми
6. Разработать практические рекомендации, способствующие защите детей от рекламного воздействия.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы рекламного воздействия на детей дошкольного возраста……………………………………………………..6
1.1 Возрастные особенности восприятия детей дошкольного возраста……………6
1.2 Влияние рекламной продукции на психофизиологиическую и эмоциональную сферу ребенка……………………………………………………………………….11
1.3 Методы рекламного воздействия…………………………………………...15
Глава 2. Эмпирические исследования восприятия рекламной продукции детьми дошкольного возраста……………………………………………..20
2.1 Методы и этапы эмпирического исследования………………………………20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…………………………...24
2.3 Способы защиты детей от рекламногго воздействия…………………………31
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………....37
Б) Иногда повторяет
В) Повторяет, но очень редко
Г) Нет, ни когда не повторял
Д) Другое
11.Можете ли вы утверждать, что реклама навязывает Вашему ребенку несуществующие у него потребности?
А) Да, это так, ребенок, посмотрев рекламу, часто просит купить то, что ему абсолютно не надо
Б) Да, такое случается от случая к случаю
В) Несколько раз сталкивались с этим
Г) Нет, ни когда такого не было
Д) Другое
12.Как вы считаете, влияет ли реклама на формирование продуктовых и прочих вкусов вашего ребенка?
А) Да, очень сильно влияет
Б) Отчасти
В) Нет
Г) Ни когда не задумывалась об этом
Д) Другое
13.Нет ли у вас ощущения, что рекламные ролики демонстрируют детскому вниманию успешных, амбициозных, красивых героев, как бы говоря при этом: вот именно тот идеал, к которому ты должен стремиться? Как вы к этому относитесь?
А) Да, это так и это не плохо
Б) Да, это так, но мне это не нравиться
В) Нет, мне так не кажется
Г) Не задумывались об этом
Д) Другое
14.Как вы считаете, есть ли необходимость учить Вашего ребенка правильно реагировать на назойливость и внешнюю непогрешимость рекламы?
А) Нет, не думаю что это нужно.
Б) Да такая необходимость есть
В) Я не вижу ни чего плохого в рекламе
Г) Важно суметь объяснить ребёнку, что у него всегда есть право сделать собственный выбор: выбор покупать или не покупать тот или иной продукт, выбор самостоятельно оценивать его качество.
Д) Другое
4.На
четвертом этапе исследования проводилась
обработка результатов.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования.
На
первом этапе исследования проводилась
беседа с детьми. Результаты данной
беседы отражены на рисунках № 1 –
6
Рисунок
№ 1 «Ты смотришь рекламу?»
Рисунок
№2 «Тебе нравиться смотреть рекламу?»
Рисунок
№ 3 «Какая реклама тебе нравиться
больше всего?»
Рисунок
№ 4 «Что тебе нравиться в рекламе?»
Рисунок
№ 5 «Ты бы хотел, чтоб родители покупали
тебе все, что показывают в рекламе?»
Рисунок
№ 6 «Ты веришь рекламе?»
Таким
образом, большинство опрошенных детей
с удовольствием смотрят рекламу, при
этом все дети предпочитают рекламу товаров
для детей и рекламу сладостей. Почти половину
опрошенных детей привлекает сам рекламируемый
товар. Большинство детей доверяют рекламе,
и хотели бы, чтоб родители покупали им
все рекламируемые товары.
На втором этапе исследования проводилось наблюдении за детьми во время просмотра рекламной продукции (ТВ – роликов). Результаты наблюдения отражены на рисунке № 7
Рисунок
№ 7 «Реакция детей, во время просмотра
рекламной продукции (ТВ - роликов) различных
товаров. (Р.Т. не св. с д. – реклама товаров,
не связанная с детьми; Р.игр. – реклама
игрушек; Р. Лакомств – реклама лакомств;
Р.С. уч. детей – реклама с участием детей.)
При этом, следует отметить, что 26,4% просили у родителей купить рекламируемые товары (детские игрушки, лакомства); 52,8% опрошенных детей на вопрос «Хотел бы ты, чтоб родители тебе это купили» ответили положительно.
На
третьем этапе исследования было
проведено анкетирование
26.4%
опрошенных родителей
Рисунок
№ 8 «Сравнение данных опроса детей и анкетирования
родителей»
72, 6% опрошенных родителей говорят о том, что их ребенок смотрит рекламу с интересом, 7% - с повышенным интересом, 13,2% говорят о том, что ребенок частично интересуется рекламой, 6.6% - вообще не реагирует.
На вопрос «Какую рекламу предпочитает смотреть Ваш ребенок?» были получены следующие ответы: 19,8% родителей говорят о том, что их дети смотрят подряд всю рекламу; 26,4% утверждают, что у их ребенка есть несколько любимых роликов; 46,2% говорят о том, что их дети предпочитают смотреть рекламу детских товаров; 7,6% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос.
Рассмотрев ответы на вопросы 5 и 6, были получены следующие результаты.
Вопрос № 5 «Доверяет ли ваш ребенок рекламе?».
52,8% опрошенных родителей говорят о том, что их дети полностью доверяют рекламе, эти данные совпадают с данными, полученными в результате опроса детей. 33% родителей говорят о том, что их дети доверяют рекламе, но не полностью. Эти данные также совпадают с результатами опроса детей. 7,1% родителей утверждают, что их дети не скорее не доверяют рекламе, столько же говорили о том, что полностью не доверяют, при этом подобных ответов от детей не было получено.
Вопрос № 6 «Просят ли ваши дети купить им рекламируемые товары?».
14,2%
родителей говорят о том, что
их дети регулярно просят
36.9% родителей говорят о том, что реклама навязывает их ребенку несуществующие потребности; 26.4% утверждают, что подобное случается от случая к случаю; столько же опрошенных говорят о том, что несколько раз сталкивались с этим; 7,6% родителей никогда не сталкивались с подобным явлением. При этом 26.8% родителей считают, что реклама влияет на формирование вкусов ребенка; 53.6% считают это утверждение отчасти верным; 19,6% совершенно с этим не согласны. 46,9 % родителей полагают, что реклама демонстрирует детскому вниманию успешных, амбициозных, красивых героев, как бы говоря при этом: вот именно тот идеал, к которому ты должен стремиться, при этом 40,2% опрошенных не довольны подобным воздействием рекламы на психику ребенка, а 6,7% говорят о том, что это неплохо.
33.5%
опрошенных родителей не
Рисунок
№ 9 «Влияние рекламы на потребности и
вкусы детей». (Р.Н.Р.Н.П. – реклама навязывает
ребенку несуществующие потребности;
Р. Вл. На – реклама влияет на формирование
вкусов; Р. Нав. Обр. – реклама навязывает
ребенку определенный образ жизни; Надо
ли уч Р – надо ли учить ребенка правильно
реагировать на рекламу?).
Таким
образом, в большинстве случаев реклама
воздействует на психику ребенка, навязывает
ему несуществующие потребности, влияет
на формирование вкусов, следовательно,
гипотеза нашего исследования доказана.
Кроме этого, мы выясняли, что большинство
родителей считают необходимым/ отчасти
необходимым учить детей правильно реагировать
на рекламу.
2.3 Способы защиты детей от рекламногго воздействия.
Один американский преподаватель из штата Индиана сказал о влиянии рекламы на детей следующее: «У нас в Америке сейчас большое беспокойство вызывает то, что маленькие дети часто путают рекламу и телепрограмму. Получается, что телевидение использует детскую аудиторию, на которую легче всего повлиять, чтобы продвинуть свою продукцию. Выходит, реклама заботится о детях? Это абсурд. Она, прежде всего, заботится о деньгах. А у родителей просто нет времени, чтобы проследить за тем, какие программы смотрят их дети и что в этих программах им внушают».
Четыре составляющие психологического воздействия рекламы выделяет В.Г. Зазыкин:
1) когнитивный;
2) аффективный;
3) регулятивный;
4) коммуникативный.
В процессе социализации дети приобретают совокупность понятий и представлений, социальных потребностей и качеств, которые отражают особенности семейной и социальной среды. Усиление психологического влияния по средством телевизионной рекламы на формирующуюся личность показывает необходимость разработки и введения соответствующих этических и юридических нормативов и ограничения рекламной деятельности [10. C.: 34].
Вред от воздействия рекламы на психику ребенка, в первую очередь заключается в том, что она соблазняет ребенка не самыми полезными товарами (такими, как сладости, жвачки, газированная вода). Выходит, что настоящие родители плохие, потому что не балуют своих детей такими вещами, а «рекламные» родители хорошие, так как потчуют своих чад с большим удовольствием. Также реклама вводит родителей в постоянные расходы, что очень отражается на материальном благополучии семьи. Не менее важно то, что реклама взрослых товаров может вызвать ненужные вопросы, на которые многие взрослые не знают, как ответить, и ответы на которые детям пока рано знать. В то же время в рекламе появляются неправильные обороты речи, что негативно может отразиться на его речевом развитии. К тому же некоторые сюжеты рекламных роликов противоречат морали.
Польский артист Ян Поспешальский считает, что детей лишают чувства стыда. Так он прокомментировал две рекламы, которые вызвали общественное негодование. На одной из них под надписью «Номер с геями» изображены двое мужчин с кнутом. На второй — обнаженная женщина обещает побить сексуальный рекорд Польши.
«Нас испытывают, как долго мы еще будем позволять», — утверждает Поспешальский. По его мнению, такие рекламы, размещенные в местах, доступных детям и верующим, лишают чувства стыда. «Стыд — это природный и тонкий механизм самозащиты, которым пользуется наша совесть. Он настолько чувствителен, что будучи разрушен, больше не восстанавливается. Дальше мы уже легко поддаемся аморальному разложению. Теряем свою отпорность».
Несмотря
на некоторые явно недетские виды
рекламы, которые мы просматриваем
каждый день по нескольку раз, сидя
перед экраном своего телевизора,
большая часть родителей
Ученые утверждают, что коммерческая реклама значительно влияет как на физическое здоровье ребенка, так и на его самооценку и уровень беспокойства. Так, В 1993 году 5-летний ребенок поджег зажигалкой постель, лишив жизни свою 2-летнюю сестру, как утверждается, после просмотра одной из серии мультфильма «Бибес и Батхед», в котрой развязные герои-подростки заявляют, что «пожар - это классно» [12].
Один российский рекламщик сказал: «В силу своей профессии мне приходится быть немного психологом. С 4 до 6 лет происходит активное становление психики человека. В этот период усваиваются социальные ориентировки и самоидентификация в обществе. А основной инструмент рекламы - это именно социальные установки. Ребенок очень чутко улавливает эти коды. Дело тут не в бесконечном "дай". Проблема глубже. Точно знаю реклама влияет на создание комплексов!».
Информация о работе Влияние рекламы на детей дошкольного возраста