Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние рекламы на поведение подростков.
Объект исследования: воздействие на человека телевизионных реклам.
Предмет исследования: исследование влияния рекламы на поведение подростков.
Задачи исследования:
- изучить теоретический аспект данной проблемы;
- определить воздействие рекламы на поведение подростков;
- разработать рекомендации для подростков «Как защитить себя от воздействия рекламы».
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………………
1.1 Понятие психологического воздействия……………………………………..
1.2 Формы психологического воздействия……………………………………….
1.3 Воздействия на психику подростка для улучшения эффективности рекламы……………………………………………………………………………
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….....
2.1 Обзор методик и организация процедуры исследования…………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………….
2.3 Рекомендации для подростков «Как защитить себя от воздействия рекламы»……………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА
ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА……………………………………
1.1 Понятие психологического воздействия……………………………………..
1.2 Формы психологического воздействия……………………………………….
1.3 Воздействия
на психику подростка для улучшения эффективности
рекламы……………………………………………………………
2 ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА
2.1 Обзор
методик и организация
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………….
2.3 Рекомендации
для подростков «Как защитить себя
от воздействия рекламы»…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Мы живём в мире, где все что-то продают и покупают. Продаются товары, услуги, знания, идеи, время. Рынок предложений широк и насыщен, конкуренция в нём огромна и не оставляет надежды на хорошие продажи, не прибегая к рекламе. Реклама помогает донести сведения о предлагаемом товаре до широкого круга потребителей. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду – сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу – везде, где бы мы не находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах.
В условиях современного российского общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большое значение. Сегодня реклама становится частью повседневной культуры и выступает одним из показателей развития общества. При этом приходит понимание того, что реклама не связана лишь с коммерческими интересами, но и с формированием у потребителей системы определенных ценностей, идей и стандартов.
Прежде всего реклама несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда реклама. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения. В силу повышенной внушаемости и сложного характера взаимоотношений со взрослыми подростки 12-17 лет являются наиболее подверженными влиянию потребителями рекламы. Одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы – это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную «открытость» психики к внешнему влиянию и поиск самоутверждения в среде межличностных отношений.
Особое
значение при исследовании влияния
рекламы на поведение подростков
принадлежит следующей
В психологических исследованиях достаточно интенсивно изучаются проблемы рекламы. Изучены особенности социально-психологической оценки эффективности воздействия рекламы на различные стороны личности потребителя (исследования О.П. Перлиной, 2002; Е.Е. Прониной, 2002; А.В. Селезневой, 2004; Д.Л. Буренко, 2005; О.В. Баранника, 2005; Г.А. Кобузовой, 2006); особенности личностного, тендерного и профессионального восприятия, рекламы (А.А. Вугман 2003; М.А. Папантиму 2004; В.И. Громова, 2005; J1.A. Шалимова, 2007; М.А. Турчинова, 2007); специфика ее влияния на экономическое поведение и ценностные ориентации потребителя (Г.Г. Ерошина, 1999; М.А. Калиманов, 2001; Е.А. Пушканова, 2005; М.А. Салюков, 2005; Т.В. Луговская, 2005; Г.А. Козубова, 2006; Е.Н. Чукчеева, 2006), особенности психологической устойчивости к восприятию рекламы (Н.Э. Лазарева, 2008), взаимосвязь личностных характеристик потребителей рекламы и особенностей оценки рекламы (О.В. Гордякова, 2003), проблема восприятия рекламы школьниками (Н.С. Лещук, 2003).
Актуальность работы заключается в научной психологической обоснованности характера воздействия рекламы на подростков, поскольку в рекламной деятельности широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия, т.к. реклама – это явление социально-психологическое.
Цель работы: выявить влияние рекламы на поведение подростков.
Объект исследования: воздействие на человека телевизионных реклам.
Предмет исследования: исследование влияния рекламы на поведение подростков.
Задачи исследования:
- изучить теоретический аспект данной проблемы;
- определить воздействие рекламы на поведение подростков;
- разработать рекомендации для подростков «Как защитить себя от воздействия рекламы».
Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
По структуре дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
База исследования: МОУ СОШ № 11 г. Благовещенска, ученики 7 класса.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1
Понятие психологического
Воздействиям или влияниям людей друг на друга в социальной психологии уделяется, и всегда уделялось огромное внимание. «Социальная психология, – пишет Д. Майерс, – это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу». Однако, по мнению А. Адлера, «слишком у многих людей вошло в привычку принимать авторитеты на веру. Публика сама желает, чтобы ее дурачили. Она готова поверить любым россказням, не проверяя их фактическую сторону. Такая деятельность не привнесет в жизнь общества никакого порядка, а будет лишь снова и снова приводить к бунту обманутых.
Психологические воздействия, или социальные влияния, широко распространены и проявляются в самых разных вариантах: в отношениях детей и родителей, учеников и учителей, мужчин и женщин, начальников и подчиненных, а также людей, абсолютно незнакомых друг другу. Рекламная деятельность поэтому также может рассматриваться с точки зрения психологических воздействий, или социального влияния. Так, А. Адлер считал, что если ограничиться лишь случаями «нормального» взаимного влияния, то можно обнаружить, что наиболее восприимчивы к влиянию те люди, которые лучше всего воспринимают голос разума и логики. С другой стороны, полагал автор, те, кто жаждет главенствовать и желает подавлять, очень трудно поддаются влиянию.
Психологическое
воздействие – это направленная
передача информации от одного человека
к другому с целью оказания
изменения психологических
Психологическое
воздействие в большинстве
Проблема психологических воздействий (социальных влияний) в психологии рекламы как отрасли научного знания крайне актуальна еще и потому, что она связана с целым рядом моментов этического характера. Ведь любое воздействие, или влияние, предполагает изменение сознания человека, может представлять некое препятствие свободе выбора. Многие авторы, например, известный американский психолог Б. Ф. Скиннер, полагают, что все мы практически полностью зависим друг от друга, и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует. Поэтому данная проблема может не обсуждаться.
Многие
авторы, рассматривая проблему воздействий
в рекламе, особое внимание уделяют
осознаваемым и неосознаваемым воздействиям,
а также детально рассматривают
различия между воздействиями
Психологическое
воздействие рекламной
Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации – ощущения, восприятия, внимание, память. Исследованиями психологов доказано, что восприятие и переработка рекламной информации осуществляется под воздействием множества различных факторов.
В.Г.
Зазыкин выделяет четыре компонента
психологического воздействия рекламы:
1) когнитивный (получение новой информации
за счет процессов переработки
Из множества рекламных средств телевизионная реклама – самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного воздействия и, во-вторых, огромной аудиторией.
Существует
несколько вариантов
С.Г. Кара-Мурза отмечает «убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивающей пассивность восприятия. С его точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.
Особенно
велико воздействие рекламы на беззащитную
психику ребенка. При этом дети, по
сравнению с взрослыми, не в состоянии
эффективно противопоставлять такому
воздействию собственные
1.2
Особенности восприятия
То, что восприятие ребенка должно отличаться от восприятия взрослого человека, совершенно ясно, поскольку мотивы и мотивация в разном возрасте различны. И кажется, никто уже не сомневается в том, что современная индустрия рекламы активно эксплуатирует детей. «Правильные» установки по отношению к тому или иному бренду стараются сформировать у человека как можно раньше. В этом есть своя логика. Многие специалисты ограничивают верхнюю возрастную «планку» любой целевой аудитории 45-50 годами. Считается, что затем воздействовать на мнение человека практически невозможно (за исключением рекламы некоторых специфических групп товаров – лекарств и т.д.) Для рекламистов гораздо выгоднее привлечь к себе молодую аудиторию, легко воспринимающую все новое, с неустоявшимися вкусами, привычками, с еще несформировавшимся стилем и образом жизни, нежели взрослую. Поколение, с юных лет воспитанное в духе приверженности к определенному бренду, сохранит свою привязанность на протяжении всей жизни. Они пронесут свою лояльность через годы, а рекламные бюджеты, не формирующие, а лишь поддерживающие интерес этих людей, существенно снизятся. Такое мнение подтверждает и психологическая наука.