Влияние самооценки матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:55, реферат

Описание

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как психологический феномен …………….………….…….…5
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………9
2 Самооценка матери как фактор формирования индивидуальных особенностей в дошкольном возраст.....16
2.1 Самооценка матери и её особенности с точки зрения психологии материнства…………………………………………………………………………16
2.2 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста как результат материнского воспитания…………………………………………………...........19
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

бурдина.docx

— 57.58 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

 

1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5

1.1 Материнство, как психологический  феномен …………….………….…….…5

1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………9

2 Самооценка матери как  фактор формирования индивидуальных  особенностей в дошкольном возрасте.…………………………………...................................16

2.1 Самооценка матери и  её особенности с точки зрения  психологии материнства…………………………………………………………………………16

2.2 Индивидуальные особенности  детей дошкольного возраста как  результат материнского воспитания…………………………………………………...........19

Заключение…………………………………………………………………………19

Список использованных источников……………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Материнство изучается в  психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспекты материнского поведения  затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также  огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной  реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В наши дни материнство, занимая  незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется  иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. Зарубежные и отечественные  исследователи единодушно отмечают тенденцию изменения ценностных ориентации в обществе в сторону  гедонизма и индивидуализма. Заметное возрастание в наше время стремления к высокому профессиональному статусу  и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству.

Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью  материнства. Усугубляет положение  разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта  и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается  неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме  того, уменьшение количества детей  в семье ведет к тому, что  часто первый младенец, с которым  встречается мать, — это ее собственный  ребенок. В этих условиях молодые  родители обращаются к поиску недостающей  информации.

Помимо возникновения  потребности в повышении своей  родительской компетентности происходит осознание недостаточности в  эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских  чувств. Все это ведет к направленному, осознанному развитию не только информационных, но и эмоциональных основ материнской  сферы. Ее построение становится задачей  самого субъекта материнства. Женщина  интересуется тем, что она должна чувствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это  надо самой и что надо делать для  развития этих чувств.

Важность материнского поведения  для развития ребенка, его сложная  структура и путь развития, множественность  культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных  исследований в этой области позволяют  говорить о материнстве как самостоятельной  реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. В психологической литературе (преимущественно  зарубежной) много внимания уделяется  биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального  развития его у человека. В отечественной  психологии в последнее время  также появился ряд работ, связанных  с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими  и психолого-педагогическими аспектами  беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Все это повлияло на выбор  темы курсовой работы.

Объект исследования –  материнство в контексте воспитания личности.

Предмет исследования –  роль самооценки матери в развитии личности.

Цель: исследование особенностей  влияния самооценки матери на формирование индивидуальных особенностей личности

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить особенности дошкольного возраста как особого этапа в становлении самооценки личности в психолого-педагогической литературе;
  2. выявить роль родительского воздействия на становление самооценки личности;
  3. определить особенности воздействия материнского воспитания на становление самооценки личности.

В процессе работы над темой были использованы такие методы исследования, как: анализ, синтез, библиографический, обобщение.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы материнства и развития личности детей дошкольного возраста.

Во второй главе представлена информация о самооценке матерей, имеющих детей  дошкольного возраста и особенностях её влияния на формирование индивидуальных особенностей.

В заключении представлены выводы по результатам исследования.

 

 

 

1 Научно-теоретические основы вопроса  материнства и индивидуальных  особенностей детей дошкольного  возраста

 

1.1 Материнство, как психологический  феномен

 

Психологи изучают материнство  в соответствии с возрастом ребенка: от раннего и дошкольного возраста до школьного и подросткового (А.Д. Кошелева, Г.А. Свердлова, И.Ю.Ильина, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Г.Г.Хоментаускас и др.). Особое внимание в этих исследованиях уделяется  эмоциональному состоянию матери, ребенка  и влияние его на развитие личности.

Последние десятилетия стали появляться исследования, в которых материнство рассматривается как самостоятельный психологический феномен (С.Ю. Мещерякова, А.С.Спиваковская, Н.Н. Васягина, Н.А. Устинова, О.Е. Смирнова, Е.Н.Рыбакова).

Огромный вклад в изучении и  развитии данного направления внесла Г.Г. Филиппова [1]. Она условно разделила материнство на две составляющие:

I. Материнство как часть личностной сферы женщины.

По мнению Г.Г. Филипповой материнство  должно изучаться с учетом того,какие  функции выполняет мать для развития ребенка и то, как они представлены в субъективной сфере самой матери. Автор выделила 2группы таких функций: видотипичные и конкретно-культурные. Успешность выполнения всех этих функций  во многом определяет развитие ребенка  на каждом этапе его становления  и особенности построения взаимоотношений  с окружающим миром. Специфика материнского поведения заключается в том, что являясь достаточно самостоятельной  сферой, оно проходит в своем развитии несколько этапов:

1. Взаимодействие с собственной матерью, которое продолжается на протяжении всей жизни. Особенно оно важно на пренатальном периоде и после рождения ребенка, поскольку именно «во время беременности актуализируется весь эмоциональный опыт, который влияет на содержание ее собственного материнства» [1,78].

2. Развитие материнской сферы  в игровой деятельности особенно  в дочки-матери и в семью,  где девочки принимают на себя  роль матери,таким образом, примеряя ее на свою жизнь.

3. Няньчание характеризуется налаживанием эмоционального контакта с элементами ухода, заботы за детьми младшими по возрасту.

4. Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер. На этом этапе происходит формирование ценности ребенка как самостоятельной, не связанной с другими.

5. Взаимодействие с собственным ребенком. Представляет реализацию всех вышеперечисленных функций матерью по отношению к своему ребенку.

6. Отношение с ребенком после окончания возраста с характерным гештальтом младенчества.

Материнство, по мнению Г.Г.Филипповой, имеет свою определенную структуру, в которую входят три компонента:

- потребность в продолжении  рода;

- модель детства и материнства,  существующая в данном обществе;

- потребности, желания, идеалы, цели самой матери.

В содержании материнской сферы  автор выделяет три блока:

1. Потребностно-эмоциональный блок – собственно эмоциональное отношение к своему ребенку.

2. Операциональный блок, включающий в себя операции по уходу, кормлению, общению и воспитанию ребенка.

3. Ценностно-смысловой блок представляет собой отношение к ребенку и к материнству как к самостоятельной ценности.

Существует еще одна концепция  «базовых качеств» матери, принадлежащая данному направлению – это концепция Исениной Е.И.[2].

Базовые качества матери – это  качества, необходимые женщине для  развития ребенка как «представителя рода homosapiens, члена культурного сообщества и индивида» [2,50].Ею было выделено две группы этих качеств:

1. Качества, связанные с отношением  к ребенку (Я-ТЫ), среди этих  качеств она выделяет такие,  как: 

- принятие – безусловно эмоциональное  теплое отношение к ребенку; 

- отзывчивость – внимание матери  к действиям ребенка, ее эмпатия  ко всем мыслям, чувствам и  другим проявлениям ребенка. Сюда  также входят мотивационные, когнитивные,  действенные характеристики родителя  как субъекта обучения (например, мотивация матери побуждать к  продолжению разговора с другими  людьми).

Все эти качества развиваются, прежде всего, через отношение матери со значимыми для него людьми (ребенком, мужем, родственниками) в соответствии с ее индивидуальными особенностями.

2. Качества, связанные с отношением  матери к окружающему миру (Я-МИР).

II. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка.

Материнство как обеспечение условий  для развития ребенка рассматривается, прежде всего, с позиции детско-родительских отношений. Традиционно в отечественной  психологии процесс общения и  взаимодействия с родителями является источником развития ребенка, ведь именно в процессе общения передаются культурный опыт от поколения к поколению.

По мнению М.И.Лисиной  взрослый выступает не только как основной безликий источник социализации ребенка, но и как уникальная личность со своими ценностями, переживаниями, целями, мотивами, смыслом жизни, которые естественно нельзя упускать из внимания.

Все исследования данного направления  условно можно разделить на две  группы – психофизиологические и  психологические. О физиологических  уже было сказано – это исследования, посвященные материнству в период беременности. Психологические включают в себя изучение ценностей, материнского поведения, родительских установок, отношений, чувств, позиций, ответственность и их влияние на развитие личности ребенка, каждый из которых состоит из трех компонентов:

- когнитивный; 

- эмоциональный; 

- поведенческий. 

В социальной психологии «ценность» включает в себя цели,идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности мировоззренческие проявления, которые  формируются при усвоении социального  опыта. [3,383] Именно в семье происходит формирование, развитие, передача этих ценностей, являющихся мировоззренческой основой любого человека. Родительские установки и ожидания – «это установки на цели и средства деятельности в области родительства» [4,18].

А.Я.Варга под термином «родительское отношение» понимает совокупность чувств и поведенческих проявлений по отношению к ребенку, способность к пониманию ребенка и его поступков.

Кроме того, она выделила 4 типа родительского  отношения:

- принимающе-авторитарное;

- отвергающее; 

- симбиотическое;

- межличностная дистанция. 

И.С.Кон [4] выделил 4 составляющие родительской роли:

- родительские ценности, установки; 

- социальные роли отца и матери;

- родительские чувства, такое  как любовь;

- культурные символы отцовства  и материнства. 

Он также считает, что изменения, которые происходят в обществе, существенно влияют на детско-родительские отношения. Каждая эпоха по- своему рассматривает эти взаимоотношения, диктуя свои правила родителям.

Информация о работе Влияние самооценки матери