Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:55, реферат
Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как психологический феномен …………….………….…….…5
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………9
2 Самооценка матери как фактор формирования индивидуальных особенностей в дошкольном возраст.....16
2.1 Самооценка матери и её особенности с точки зрения психологии материнства…………………………………………………………………………16
2.2 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста как результат материнского воспитания…………………………………………………...........19
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как
1.2 Психологические особенности
личностного развития детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
2 Самооценка матери как
фактор формирования
2.1 Самооценка матери и
её особенности с точки зрения
психологии материнства……………………
2.2 Индивидуальные особенности
детей дошкольного возраста
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Введение
Наибольшее влияние на
ранних этапах процесса развития личности
оказывает, как правило, семья. Развитие
ребенка и помощь ему невозможно
оторвать от реалий современной жизни.
Взаимоотношения между
Материнство изучается в
психологии в различных аспектах,
психологических школах и направлениях.
Есть немало научных и научно-популярных
изданий, посвященных этой проблеме.
Разные аспекты материнского поведения
затрагиваются в психологии личности,
в детской психологии, педагогической
психологии и т.д. Важность материнского
поведения для развития ребенка,
его сложная структура и путь
развития, множественность культурных
и индивидуальных вариантов, а также
огромное количество современных исследований
в этой области позволяют говорить
о материнстве как
В наши дни материнство, занимая
незначительное место в иерархии
ценностей женщины, оттесняется
иными ценностями: профессиональными,
поиском материального
Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостающей информации.
Помимо возникновения
потребности в повышении своей
родительской компетентности происходит
осознание недостаточности в
эмоциональных переживаниях, неготовности
к возникновению материнских
чувств. Все это ведет к направленному,
осознанному развитию не только информационных,
но и эмоциональных основ
Важность материнского поведения
для развития ребенка, его сложная
структура и путь развития, множественность
культурных и индивидуальных вариантов,
а также огромное количество современных
исследований в этой области позволяют
говорить о материнстве как
Все это повлияло на выбор темы курсовой работы.
Объект исследования – материнство в контексте воспитания личности.
Предмет исследования – роль самооценки матери в развитии личности.
Цель: исследование особенностей влияния самооценки матери на формирование индивидуальных особенностей личности
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В процессе работы над темой были использованы такие методы исследования, как: анализ, синтез, библиографический, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
В первой главе рассмотрены
Во второй главе представлена информация о самооценке матерей, имеющих детей дошкольного возраста и особенностях её влияния на формирование индивидуальных особенностей.
В заключении представлены выводы по результатам исследования.
1 Научно-теоретические основы
1.1 Материнство, как
Психологи изучают материнство в соответствии с возрастом ребенка: от раннего и дошкольного возраста до школьного и подросткового (А.Д. Кошелева, Г.А. Свердлова, И.Ю.Ильина, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Г.Г.Хоментаускас и др.). Особое внимание в этих исследованиях уделяется эмоциональному состоянию матери, ребенка и влияние его на развитие личности.
Последние десятилетия стали появляться исследования, в которых материнство рассматривается как самостоятельный психологический феномен (С.Ю. Мещерякова, А.С.Спиваковская, Н.Н. Васягина, Н.А. Устинова, О.Е. Смирнова, Е.Н.Рыбакова).
Огромный вклад в изучении и развитии данного направления внесла Г.Г. Филиппова [1]. Она условно разделила материнство на две составляющие:
I. Материнство как часть личностной сферы женщины.
По мнению Г.Г. Филипповой материнство должно изучаться с учетом того,какие функции выполняет мать для развития ребенка и то, как они представлены в субъективной сфере самой матери. Автор выделила 2группы таких функций: видотипичные и конкретно-культурные. Успешность выполнения всех этих функций во многом определяет развитие ребенка на каждом этапе его становления и особенности построения взаимоотношений с окружающим миром. Специфика материнского поведения заключается в том, что являясь достаточно самостоятельной сферой, оно проходит в своем развитии несколько этапов:
1. Взаимодействие с собственной матерью, которое продолжается на протяжении всей жизни. Особенно оно важно на пренатальном периоде и после рождения ребенка, поскольку именно «во время беременности актуализируется весь эмоциональный опыт, который влияет на содержание ее собственного материнства» [1,78].
2. Развитие материнской сферы
в игровой деятельности
3. Няньчание характеризуется налаживанием эмоционального контакта с элементами ухода, заботы за детьми младшими по возрасту.
4. Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер. На этом этапе происходит формирование ценности ребенка как самостоятельной, не связанной с другими.
5. Взаимодействие с собственным ребенком. Представляет реализацию всех вышеперечисленных функций матерью по отношению к своему ребенку.
6. Отношение с ребенком после окончания возраста с характерным гештальтом младенчества.
Материнство, по мнению Г.Г.Филипповой, имеет свою определенную структуру, в которую входят три компонента:
- потребность в продолжении рода;
- модель детства и материнства,
существующая в данном
- потребности, желания, идеалы, цели самой матери.
В содержании материнской сферы автор выделяет три блока:
1. Потребностно-эмоциональный блок – собственно эмоциональное отношение к своему ребенку.
2. Операциональный блок, включающий в себя операции по уходу, кормлению, общению и воспитанию ребенка.
3. Ценностно-смысловой блок представляет собой отношение к ребенку и к материнству как к самостоятельной ценности.
Существует еще одна концепция «базовых качеств» матери, принадлежащая данному направлению – это концепция Исениной Е.И.[2].
Базовые качества матери – это качества, необходимые женщине для развития ребенка как «представителя рода homosapiens, члена культурного сообщества и индивида» [2,50].Ею было выделено две группы этих качеств:
1. Качества, связанные с отношением к ребенку (Я-ТЫ), среди этих качеств она выделяет такие, как:
- принятие – безусловно
- отзывчивость – внимание
Все эти качества развиваются, прежде всего, через отношение матери со значимыми для него людьми (ребенком, мужем, родственниками) в соответствии с ее индивидуальными особенностями.
2. Качества, связанные с отношением матери к окружающему миру (Я-МИР).
II. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка.
Материнство как обеспечение условий для развития ребенка рассматривается, прежде всего, с позиции детско-родительских отношений. Традиционно в отечественной психологии процесс общения и взаимодействия с родителями является источником развития ребенка, ведь именно в процессе общения передаются культурный опыт от поколения к поколению.
По мнению М.И.Лисиной взрослый выступает не только как основной безликий источник социализации ребенка, но и как уникальная личность со своими ценностями, переживаниями, целями, мотивами, смыслом жизни, которые естественно нельзя упускать из внимания.
Все исследования данного направления условно можно разделить на две группы – психофизиологические и психологические. О физиологических уже было сказано – это исследования, посвященные материнству в период беременности. Психологические включают в себя изучение ценностей, материнского поведения, родительских установок, отношений, чувств, позиций, ответственность и их влияние на развитие личности ребенка, каждый из которых состоит из трех компонентов:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- поведенческий.
В социальной психологии «ценность» включает в себя цели,идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении социального опыта. [3,383] Именно в семье происходит формирование, развитие, передача этих ценностей, являющихся мировоззренческой основой любого человека. Родительские установки и ожидания – «это установки на цели и средства деятельности в области родительства» [4,18].
А.Я.Варга под термином «родительское отношение» понимает совокупность чувств и поведенческих проявлений по отношению к ребенку, способность к пониманию ребенка и его поступков.
Кроме того, она выделила 4 типа родительского отношения:
- принимающе-авторитарное;
- отвергающее;
- симбиотическое;
- межличностная дистанция.
И.С.Кон [4] выделил 4 составляющие родительской роли:
- родительские ценности, установки;
- социальные роли отца и матери;
- родительские чувства, такое как любовь;
- культурные символы отцовства и материнства.
Он также считает, что изменения, которые происходят в обществе, существенно влияют на детско-родительские отношения. Каждая эпоха по- своему рассматривает эти взаимоотношения, диктуя свои правила родителям.