Влияние самооценки матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:55, реферат

Описание

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как психологический феномен …………….………….…….…5
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………9
2 Самооценка матери как фактор формирования индивидуальных особенностей в дошкольном возраст.....16
2.1 Самооценка матери и её особенности с точки зрения психологии материнства…………………………………………………………………………16
2.2 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста как результат материнского воспитания…………………………………………………...........19
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

бурдина.docx

— 57.58 Кб (Скачать документ)

Самооценка ребенка, осознание  предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем  годам на основе сравнения себя с  другими людьми. На пороге школы  возникает пороговый уровень  самосознания и волевой регуляции  поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции - довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразования,- пишет Л. И. Божович, - становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, .в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около  двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет  ребенок характеризует себя в  основном с внешней стороны, не отделяя  свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда  оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя и возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели. Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а - в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, которого заключается в постоянной готовности видеть в людях , воспроизводить и усваивать его. Правда, особой этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В старшем дошкольном возрасте ребенок  обучается взаимодействовать с  окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего  возраста, отчетливо является стремление к самостоятельности. Будучи не в  состоянии реализовать его в  условиях сложной, недоступной жизни взрослых дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. По гипотезе, которая была предложена Д. Б. Кониным, детская игра возникает именно благодаря существованию у ребенка такой потребности. В отдаленные от нас времена , а также у детей из современного общества, воспитываемых в условиях, когда сама жизнь побуждала их с раннего детства быть самостоятельными, детские игры возникали гораздо реже, в условиях новейшей европейской цивилизации. К появлению и дальнейшему развитию игр привело выделение детства как о подготовительного периода жизни. Современные игрушки - заместители тех предметов, с которыми ребенок должен встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у  многих детей складывается умение и  способность правильно оценивать  себя, свои успехи, личностные качества, причем не только в игровой, но так  других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое следует  рассматривать как еще один шаг  на пути к нормального обучения в  школе в будущем, так как с  школьного обучения ребенку постоянно  приходится оценивать в различных  видах деятельности, и если его  самооценка оказалась неадекватной, то и самосовершенствование в  данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и  прогнозировании результатов личностного  развития ребенка играет представление  о том, что дети разного возраста воспринимают и оценивают своих  родителей, кто является хорошим  объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение; способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меньше под воздействием родителей в промежутке времени от пяти лет, т. е. на три года меньше.

Психологические новообразования  дошкольного возраста

Подведем некоторые итоги: что  же приобретает ребенок в процессе своего развития в период дошкольного  детства?

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются  внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя. личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет  свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать  окружающую действительность, создавать  что-то новое. Творческие способности  у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени  получают первичное развитие имеющиеся  задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве  является обязательным условием ускоренного  развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка  к действительности.

В познавательных процессах возникает  синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять  и контролировать внутренний и внешний  планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся готовностью одинаково успешно решать задачи.

Одновременно завершается процесс  формирования речи средства общения, что  подготавливает благоприятную почву  активизации воспитания и, следовательно, для развития ребенка как личности. В процессе воспитания; проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начин управлять его поведением, превращая действия в произвольные нравственно регулируемые поступки. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные человеческие качества, включая деловые. Все это вместе образует индивидуальность ребенка и делает его личность отличной от других детей не только в интеллектуальном, но мотивационно-нравственном плане. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

 

 

2 Самооценка матери как  фактор формирования индивидуальных  особенностей в дошкольном возрасте

 

2.1 Самооценка матери и её  особенности с точки зрения  психологии материнства

 

Материнство изучается в психологии в различных аспектах, в психологических школах и направлениях. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, детской, педагогической психологии и т.д.

Важность материнского поведения  для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как о самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Самооценка – это восприятие человеком своей личности в контексте  общественных отношений: качеств, особенностей, достижений, чувств.

Наиболее часто применяют следующую  типологию:

- заниженная самооценка (когда  человек считает себя по многим  аспектам хуже остальных, недостойным  хорошего отношения)

- нормальная или адекватная (когда  человек реально воспринимает  свои особенности, достижения),

- завышенная (когда человек считает  себя лучше остальных; часто  проявляется в снобизме, заносчивости, тщеславности).

Есть мнение, что завышенная самооценка – на самом деле заниженная, но проявляемая  в форме защитных механизмов: компенсации, отрицания, вытеснения.

Одной из основных проблем, отражающихся на воспитании детей, является неадекватная самооценка родителей (завышенная или  заниженная).

Если у родителя заниженная самооценка, он будет неуверенным в себе, сомневающимся, нерешительным и боязливым. Все  эти сигналы неуверенности он будет бессознательно передавать своему малышу, а также в словах и действиях  своих будет транслировать ребенку  о том, что с ним не все в  порядке, т.е. «передавать по наследству»  свою неуверенность. Ребенок в этом случае вырастает замкнутым, неуверенным  в своих способностях и возможностях, страдает депрессиями и боится сделать  самостоятельный шаг.

Если у родителя завышенная самооценка, что часто путается с уверенностью, он будет самонадеянным, эгоистичным, не учитывающим чужие интересы, не признающим никого, кроме самого себя, таким самовлюбленным нарциссом. С таким родителем ребенку будет очень тяжело, поскольку в любом случае будет виноват ребенок. В результате он может вырасти либо таким же самонадеянным, либо «забитым».

Конечно, решающую роль играет наличие  этих проблем у матери, поскольку  она для малыша – весь мир.

«Родители – призраки».

Чаще всего рожают детей не из желания, а потому, что «так принято». Заняты своими интересами (карьера, работа, хобби или просто ничегонеделание), а ребенок – приложение к статусу, роли. Общение с ребенком идет формально, на уровне «сыт – обут – одет». Часто  бывают недовольны ребенком, считают  его обузой. Даже находясь в обществе своего ребенка, уплывают в свои фантазии.

Не налажена эмоциональная связь.

Ребенок не получает живого отклика  на свои призывы. Он чувствует себя одиноким, брошенным, испуганным.

Такой тип поведения родителей  приводит к тому, что ребенок вырастает  неуверенным в себе человеком, не может строить близких отношений, потому что в его опыте этого  не было, испытывает трудности в  установлении контактов, боится перемен, часто бывает в подавленном состоянии, иногда депрессивен, иногда агрессивен.

Ему будет трудно создать близкие  отношения, построить прочную семью.

2. «Родители – опекуны».

Этот тип играет роль «очень заботливого  и любящего родителя». В отличие  от первого типа, он так усердно  следит за каждым шагом и предотвращает  любые неудачи у ребенка, что  ребенок не понимает, какова его  личная роль в этом мире.

У такого родителя глубинное чувство  вины и с помощью «иллюзии заботы»  о своем ребенке он старается  снять чувство тревоги.

Излишние заласкивания, угождения, заискивание перед ребенком, незамедлительное удовлетворение всех его потребностей, огораживание от любых трудностей приводит к тому, что у малыша формируется  нездоровое эго: он привыкает считать, что ему все обязаны, каждый в  этом мире для него должен делать что-то, считает себя выше других, вырастает  беспомощным и ищет тех, кто будет  за него делать то, что положено делать ему.

Вырастая, ребенок остается незрелой личностью, зацикленным на себе и  удовлетворении собственных потребностей чужими руками. Недоволен собой и  окружающими, глубоко в душе несчастен, потому что беспомощен.

3. «Родители – контролеры».

Этот тип схож с «опекуном» с  той разницей, что «мать – контролер» не бывает довольна своим ребенком. Она считает, что он ничего не может  сделать самостоятельно, постоянно  поправляет каждое его действие, ругает за промахи, ошибки, критикует. Такие  мамы чаще бывают грубыми, могут бить своих детей, кричать.

Ребенок чувствует себя загнанным  в клетку, он задыхается от тотального контроля и не знает, как угодить  такой маме.

Внутри него нарастает чувство  гнева, но ему нельзя выражать свои чувства – МАМА БУДЕТ РУГАТЬ! Он начинает подавлять их в себе, тем самым становясь все более отчужденным и агрессивным. Внутри него бессознательно формируется чувство, что он – ничто в этом мире… Представляете, каково жить ребенку с таким ощущением?

Вырастая, такие дети становятся очень  агрессивными, озлобленными. Они попадают в неприятные ситуации, становятся преступниками. Соответственно ведут  себя в своих семьях и со своими детьми.

Во всех описанных случаях отсутствует  здоровая эмоциональная связь матери с ребенком, которая является первоосновой закладки психического здоровья личности. Второй же задачей родительства является подготовка ребенка к самостоятельной  жизни, развитие индивидуальности.

Ребенок, не получивший душевного  тепла и не имея опыта самостоятельности, становясь взрослым, чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, ненужным, неуверенным  в своих силах, внутри него пустота.

Информация о работе Влияние самооценки матери